Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 23.01.2015

Статья просмотрена: 1855 раз

Библиографическое описание:

Бырдина, О. Г. Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности / О. Г. Бырдина, Ю. П. Сахарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 735-737. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15155/ (дата обращения: 16.12.2024).

Актуальность данной темы обусловлена тем, что человеческое общество немыслимо вне общения. Для младшего подростка общение выступает необходимым условием, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Младший подросток общается всегда, ведь общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между другими подростками.

Для того чтобы перейти к рассмотрению особенностей, мы рассмотрим термин коммуникативная компетентность.

Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и преумножение культурного наследия в целом [9].

Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, Б. Р. Ломова, В. Н. Мясищева, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта [6]. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности [2].

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г. М. Андреевой, мы выделяем комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению:

1)      межличностной коммуникации;

2)      межличностного взаимодействия;

3)      межличностного восприятия [1].

Первый вид умений включает в себя использование и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации и т. д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение и организовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечивает коммуникативное общение [1].

Таким образом, владение перечисленными умениями, способность устанавливать контакт с людьми и поддерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядом исследователей Ю. М. Жуков, Л. А. Петровский, П. В. Растянников и др. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком [5].

Структура коммуникативных умений определила в нашем исследовании компоненты формирования коммуникативной компетентности младших подростков: когнитивный, функционально-деятельностный и рефлексивно-оценочный [6].

Когнитивный компонент включает в себя знаний о том, каким образом необходимо строить общение, как можно наладить эмоциональный контакт, преодолеть барьеры общения, предупредить и разрешить конфликтную ситуацию.

Функционально-деятельностный компонент рассматривает как системообразующий фактор, обеспечивающий упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирования и развития её основных элементов и связей.

Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется устойчивой мотивацией самопознания, саморазвития и самосовершенствования в коммуникативной деятельности [6].

Основываясь на понимании подросткового возраста как этапа, характеризующегося качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь, отметим возрастные особенности данного возраста.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности [12]. В процессе коммуникации перед подростками возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т. е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой [3].

Для эффективного формирования коммуникативной компетентности у подростков необходимо правильно организовать внеучебную деятельность. Внеучебная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [9].

Организация внеучебной деятельности, в нашем исследовании, включает реализацию следующих педагогических условий:

1.         стимулирующе-мотивационных (мотивация подростков к коммуникации с помощью положительного настроя на общение);

2.         содержательно-технологических (использование активных методов: дискуссионных методов, ролевых игр, дебатов и. т.д.);

3.         организационно-реализационных (реализация программы сенситивного тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности у подростков во внеучебной деятельности).

Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. Весьма эффективны активные групповые методы, которые можно условно объединить в три основные блока:

-        дискуссионные методы;

-        игровые методы;

-        сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства).

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Групповая дискуссия повышает мотивацию, и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях [2].

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т. е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

Больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков [9].

Особенностью сенситивного тренинга является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта. В ходе сенситивного тренинга участники включаются в совершенно новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием. Мы включили в программу тренинга следующие упражнения: «Знакомство» (цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, мотивировать участников группы на общение), «Учусь доверять» (цель: научить общаться с окружающими), «Язык — важнейшее средство коммуникации» (цель: сформировать правильное общение с выбором, определенного коммуникативного стиля), «Скажем тревожности «Нет» (цель: открывать свой внутренний мир, задавать вопросы, допускающие широкий диапазон ответов, используя методы активного слушания, это поможет овладеть искусством ведения разговора) и др.

Результаты проведенной опытно — экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности использованных педагогических условий формирования коммуникативной компетентности подростков: дети в общении с другими ведут себя непринуждённо, способны организовать других на проведение тех или иных мероприятий, легко выбирают ориентиры, способы, средства в коммуникации, инициативны и деятельны в решении коллективных задач.

 

Литература:

 

1.                  Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Г. М. Андреева — М.: 1987. — 297с.

2.                  Бодалева А. А. Психологическое общение [Текст] / А. А. Бодалева — М.: Институт практической психологии, 1996. — 256с.

3.                  Бырдина, О. Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза [Текст] / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. -2013. -№ 10.-С.501–503.           

4.                  Ведерникова, Л. В. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности [Текст] / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, О. Г. Бырдина, О. В. Дубровина // Сибирский педагогический журнал. — 2014. — № 3. — С. 8–13.

5.                  Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников — Киров, 1991. — 142с.

6.                  Крутецкий В. А. Психология подростка [Текст] / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин — М.: Просвещение, 1965.

7.                  Крылов А. А. Психология [Текст] / А. А. Крылов — М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. С.165–173, 336–355.

8.                  Мелибурда Е. Л. Ты — мы: Психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е. Л. Мелибурда — М.: Прогресс, 1986. — 265с.

9.                  Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения [Текст] / В. Н. Мясищев — Л., 1970. — 39 с.

10.              Петровская Л. А. Обратная связь в межличностном общении. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология [Текст] / Л. А. Петровская, О. В. Соловьев — М.: изд-во МГУ, 1982. — № 3.

11.              Реан А. А. Психология подростка [Текст] / А. А. Реан — СПб.: «прайм-еврознак», 2003. — 480 с.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, общение, сенситивный тренинг, внеучебная деятельность, умение, вид умений, межличностное взаимодействие, младший подросток, подростковый возраст, процесс общения.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование ценностных ориентаций младших школьников в театрально-игровой деятельности

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности

Формирование ценностных ориентаций младших школьников в театрально-игровой деятельности

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами игры на уроках английского языка

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Формирование творческой и социально активной личности дошкольника в рамках инновационной деятельности

Задать вопрос