Обучение аудированию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.10.2019

Статья просмотрена: 1017 раз

Библиографическое описание:

Арчегова, С. З. Обучение аудированию / С. З. Арчегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63092/ (дата обращения: 16.11.2024).



Аудирование — неотъемлемый компонент устной речи, обеспечивает возможность общения на иностранном языке, так же как и говорение. Если мы слышим, что учащиеся не понимают обращенной к ним речи, мы точно можем сказать, что пониманию речи на иностранном языке необходимо учить намеренно. Аудирование является отличным средством обучения английскому языку. Посредством аудирования учащиеся активно усваивают лексику и грамматические структуры.

Нам необходимо сформировать ряд факторов, основополагающих для этого вида речевой деятельности: дети должны опознавать звуковой поток, воспринимать значения слов, выделять важную информацию в тексте.

Иногда быстрый темп или незнакомый голос затрудняют понимание, поэтому учитель повторяет текст в замедленном темпе два или три раза, прежде чем учащиеся прослушают его в записи.

Между тем при аудировании связных текстов учащиеся должны понять общий смысл высказывания, логику и последовательность изложения, основные и второстепенные факты, выделить опорные слова, уметь выразить свое отношение к услышанному. Учитель должен подобрать правильные тексты для прослушивания, соответствующие их возрасту и уровню. Также учащиеся должны часто слушать не только речь учителя, но и аудиозаписи носителей языка, аутентичные тексты. Дети могут сами выбирать что им слушать, они могут слушать новости, музыку, разнообразные образовательные передачи.

Всем известно, что речь — это часть мышления. Без навыка аудирования невозможно правильное чтение, так как читая мы пользуемся речью. Итак, хочется отметить, что без аудирования невозможно научиться правильно читать, говорить, писать.

Для начала необходимо решить следующие задачи:

1) выявить психологические и лингвистические особенности аудирования на английском языке;

2) определить факторы, характеризующие аудитора;

3) определить навыки и умения, связанные с функционированием речевых механизмов аудирования;

4) выявить критерии отбора аутентичных аудиотекстов;

5) разработать научно-обоснованную систему упражнений для развития речевых механизмов аудирования;

6) определить наиболее эффективные виды и формы контроля понимания аутентичных текстов на английском языке.

Необходимо развивать память, использовать специально подобранные упражнения, использовать только е аутентичные тексты. Для того, чтобы учащиеся хорошо воспринимали иностранную речь, нужно развивать умения прогнозирования, механизм памяти, навыки понимания и осмысления услышанной информации, навыки интерпретации.

Аудирование в той или иной степени присутствует на каждом уроке, является его неотъемлемой частью в виде тренировочного упражнения.

Итак, особую сложность в аудировании представляют речевые механизмы памяти, вероятностного прогнозирования и осмысления. Для того, чтобы преодолеть сложности в аудировании нужна постоянная тренировка этих механизмов путем выполнения соответствующих упражнений.

Необходимо выполнять систему упражнений для развития навыков аудирования:

  1. Синхронное повторение за диктором.
  2. Упражнения на развитие речевого слуха (аудирование на узнавание конкретных слов и структур.
  3. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-нибудь принципу.
  4. Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо теме.
  5. Воспроизвести все даты, названия в правильной последовательности.
  6. Закончить фразу, текст.

Итак, умение слушать является залогом успеха в изучении иностранного языка. Важно сосредоточенно слушать учителя, диктора, товарища; стараться удержать в памяти воспринимаемую речь, звуковую цепь.

Существует 3 этапа в работе с текстами по аудированию: дотекстовый, этап прослушивания, послетекстовый этап. Дотекстовый этап помогает усилить мотивацию. Сформулировать установку на первое прослушивание. Здесь можно разобрать новые слова, встречающиеся в тексте, ответить на вопросы, обратить внимание на заголовок текста. Во время первого прослушивания учащиеся стараются понять текст и выполнить задания к нему. Послетекстовый этап представляет собой дальнейшую работу над текстом.

Важным моментом в обучении аудированию является мотивация. Если учащиеся с желанием прослушивают тексты, то мобилизуется весь потенциал, повышается внимание и интенсивность мыслительных процессов. Необходимо подбирать правильные аудиотексты. Трудные тексты могут испугать и разочаровать ученика, а слишком легкие тексты тоже нежелательны. Одним их эффективных средств создания мотивации являются тексты на молодежную тематику или тексты о стране изучаемого языка, о жизни и обычаях ее народа.

Литература:

  1. Пассов Е. И. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. — М.: Просвещение, 1993
  2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М., 2000
  3. Грызулина А., Павловский Д. Ещё два приёма обучению аудированию // Учитель, № 6, 2000.
  4. Елухина Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно — ориентированной методики // ИЯШ. 1989
  5. Павловский Д. Об одном приёме обучения аудированию // Учитель, № 4, 2000
Основные термины (генерируются автоматически): текст, английский язык, аудирование, иностранный язык, учащийся, речевой механизм аудирования, слово.


Задать вопрос