Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 02.05.2024

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Башанова, А. О. Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы / А. О. Башанова, Ж. Е. Алимжан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 381-382. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113562/ (дата обращения: 24.11.2024).



Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в своих способностях у школьников, развитие их самооценки и мотивации к обучению. Исследуются такие аспекты, как использование позитивной обратной связи, поощрение самостоятельности и творческого мышления, создание поддерживающей атмосферы в классе. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, работающих с детьми и подростками, а также для специалистов в области психологии образования.

Ключевые слова: мотивация, самовосприятие, педагогические подходы, самооценка.

В современном образовании особую важность приобретает формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. Эти процессы напрямую влияют на академическую успеваемость, мотивацию к обучению и эмоциональное благополучие учащихся.

Существует множество ученых и исследователей, которые занимаются изучением формирования самовосприятия и самооценки учащихся. Некоторые из них внесли значительный вклад в данную область и провели ценные исследования. Профессор психологии в Стэндфордском университете Карол Двек [1] исследовала ментальность роста (growth mindset) и ее влияние на самовосприятие и успех учащихся. А известный психолог Альберт Бандура [2], работавший в области социального когнитивного обучения, исследовал влияние самоэффективности самовосприятия и поведения учащихся.

Уроки русского языка и литературы представляют собой не только возможность для усвоения знаний и навыков, но и площадку для самореализации, самопознания и развития личности. Позитивное самовосприятие и самооценка способствуют формированию уверенности в собственных силах, развитию творческого потенциала и успешной социализации.

Для достижения целей по формированию положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы, необходимо создать поддерживающую обучающую среду, где каждый ученик чувствует себя важным и ценным. Педагог должен проявлять понимание, эмпатию и поддержку, стимулировать самостоятельность и активность учащихся, а также поощрять их успехи и достижения.

Для формирования положительного самовосприятия и самооценки у ученика можно использовать следующие подходы:

  1. Поощрение и поддержка: похвала за достижения, поддержка в трудных ситуациях, выражение уважения и доверия.
  2. Укрепление самооценки через достижения: поощрение ученика за успешные результаты, постановка реалистичных целей и помощь в их достижении.
  3. Развитие навыков самопознания: помощь ученику понять свои сильные и слабые стороны, принять себя таким, какой он есть, и стремиться к лучшему.
  4. Поддержка позитивного мышления: поощрение оптимистического отношения к себе и своим возможностям, развитие уверенности в себе.
  5. Создание безопасной обстановки: обеспечение доверительных отношений между учителем и учеником, где ученик чувствует себя комфортно и защищенно.

Важными компонентами формирования положительного самовосприятия и самооценки являются работа над развитием эмоционального интеллекта, стимулирование креативности и саморефлексии, а также индивидуализация образовательного процесса. Только в такой атмосфере учащиеся смогут раскрыть свой потенциал, достичь успеха в учебе и стать уверенными в себе личностями.

Исследования ученых, занимающихся формированием самовосприятия и самооценки учащихся, показывают, что эти аспекты играют важную роль в обучении и развитии личности. Влияние самовосприятия и самооценки на успех учащихся в учебе и жизни в целом неоспоримо. Важно понимать, что самовосприятие формируется на основе опыта, взаимодействия с окружающими, обратной связи от учителей и родителей, а также собственных убеждений и установок.

Ученики с положительным самовосприятием и высокой самооценкой чаще проявляют мотивацию к обучению, стремление к достижению целей, большую уверенность в своих силах и способностях. Они более открыты к новым знаниям, успешнее справляются с трудностями и стрессом, лучше адаптируются к изменениям и проблемам. Поэтому важно создавать благоприятное образовательное окружение, которое будет способствовать формированию позитивного самовосприятия и здоровой самооценки учащихся. Это может включать в себя поощрение усилий и достижений, поддержку в развитии навыков и способностей, предоставление возможностей для саморефлексии и саморазвития.

Обучающие программы и методики также могут быть спроектированы таким образом, чтобы поддерживать позитивное самовосприятие и самооценку учащихся, помогая им осознавать свои сильные стороны, преодолевать слабости и стремиться к личностному росту. В конечном итоге, развитие здорового самовосприятия и высокой самооценки учащихся способствует не только успешному обучению, но и формированию уверенной и адаптивной личности, способной к самореализации и достижению успеха в различных сферах жизни.

Литература:

  1. Кэрол Дуэк «Гибкое сознание»: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей
  2. Маргарита Иванова «Альберт Бандура и его теория социального научения»
  3. Марченко Галина Владимировна «Самовоспитание как основа непрерывного образования»
Основные термины (генерируются автоматически): положительное самовосприятие, самооценка учащихся, русский язык, позитивное самовосприятие, достижение, достижение целей, поддержка, развитие личности, самооценка, успех учащихся.


Похожие статьи

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников)

В статье анализируется формирование коммуникативных навыков у младших школьников, которое является весьма актуальной проблемой, от которой зависит не только дальнейшая результативность их обучения, но и весь процесс развития их личности и социализаци...

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Похожие статьи

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Кейс-стади как средство взаимодействия педагога с родителями по формированию учебной мотивации у младших школьников

Современная образовательная система на уровне начальной школы должна быть ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных мотиваций: создание положительного настроения на получение знаний, эмоционального по...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Особенности формирования коммуникативных умений в коллективе младших школьников (первоклассников)

В статье анализируется формирование коммуникативных навыков у младших школьников, которое является весьма актуальной проблемой, от которой зависит не только дальнейшая результативность их обучения, но и весь процесс развития их личности и социализаци...

Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ)

Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на...

Задать вопрос