Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 13.03.2024

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Амирханова, З. З. Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / З. З. Амирханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 217-218. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111943/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование коммуникативных навыков, а также роль взаимодействия со взрослыми и со сверстниками.

Ключевые слова : дошкольное образование, коммуникативные навыки, старший возраст, развитие.

This article discusses the features of the formation of communication skills in older preschool children. The article analyzes the main points of the development of communication skills in preschoolers, methods and techniques that influence the formation of communication skills, as well as the role of interaction with adults and with peers.

Keywords: preschool education, communication skills, senior age, development.

Речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. [1]

Формирование и развитие речи происходит постепенно. С малых лет с ребенком необходимо играть, читать ему книги, учить вместе с ним стихи. Так он сможет развиться правильно и своевременно. Для правильного речевого развития ребенок должен свободно и непринужденно научиться общаться с окружающими.

Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. [2]

Развитие речи старшего дошкольника, умение логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшая задача в подготовке к школе. В этом возрасте ребенок уже способен пересказывать прочитанное, уметь объяснять свои решения. Также он овладевает грамотой и письмом благодаря умению слышать и различать звуки. К этому возрасту дошкольник приобретает достаточный словарный запас, правильно и грамотно строит свою речь, на вопросы отвечает полным ответом, может поделиться своим мнением, впечатлением о том или ином событии, способен фантазировать, сочинять истории.

Но несмотря на то, что дошкольник освоил уже множество сторон речи, необходимо продолжать заниматься и развивать коммуникативные навыки.

Существует множественное количество методов и приемов, которые помогают формировать коммуникативные навыки у детей. Предлагаемые задания должны вызывать у детей интерес, развивать мышление, воображение, самостоятельность.

Например, чтобы у ребенка речь стала более эмоциональной и яркой, можно дать задание по типу подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (веселый — смешной, интересный, забавный и т. д.). Или для расширения словаря можно классифицировать предметы по определенным признакам (мягкие, гладкие, круглые предметы).

Немаловажную роль для развития речи играют заучивание потешек, скороговорок, пословиц, отгадывания загадок, рассказывание стихов. Благодаря им дети учатся говорить четко и быстро. При этом у них развивается память.

Дети к 6–7 лет зачастую успешно овладевают грамматическим строем языка. Но все еще допускают ошибки при употреблении падежей, чисел, окончаниях. Для этого им следует давать задания для самостоятельного решения, чтобы ребенок смог освоить тему и проанализировал свои ошибки.

Вообще речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. При общении с ними он чаще употребляет те слова, которые говорят взрослые. Чаще родители являются авторитетным примером при проявлении доброжелательного отношения к людям, заботливого отношения к слабым, уважении к старшим. Они учат своих детей говорить правильно, высказывать свою точку зрения, делиться впечатлениями. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать как нужно правильно, усваивает новые знания.

Общаясь со сверстниками, у дошкольника речь становится яркой и насыщенной. Это говорит о том, что у них присутствует свобода, раскованность при общении друг с другом. При этом они могут использовать различные звуки и переделанные слова. Им важно высказаться самим, нежели чем слушать друг друга, поэтому они начинают перебивают и кричат чтобы их услышали. Они могут притворяться, выражать обиду, фантазировать.

Литература:

  1. А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд.: Мозаика-Синтез; Москва; 2008
  2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000–160 с.
  3. Галигузова, Людмила Николаевна. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. — Москва: Просвещение, 1992. — 142, [1] с.: ил.; 22 см. — (Библиотека воспитателя детского сада); ISBN 5–09–004054–0: Б. ц.
  4. Клюева, Н. В. Общение: дети 5–12 лет [Текст] / Н. В. Клюева. — М.: Просвещение, 2012–322 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи, навык, общение, правильное речевое развитие, речь.


Похожие статьи

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей ...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников в игре

Данная статья рассматривает теоретические основы развития коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игры. В статье анализируются ключевые аспекты развития коммуникативных умений и навыков, важность игровой деятельности в данном процес...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Похожие статьи

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей ...

Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...

Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников в игре

Данная статья рассматривает теоретические основы развития коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игры. В статье анализируются ключевые аспекты развития коммуникативных умений и навыков, важность игровой деятельности в данном процес...

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Задать вопрос