Современные клубы по месту жительства направлены на создание организационных, социально-психологических и педагогических условий, а также выполняют функции социального становления, саморазвития и самореализации детей и подростков. Психологическая атмосфера в клубах по месту жительства характеризуется максимальной комфортностью для детей и не регламентируется обязательствами и стандартами. Деятельность клуба построена по принципу открытости для всех желающих. Образовательный процесс организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги) и представляет собой многообразие организационных форм в соответствии с интересами и потребностями детей и подростков. Образовательный процесс в клубах по месту жительства носит развивающий характер: главным является не сообщение знаний, а включение в коллективную творческую деятельность, в том числе и организацию интерактивной работы. Деятельность клубов строится по различным направлениям: досуговая работа с детьми и подростками; социально-педагогическая и психологическая работа; индивидуально-профилактическая и коррекционная работа с детьми и подростками группы риска и детей из неблагополучных семей и т. д. Также одним из немаловажных направлений деятельности педагогов в клубах по месту жительства является профориентация. Существуют разные способы организации профориентационной работы с подростками:
1. Знакомство воспитанника с профессиограммой (документ, в котором описаны особенности той или иной профессии) и психограммой (документ, включающий описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека, работающего в данном направлении) интересующей профессии.
2. Диагностика отдельных профессионально важных качеств.
3. Развивающая групповая консультация, предусматривающая применение активных методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические и интерактивные игры и упражнения.
Одними из наиболее эффективных методов в работе клубов по месту жительства являются интерактивные методы. Интерактивные методы в клубах по месту жительства основаны на взаимодействии участника клуба с другими участниками, педагогами, родителями. Данные методы, как отмечают психологи, позволяют подросткам самим решать трудные задачи, искать выход из проблемных ситуаций, а не просто быть наблюдателями, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из воображаемой ситуации в реальную; являются психологически комфортными для подростков. Рассмотрим подробнее теоретические аспекты использования интерактивных методов.
Интеракция (англ. interaction, лат. inter — между и actio деятельность) определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга [3]. Как отмечается в книге К.Фопель, понятие «интеракция» включает внутриличностную (различные части моей личности вступают в контакт друг с другом) и межличностную (я вступаю в контакт с другими людьми) коммуникацию [5]. Интерактивный («inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие воспитанников не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения и воспитания [2]. Вопросами интерактивного обучения и воспитания занимались В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и другие.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; интерактивные игры; социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки, представления); разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки», «Брейн ринг»); кейс-метод; презентации [6].
Одним из наиболее продуктивных интерактивных подходов мы считаем интерактивные игры. Интерактивные игры — это хорошая помощь для ведущих, которых волнует не только решение задач группы, но и самочувствие и взаимоотношения участников. Игры помогают связать требования, которые предъявляются наличием групповой задачи, с индивидуальными потребностями каждого. Преимущество интерактивных игр заключается в возможности их приложения ко всем возникающим в группе ситуациям и к разным тематическим и проблемным областям [5]. Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Из множества аспектов внутриличностных или межличностных проблем они помогают выделить важные элементы и представляют их в искусственно созданном контексте в виде некой схемы действий. Таким способом интеллектуальная и эмоциональная энергия участников фокусируется в определенном направлении. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего [5, с. 9]. Независимо от специфической цели каждую интерактивную игру можно рассматривать как более или менее структурированную обучающую ситуацию, позволяющую участникам развивать новое понимание себя и формировать новые модели поведения. Основное отличие традиционных методов обучения от интерактивных игр заключается в том, что первые обращаются только к интеллекту участника, а вторые затрагивают личность обучаемого целиком — его мысли, чувства, знания, интерес и стремление к игре. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Важная особенность интерактивных игр — это их способность мотивировать участников и вызвать их любопытство [5, с. 30–32].
Выделяют специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие участников: возможность проявления активность; получение обратной связи; завершенность игровой процедуры; открытость результатов; учет потребностей участников; возможность для соревнования и сотрудничества; равные шансы для всех; возможность увидеть ситуацию по-новому; ощущение принадлежности к группе; отступление ведущего на «задний план» [5].
Интерактивные игры побуждают участников тренировать определенные психологические навыки, а именно: дифференцированное восприятие, открытую коммуникацию, формулирование требований, принятие решений, помощь другим, сотрудничество, поиск возможностей самопомощи, силу сопротивления, личную ответственность [5]. Все это в совокупности является немаловажным аспектом в организации профориентационной работы в клубах по месту жительства.
К. Фопель выделяет четыре шага в работе с интерактивными играми:
1. Анализ групповой ситуации: ведущий должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, каким образом он может оказать участникам поддержку. В случае с профориентацией можно выяснить, что именно интересует подростка в данной сфере по той или иной профессии.
2. Инструктирование участников: объяснить, что именно следует делать.
Достаточно важно, чтобы этап инструктирования содержал в себе следующее:
- Информация о целях проведения игры.
- Четкие инструкции о процессе.
- Подчеркивание экспериментального характера игры.
- Уверенное поведение ведущего.
- Акцент на добровольности.
3. Проведение игры: ведущий контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. Наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники. Как правило, сам он не принимает участия в игре — в этом случае участники чувствуют себя более независимыми. Однако в начале работы группы он может изредка поучаствовать, чтобы помочь группе избавиться от скованности.
4. Подведение итогов:
Деятельность ведущего на этом этапе способствует решению следующих задач: руководство процессом самоанализа; поощрение обмена опытом; помощь в осознании особенностей своего поведения; помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни [5].
На современном этапе существует множество игр по профориентации, и некоторые по их определенным характеристикам можно отнести к интерактивным. В качестве примера можно использовать известную профориентационную игру «Спящий город». Игра рассчитана на учащихся 9–11 классов и может быть проведена как с группой в 12–15 человек, так и с целым классом. Задачи игры заключаются в следующем: создать условия для конструктивного взаимодействия учащихся друг с другом; повысить уровень ориентации в мире профессий; способствовать развитию рефлексии. Данная игра представляет собой игру-проживание, в ходе которой участники учатся выстраивать свою деятельность и отношения, соотносясь с заданными условиями, правилами, своими интересами и интересами других людей [1]. Игру можно представить в соответствии с теми 4 этапами, которые предлагаются в книге К. Фопель:
1. Анализ групповой ситуации: можно предварительно побеседовать с участниками игры в клубах по месту жительства, выяснить их основные потребности, проблемы в вопросах профориентации, в целом оценить группу участников, с которыми предстоит проводить данную игру.
2. Инструктирование участников: подробно объяснить все аспекты и особенности игры.
3. Проведение игры: ведущий контролирует соблюдение правил игры, при необходимости объясняет непонятные моменты для участников, поддерживает нужную атмосферу, мотивирует участников, стимулирует их активность (отдельными репликами, пояснениями и т. д.).
4. Подведение итогов: участникам можно задать конкретные вопросы, касающиеся самой игры и той пользы и удовлетворения, которую они получили от игры (Скажите, что в этой игре вам показалось самым важным, наиболее значимым? Научились ли вы чему-нибудь в ходе этой игры? Если научились, то чему конкретно?).
Таким образом, можно выделить мотивирующие аспекты, присущие интерактивным играм и которые, в свою очередь, соответствуют задачам каждого из этапов игры «Спящий город». На основе данных аспектов и задач игры была составлена таблица:
Таблица 1
Аспекты интерактивных игр и задачи игры «Спящий город»
Аспекты |
Задачи игры |
Проявление активности |
погружение участников в игровую ситуацию |
Получение обратной связи |
анализ чувств участников; установление обратной связи с другими участниками |
Завершенность игровой процедуры |
сопоставление целей выбора профессии; выход из игровой ситуации через подведение итогов |
Открытость результатов |
создание атмосферы доверия |
Учет потребностей участников |
создание положительного настроя на игру |
Возможность для соревнования и сотрудничества |
разделение участников на несколько команд |
Равные шансы для всех |
задания идентичного характера, не разделяющиеся по уровню сложности |
Возможность увидеть ситуацию по-новому |
осмысление участниками предложенного материала через включение их в коллективную творческую деятельность |
Ощущение принадлежности к группе |
организация коллективной работы в командах |
Отступление ведущего на «задний план» |
предоставление самостоятельности членам команд; координирование ведущим только некоторых игровых моментов |
Также в профориентационной работе в клубах по месту жительства можно отдельно рассматривать дискуссионный метод, который относится к интерактивным методам. Н. С. Пряжников определяет дискуссионный метод как обсуждение специально подготовленных ситуаций. Дискуссионный метод используется тогда, когда требуется актуализировать значимую проблему (с точки зрения педагога) в сознании обучающихся. Применительно к профориентации — это, прежде всего, неоднозначные вопросы ценностно-смыслового самоопределения на современном рынке труда, а также многие другие вопросы профессионального самоопределения [4]. В процессе организации работы по профориентации можно использовать дискуссионный метод в различных формах: как в игровой, так и в форме отдельных тематических дискуссий. Темы дискуссий могут быть разнообразные: «Какой я вижу свою будущую профессиональную деятельность?», «Какие профессии я хотел бы освоить?», «Самые актуальные профессии современности», «Самые престижные профессии современности» и т. д. Кроме прочего можно использовать готовые ситуации с заданной проблемой для последующего обсуждения. Н. С. Пряжников предлагает несколько таких ситуаций. Например, родители настойчиво уговаривают своего сына поступить в государственный вуз, используя связи: в этом вузе у родителей есть влиятельные приятели среди руководства. Проблема в том, что сам молодой человек хочет поступить в другой государственный вуз (чтобы получать стипендию и не сидеть на шее у родителей) и, главное, самостоятельно. В книге Н. С. Пряжникова представлены разные профориентационные игры, в которых используется дискуссия: «Три судьбы», «Эпитафия», «Профконсультация» [4]. В качестве примера более подробно разберем игру «Профконсультация» (для подростков). В данной игре ведущий предлагает группе разыграть ситуацию, где один-два «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка» после окончания школы. Соответственно, участники распределяют роли. В данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько само формирование готовности анализировать различные ситуации профессионального выбора. Следовательно, в игре используется дискуссионный метод, т. е учащиеся обсуждают конкретный вопрос в специально заданной ситуации.
Таким образом, на наш взгляд, рассматриваемые интерактивные методы, используемые в профориентации в клубах по месту жительства, способствуют развитию у воспитанников коммуникативных навыков, нового понимания себя и своих интересов, способствуют формированию моделей поведения в различных проблемных ситуациях, ориентируют воспитанников в мире профессий, включая их во взаимодействие друг с другом, требуют дискуссий, рассуждений, выражения собственных мыслей.
Литература:
1. Медведева И. В. Большая психологическая игра «Спящий город» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — URL: http://festival.1september.ru/articles/610500/ (дата обращения: 1.05.2015).
2. Метод обучения. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %CC %E5 %F2 %EE %E4 %FB_ %EE %E1 %F3 %F7 %E5 %ED %E8 %FF (дата обращения: 5.03.2015).
3. Психология общения: энциклопедический словарь / Учреждение Российской акад. образования Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. — Москва: Когито-Центр, 2011. — 598, [1] с.
4. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — Москва: Вако, 2005.- 288 с.
5. Фопель К. Технология ведения тренинга: теория и практика. — М.: Генезис, 2013. — 272 с.
6. Интерактивные подходы. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %C8 %ED %F2 %E5 %F0 %E0 %EA %F2 %E8 %E2 %ED %FB %E5_ %EF %EE %E4 %F5 %EE %E4 %FB (дата обращения: 14.05.2015).