Педагогическая поддержка — это совместное с воспитанником определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему сохранять человеческое достоинство, достигать положительных результатов в в учении, труде, общении, образе жизни.
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования, расширения возможностей образовательной среды, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности. Основными формами педагогической поддержки социализации являются:
1. Ролевые игры
2. Организационно-деятельностные игры
3. Тренинги
4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность.
5. Рефлексивный ситуационный классный час.
6. Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности.
1. Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.
Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификационных, социометрических и др.), могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.
Примерная инсценировка учащихся:
Количество игроков:любое
Дополнительно: карточки с именами какого-то известного сказочного персонажа
Эту игру можно играть даже с самыми маленькими детьми. Они разбиваются на пары, после чего каждый ребенок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного персонажа. Задача пары — подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.
Карточки для примера: Красная шапочка, серый волк, охотник, Золушка, Лиса, Белоснежка, Гном, Кощей Бессмертный, Мышонок, Царевна Лягушка, Дюймовочка, Старик Хоттабыч, Колобок, Незнайка, Ромашка, Елена Прекрасная, Чиполлино, Муха Цокотуха, Старичок-паучок, Маугли, Пантера Багира, Алиса, Буратино, Мальвина, Пьеро, пудель Артемон, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Конек-Горбунок, Винни Пух, Пятачок.
Для детей постарше предложенные персонажи должны быть интереснее и менее известны.
Примерные карточки: Кукорямбочка, Волшебник леса, Дух колодца, Брамбруляк, графиня Маня, таинственные божества Африки, Азии, Индии и т. д.
2. Организационно-деятельностные игры. Комплекс организационно-деятельностных игр обеспечивает последовательность переходов от стандартной ситуации к нестандартной, постепенное изменение личностной позиции. Его реализация создаёт предметную основу для овладения целостной деятельностью в условиях проектирования среды. Таким образом, организационно-деятельностные игры могут выступать интегрирующим звеном процесса воспитания и социализации, помогающим учащимся практически использовать знания и умения из различных дисциплин на основе их личностного самоопределения.
Организационно-деятельностные игры предполагают решения следующих задач:
1. Формирование направленности личности и формирование компетенции.
2. Формирование стратегических умений (способности ориентироваться в системе деятельности, определять место и цели собственной деятельности в целом и её основных этапов в соответствии с общими целями обучения и воспитания).
3. Развитие способностей к самоопределению и рефлексии.
Интеграция имеющихся разносторонних знаний участников и обучение способам их применения в практической деятельности.
Наиболее полно организационно-деятельностные игры реализуют свои интегративные функции в подростковый период развития. Этот факт полностью обуславливает использование организационно-деятельностных игр для реализации целей и задач воспитания и социализации. В данной модели системообразующим элементом выступают взрослые участники образовательного процесса. Именно от них зависит качественное состояние образовательной среды. Результаты организационно-деятельностных игр распространяются на все процессы, происходящие в Центре, и качественно влияют на весь спектр взаимодействий и взаимоотношений в коллективе.
Например: Организационно-деятельностная игра «Мое будущее». Рамки этого проектирования определялись общей для всей проектов темой — «Мое будущее».
Учащиеся выдвинули следующие игровые проекты:
1. «Поиск подходов к осмыслению школьной жизни (поиск смысла жизни учащегося)». Выдвигаемая проблема: апатия по отношению к учебному процессу и к происходящему в школе. Непонимание «зачем все это надо и что это дает в жизни». Личная ситуация автора проекта: зависть по отношению к тем, кто успешен по отметкам и кого все время хвалят учителя. Цели на игру: выделить существующие цели и ценности, стоящие за отношением к учебе («вывести успевающих на чистую воду») и построить действительно образовательные цели.
2. «Личностное становление в старших классах школы». Проблема: отсутствие «идеала».
3. «Постановка целей на школьный период».Проблема: отсутствие цели, «переутомление от делания того, что требуют другие, в то время как самому это не нужно».
4. «Движение учащегося». Проблема: нет видимых изменений.
5. «Моя профессия».Проблема: нет понимания, какие профессии нужны.
3. Тренинги.Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления. Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы. Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов: принцип активности, принцип исследовательской творческой позиции, принцип объективации (осознания) поведения; принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Тренинг «Качества личности».
Данный тренинг предназначен для детей начальных классов. Название данного тренинга говорит о том, что одной из важных задач является знакомство ребят с качествами личности и чертами характера, но самой главной целью является развитие самосознания (осознание собственного я, формирование адекватной самооценки, с помощью «обратной связи» присутствующих ребят). Кроме этого, не нужно забывать, что в процессе любого тренинга развиваются коммуникативные навыки.
Таким образом, тренинг будет состоять из трёх условных частей:
1) Знакомство с личностными чертами на примере героев мультфильмов (используется метод медиапсихологии — просмотр эпизодов мультфильмов и их обсуждение).
2) Эта часть будет направлена на осознание своих особенностей с помощью арттерапевтического упражнения «Кто я».
3) Третья часть основана на принципе «обратной связи», и позволит каждому ребёнку увидеть свои особенности глазами присутствующих ребят, с помощью интересных игр.
4. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность.
КТД выполняют две основные задачи: развивают отношения в коллективе, создают условия для развития каждого. По видам деятельности КТД классифицируется как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные и др.
КТД предполагает: постановка при общении с детьми целей деятельности; право детей на обоснованный выбор; акцентирование внимания на авторстве идей и предложений при коллективном планировании деятельности; подчёркивание ценности всех идей в том числе и непринятых; признание вклада в общее дело; возможность разработки альтернативных проектов и дел; поручения группового и индивидуального характера; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, введение специальных ролей; акцент на добровольность участия во всех делах; сочетание групповых и индивидуальных конкурсов; публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; анализ КТД.
5. Рефлексивный ситуационный классный час. Для технологии и методики индивидуального рефлексивного классного часа используется такая форма, как ситуационный классный час. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
1. Тема.
2. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
3. Информация (по материалам предварительной подготовки).
4. «Я — позиция» и её причины (учащиеся по кругу высказывают своё отношение к обсуждаемой проблеме).
5. «Я — позиция» и общественно-значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы).
6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы).
7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы рефлексии0.
8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему).
9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему).
10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемую проблему).
Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.
6. Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности.
Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.
При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства и доброхотничества позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина. Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно-полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
Литература:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1996. — 479 с.
2. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, Т. 1. 1983. — 391 с. Т. 2. 1983. — 318 с.
3. Петерсон Л. Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования/ Л. Г. Петерсон. — М:УМЦ «Школа 2000…», 2003. — 16 с.
4. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. — Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.