В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование коммуникативных навыков, а также роль взаимодействия со взрослыми и со сверстниками.
Ключевые слова : дошкольное образование, коммуникативные навыки, старший возраст, развитие.
This article discusses the features of the formation of communication skills in older preschool children. The article analyzes the main points of the development of communication skills in preschoolers, methods and techniques that influence the formation of communication skills, as well as the role of interaction with adults and with peers.
Keywords: preschool education, communication skills, senior age, development.
Речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. [1]
Формирование и развитие речи происходит постепенно. С малых лет с ребенком необходимо играть, читать ему книги, учить вместе с ним стихи. Так он сможет развиться правильно и своевременно. Для правильного речевого развития ребенок должен свободно и непринужденно научиться общаться с окружающими.
Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. [2]
Развитие речи старшего дошкольника, умение логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшая задача в подготовке к школе. В этом возрасте ребенок уже способен пересказывать прочитанное, уметь объяснять свои решения. Также он овладевает грамотой и письмом благодаря умению слышать и различать звуки. К этому возрасту дошкольник приобретает достаточный словарный запас, правильно и грамотно строит свою речь, на вопросы отвечает полным ответом, может поделиться своим мнением, впечатлением о том или ином событии, способен фантазировать, сочинять истории.
Но несмотря на то, что дошкольник освоил уже множество сторон речи, необходимо продолжать заниматься и развивать коммуникативные навыки.
Существует множественное количество методов и приемов, которые помогают формировать коммуникативные навыки у детей. Предлагаемые задания должны вызывать у детей интерес, развивать мышление, воображение, самостоятельность.
Например, чтобы у ребенка речь стала более эмоциональной и яркой, можно дать задание по типу подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (веселый — смешной, интересный, забавный и т. д.). Или для расширения словаря можно классифицировать предметы по определенным признакам (мягкие, гладкие, круглые предметы).
Немаловажную роль для развития речи играют заучивание потешек, скороговорок, пословиц, отгадывания загадок, рассказывание стихов. Благодаря им дети учатся говорить четко и быстро. При этом у них развивается память.
Дети к 6–7 лет зачастую успешно овладевают грамматическим строем языка. Но все еще допускают ошибки при употреблении падежей, чисел, окончаниях. Для этого им следует давать задания для самостоятельного решения, чтобы ребенок смог освоить тему и проанализировал свои ошибки.
Вообще речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. При общении с ними он чаще употребляет те слова, которые говорят взрослые. Чаще родители являются авторитетным примером при проявлении доброжелательного отношения к людям, заботливого отношения к слабым, уважении к старшим. Они учат своих детей говорить правильно, высказывать свою точку зрения, делиться впечатлениями. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать как нужно правильно, усваивает новые знания.
Общаясь со сверстниками, у дошкольника речь становится яркой и насыщенной. Это говорит о том, что у них присутствует свобода, раскованность при общении друг с другом. При этом они могут использовать различные звуки и переделанные слова. Им важно высказаться самим, нежели чем слушать друг друга, поэтому они начинают перебивают и кричат чтобы их услышали. Они могут притворяться, выражать обиду, фантазировать.
Литература:
- А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд.: Мозаика-Синтез; Москва; 2008
- Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000–160 с.
- Галигузова, Людмила Николаевна. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. — Москва: Просвещение, 1992. — 142, [1] с.: ил.; 22 см. — (Библиотека воспитателя детского сада); ISBN 5–09–004054–0: Б. ц.
- Клюева, Н. В. Общение: дети 5–12 лет [Текст] / Н. В. Клюева. — М.: Просвещение, 2012–322 с.