Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации.
Ключевые слова: коммуникативные умения, внеучебная деятельность, младшие подростки, активные формы воспитания.
Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности — приоритетная задача образования на современном этапе. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы — требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы.
Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие.
В новейшем психологическом словаре коммуникативные умения рассматриваются как индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживании с ними оптимальных отношений [7].
В рамках нашего исследования мы под коммуникативными умениями понимаем такие умения, как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Если эти коммуникативные умения у подростка не сформированы или находятся на низком уровне развития, то необходимо использовать определенные средства их формирования, соответствующие данному возрасту. Формирование предполагает изменение в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Формировать — это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное, умение.
Общение подростков со сверстниками имеет ряд таких особенностей как большое разнообразие коммуникативных действий в чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать такие невербальные действия и обращения, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Подросток спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. Вторая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов подростков отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у подростков наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В подростковом возрасте школьники второе чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми. При этом преобладают: действенные умения; риторические умения; умение вести диалог; умение слышать и слушать и вести спор; умение вставать на точку зрения другого; умение работать сообща для достижения общей цели. Третья специфическая особенность контактов подростков заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения.
Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения — игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств, предпочтительнее также через игру].
Это особенно актуально в младшем подростковом возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности, но продолжает существенно влиять на развитие младших подростков, поэтому им должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома.
Для успешного формирования коммуникативных умений целесообразно использовать внеучебную деятельность. В стандартах второго поколения под внеучебной деятельностью понимается, что это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Работу по освоению коммуникативных умений во внеучебной деятельности желательно проводить в игровой, увлекательной форме.
Для эффективного формирования коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности целесообразно использовать кружковую работу.
Кружковая работа — это одна из форм развития личности подростка, его творческих способностей, социализации несовершеннолетних в обществе [3].
Творчество — это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей [4].
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей — поддержать эти стремления подростка.
Кружковая работа включает такие формы работы: групповая, массовая, индивидуальная.
Работу по освоению коммуникативных умений на внеучебных занятиях с помощью кружка, желательно проводить с помощью активных форм воспитания, таких как: деловая игра — имитация рабочего процесса, моделирования, упрощенного воспроизведение реальной производственной ситуации; дискуссия — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность, алгоритмизированность [2]. Развитию коммуникативных умений младших подростков способствуют тренинги. Тренинг форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Особое внимание во внеучебной деятельности сегодня уделяется заданием ситуативно — ролевого характера (играм, тренингам), направленным на освоение коммуникативных, языковых и речевых умений. Для оценки сформированности коммуникативных умений подростков Дереча И. И., Линник Н. Н. предлагают использовать аутентичные средства оценивания, например, портфолио [5].
Мы реализовали работу кружка «Диалог», целью которого было формирование коммуникативных умений младших подростков. На занятиях кружка мы проводили:
- дискуссия на тему: «Умеем ли мы оказывать поддержку, помощь другим людям?», где было две команды (одна команда «за», другая «против»), в ходе дискуссии младшие подростки должны были вести дискуссию по схеме: тезис, аргумент, иллюстрация.
Про проведении ролевой игры, на тему: «Мой круг общения» — младшие подростки моделирование ситуации, как они общаются и с кем. Тренинг на тему «Позитивное отношение к себе и другим людям» — сначала учащиеся поприветствовали друг друга с помощью невербальных средств общения, поиграли в игру «Семь богатырей», по сказке А. С. Пушкина, где была одна царевна, а все остальные у частники должны были поделиться на подгруппы по 3–4 человека, и каждая группа должна была привести аргументы, чтобы царевна выбрала одну подгруппу. Затем учились благодарить друг друга, говорить комплименты.
Итак, чтобы у младшего подростка сформировать необходимые коммуникативные умения, надо создать условия, для их формирования, такие, чтобы у подростка появилось желание вступать в контакт с окружающими, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими и умение организовать общение. Мы должны формировать у младших подростков свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях, а так же умения продуктивного разрешения конфликтов, в сложившихся ситуациях.
Литература:
1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]/ А. С. Белкин. — Екатеринбург: УрГПИ, 1992. — 73 с.
2. Дереча И. И. Технологиии организации воспитательного процесса: учеб.-методическое пособие. -Ишим, 2012. -184 с.
3. Дереча И. И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: дис.. канд. пед. наук. Омск, 2005.
4. Дереча И. И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников Научно-методический электронный журнал «Концепт».2013. № 5(21).С.128–133.
5. Дереча И. И. Линник Н. Н. Аутентичный способ оценивания ключевых компетенций школьников в условиях перехода на ФГОС. В сборнике XXIII Ершовские чтения. Межвузовский сборник научных статей. Отв.ред. Л. В.Ведерникова. Ишим, 2013. С. 189–191.
6. Шапарь В. Г. Новейший психологический словарь [Текст]/ В. Г. Шапарь. — Ростов на Дону.:Феникс, 2005.