Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2022

Статья просмотрена: 624 раза

Библиографическое описание:

Фадина, Н. С. Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н. С. Фадина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97437/ (дата обращения: 16.12.2024).



Все чаще в общеобразовательные школы приходят дети, имеющие разнообразные проблемы развития, в том числе нарушения речи и коммуникации. Логопеды сталкиваются с тем, что привычные формы работы с такими детьми не дают планируемый результат, поведение таких детей вызывает недовольство у педагогов и сверстников.

Большинство педагогов считает, что затруднения с коммуникацией испытываю только дети с расстройством аутистического спектра, но на практике подобные проблемы испытывают дети с нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха, тяжелыми нарушениями речи и органическим поражением нервной системы. Чем тяжелее проявления дефекта развития, тем сильнее выражены проблемы с речью, коммуникацией и восприятием информации, что напрямую влияет на появление новых умений и навыков.

Логопеду необходимо создать функциональную систему коммуникации, соответствующую уровню понимания ребенка. Некоторые дети смогут использовать речь, а другим может потребоваться альтернативная (дополнительная) коммуникация.

Альтернативная коммуникация — вариант неголосовой коммуникации, которая используется как полная или частичная замена речи. Данный вид коммуникации используется в случае полного отсутствия речи и подразумевает овладение иной формы коммуникации с помощью невербальных средств (жестов, фотографий, пиктограмм и т. д.).

Дополнительная (дополняющая) коммуникация подходит для детей с недостаточным уровнем сформированной устной речи, это вариант поддержки уже имеющейся речи. Данный вид коммуникации может помочь как детям с задержкой речевого развития, так и детям, чье вербальное общение не позволяет выстраивать эффективное взаимодействие с окружающим миром. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь [2].

Существует несколько видов альтернативной коммуникации, например, с использованием жестов или движения тела, с использованием визуальных образов (письмо, символы, пиктограммы) и с помощью тактильных ощущений [1].

Именно логопед оценивает возможности ребенка: уровень понимания речи, состояние познавательной сферы, моторных возможностей. Для понимания того, чему и как учить ребенка с ОВЗ, необходимо определение его возможностей в понимании социальных ситуаций, в готовности воспринимать и использовать различные символы как коммуникативные сигналы.

Большинство детей с особенностями речи и коммуникации предпочитают визуальный стиль общения. Такая информация лучше обрабатывается и сохраняется в памяти ребенка, ее легче структурировать и выделить главное. Существует большое количество АДК-систем на основе графических символов: система символов Блисс, пиктографическая идеографическая коммуникация PCS, система символов WIDGIT, PECS и др.

Принимая решение об использовании той или иной АДК с визуальной поддержкой, педагог должен учитывать этапы символического развития. Наиболее простой для понимания этап реального объекта, наиболее сложный — абстрактный этап, включающий в себя устные и письменные слова.

— Реальный объект

— Миниатюра объекта

— Фото реального объекта

— Рисунок объекта

— Символ (со словом или без слова)

— Письменное или устное слово

В зависимости от уровня символического развития ребенка, начинать надо с реального объекта или фото объекта. Постепенно, когда ребенок привыкнет к графической системе, изображения можно упрощать до схематического, постепенно на карточках появляется текст, тем самым, ребенок запоминает графическое отображение слова. Недостаточно научить понимать символы, гораздо важнее научить использовать данный вид коммуникации во всех жизненных ситуациях, когда ребенка что-то беспокоит или он испытывает стресс.

Большинство педагогов не знают, с чего начать внедрение АДК на основе визуальной поддержки и совершают типичные ошибки. Вы должны удостовериться, что ребенок пытается вступать в коммуникацию и развивать эти попытки. Если во время занятия ребенок получает всё, в чем нуждается, то ему нет смысла вступать в коммуникацию с вами и просить что-либо. Проектируйте ситуации так, чтобы было больше поводов и возможностей для экспрессивного общения или обращений за помощью.

Введение АДК требуется во всех сферах жизни ребенка: в детском саду или школе, дома, в тех местах, где он чаще всего бывает, например, у родственников или в развивающем центре. Единые правила и требования помогают ребенку сформировать целостную систему. Любая знаковая деятельность поддерживает как сам процесс коммуникации, так и когнитивное развитие.

Рекомендации по организации занятия

Устраните отвлекающие факторы — уберите все неиспользуемые материалы в шкаф, отключите звук в телефоне. Необходимо учитывать возможную сенсорную перегрузку ребенка, например, шум в соседнем помещении. Ваша речь должна быть медленной и четкой, говорите короткими фразами и давайте больше времени на обработку ребенком ваших слов. Попытайтесь сократить количество вопросов, используйте больше комментариев и выражайте одобрение действиям ребенка.

Требования к карточкам

Большинство источников по АДК рекомендуют размер карточки 5х5 см, на начальном этапе карточки могут быть гораздо крупнее и быть вырезаны по контуру объекта.

Используйте бумагу высокой плотности. Большинство педагогов ламинируют карточки, но необходимо учитывать, что при воспроизведении текста или штриховых иллюстраций применяют бумагу с минимальным глянцем.

Необходимо уделить внимание подбору изображений. Иллюстрации должны быть:

— простыми, лаконичными;

— четко прорисованными;

— узнаваемыми;

— без перспектив, теней, штриховок;

— доступными для понимания.

При использовании фото реальных объектов или людей, выбирайте четкие фото, без отвлекающих деталей, желательно с однотонным фоном.

Кегль шрифта в подписи должен быть крупным (20 пунктов), цвет — черный. Не допускается использование курсива, печать светлым на цветном или черном фоне.

На первых этапах работы вы можете скачать различные материалы для работы совершенно бесплатно на сайтах: adk-info.ru, proautism.ru, e-igroteca.com, corhelp.ru.

Формирование словаря

Все слова в АДК можно разделить на «базовые» и «ситуативные». Базовые слова используются в любой ситуации. Эти слова охватывают широкий спектр грамматических форм — местоимения, глаголы, союзы и пр. Системы АДК используют эти ключевые слова, чтобы позволить не говорящим людям общаться. Одним из основных препятствий для использования основных слов является их абстрактность, их может быть трудно отобразить на карточке, в этом случае лучше ввести слово и учить пользоваться именно словом — устным или письменным.

Ситуативный словарь подходит для использования в определенной ситуации. Слова в таком словаре соответствуют определенной тематике и их проще отобразить графически. Обычно в такой словарь входит больше существительных и прилагательных. Если полагаться исключительно на эти части речи при создании базового словаря, польза такого словаря будет ограниченной.

При выборе слов для словаря необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его актуальный жизненный опыт, потребности и степень понимания. Необходимо проанализировать, что говорят дети такого возраста, а затем убедиться, что люди, использующие АДК на основе символов, могут сказать то же самое [3]. Обычно это 50–400 слов, которые составляют большую часть всего, что мы говорим.

Не стоит предлагать ребенку сразу большой объем слов, вводите новые слова постепенно, после успешного освоения предыдущих. Постепенно количество карточек станет достаточным, чтобы составить визуальное расписание или коммуникативную таблицу. Таблица с базовым словарем не привязана к какой-либо конкретной ситуации или событию, символы из такой таблицы позволяют использовать различные формы общения: запросы, комментарии, вопросы и т. д. Размещение всех символов на одной странице удобнее для ребенка. При добавлении новых слов в таблицу важно оставлять уже изученные символы на своих местах, это способствует развитию моторного автоматизма и лучшей ориентации в символах. В дальнейшем, при формировании ситуативного словаря, можно создавать тематические коммуникативные таблицы, например «Поход в магазин», «Прогулка в парке» и т. д.

Большинство родителей и педагогов имеют одну и ту же цель для пользователей АДК — дать им возможность ясно доносить свои мысли до любого, с кем им нужно поговорить. Известно, что основные слова предоставят пользователям АДК доступ примерно к 80 % слов, которые им понадобятся. Остальные 20 % наглядны и просты в освоении. Поэтому необходимо приложить усилия к изучению 80 % слов, которые нужны чаще всего, но труднее выучить, тем самым, научить пользователей АДК эффективному общению на всю оставшуюся жизнь. Помните, чтобы помочь детям научиться использовать символы, нам надо самим использовать их, общаясь с детьми.

Литература:

  1. Альтернативная и дополненная коммуникация. — Текст: электронный // Википедия. Свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Альтернативная_и_дополненная_коммуникация (дата обращения: 27.10.2022).
  2. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О. Н. Тверская, М. А. Щепелина; выпуск. ред. А. Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь. 2018. — 160 с.
  3. Рязанова, И. Л. (2019) Низкотехнологичные средства АДК: начинаем использовать. Практика социальной работы. Открытый методический ресурс, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.центрсемья.рф/system/files/tmp/Рязанова_И_Низкотехнологичное %20АДК.pdf (дата обращения 15.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, большинство педагогов, вид коммуникации, коммуникация, символ, альтернативная коммуникация, базовый словарь, визуальная поддержка, ситуативный словарь.


Похожие статьи

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Использование коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Технологии сохранения и стимулирования здоровья при работе с заикающимися детьми

Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми с ДЦП

Похожие статьи

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Использование коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Технологии сохранения и стимулирования здоровья при работе с заикающимися детьми

Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми с ДЦП

Задать вопрос