Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения первоначального этапа дизайн-проекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 16.03.2017

Статья просмотрена: 1446 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Н. Е. Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения первоначального этапа дизайн-проекта / Н. Е. Киселева, А. Н. Двухжилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 430-432. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40510/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье определяются основные понятия, такие как: дизайн, дизайн-проект, а также роль и значение дизайна в жизни человека; выявляются основные виды и направления в дизайне; раскрывается огромная роль рисунка как основного средства выражения замысла проекта и его значение в воплощении первоначального этапа дизайн-концепции.

Ключевые слова: рисунок, дизайн, дизайн-проект, замысел, этапы проекта

The article defines basic concepts such as: design, design project, as well as the role and importance of design in human life; identify the main types and trends in design; reveals the profound role of drawing as a primary means of expression of design intent and its importance in the embodiment of the initial phase of the design project.

Key words: drawing, design, design project plan, project stages

Человек всегда стремился к красоте. Желание сделать своё предметное окружение индивидуальным и привлекательным присутствует в каждом. В повседневной жизни мы окружены дизайнерскими изделиями: в быту, на работе отдыхе и т.д. С течением времени, функция и значение дизайна в жизни человека только возрастает. Вещи, становятся своеобразным показателями уровня жизни, благополучия и социальной защищенности человека. Рациональное использование продуктов дизайна в повседневной жизни служит основой для физического, и главное морального развития человека [1].

В определении словарей и энциклопедий на сайте «Академик» дизайн — это «вид проектной междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды» [2].

Дизайн охватывает множество областей. Основные виды дизайна:

— промышленный (индустриальный) — определение функциональных и внешних качеств изделий; проектирование взаимодействия — разработкой интерактивных изделий, систем, услуг; транспортный дизайн; веб-дизайн (компьютерный дизайн); дизайн пространственной среды: архитектурный, дизайн архитектурной среды, световой дизайн; графический дизайн; ландшафтный дизайн; футуродизайн — проектирующий дизайн и типологию будущего; экологический дизайн; дизайн имиджа человека.

В каждом из этих направлений дизайна используется свой дизайн-проект, включающий графическое изображение — рисунок, составленный вручную. Все идеи зреют у автора в голове и, чтобы грамотно воплотить их, необходимо иметь опыт в рисунке и, как отмечает О. А. Иванов: «для такой деятельности необходимо иметь развитое пространственное воображение и образное мышление». От качества выполненного рисунка зависит успех проекта [3].

Дизайн-проект — это комплект документов и материалов определенного свойства. Так, например, в дизайне архитектурной среды это будет комплект документов и материалов, характеризующих все отделочные решения по дизайну офиса, дома, квартиры или отдельной комнаты. Прописывается всё, начиная с плана возведения новых перегородок и заканчивая схемой подбора цвета для стен и мебели. Дизайн-проект может быть выполнен в любом стиле от классики до модерна и включает в себя несколько разделов, каждый из которых несёт смысловую нагрузку. В целом дизайн-проект является прописанной концепцией дизайна для конкретного объекта из любой области жизнедеятельности человека [4].

Дизайн стал видом творческой деятельности человека и даже профессией, сближающей его с деятельностью художника, с которым дизайн соединяется в познании секретов красоты и гармонии. Эти секреты красоты и гармонии положены в основу предметного мира. Задачу постижения красоты и гармонии помогает решать рисунок — изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунок — необходимая составляющая дизайн-проекта [5].

Профессиональное обучение дизайнера — проблема сложная, по своей сущности, что объясняется многогранностью самой профессии, интегрирующей в себе научное и инженерно-техническое знание со способностью художественно-образной интерпретации проектных ситуаций. Ранее принятое в нашей стране официальное название — художник-конструктор точно передавало дизайнерскую деятельность как сплав искусства и инженерных знаний. И сейчас «художественное» и «техническое» выступают различными и взаимодополняющими друг друга сторонами творческого процесса профессиональной деятельности дизайнера [6].

Рисунок служит технической подготовкой специалиста художественной профессии к творческому созиданию. В литературе последних лет, при рассмотрении роли рисунка в профессиональной архитектурно-проектной и дизайнерской деятельности, отмечается, что рисунок для архитектора и дизайнера является основным средством выражения замысла, первым и начальным этапом в создании архитектурного сооружения или вещи. Рисунок всегда являлся генератором профессиональной культуры дизайнера и архитектора, а процесс рисования — путем раскрытия и реализации замысла. Для гармоничного развития графической культуры, личности дизайнера необходимо уделять одинаковое внимание обучению и художественной графике, и технической. Профессиональная культура дизайнера базируется на специальной графической подготовке. В данном случае, под специальной графической подготовкой понимается «способность обучающегося оперировать понятиями и пространственными образами, связанными с визуализацией информации, транслировать ее с помощью графических средств» [Там же, с. 266].

Любая дизайнерская деятельность включает в себя несколько стадий, каждая из которых несет определенные задачи: задание на проектирование, предпроектные исследования, фор-эскиз и дизайн-концепция, эскизное проектирование, художественно-конструкторский проект, рабочий проект. В настоящее время в создании проекта играют большую роль современные компьютерные технологии, но наиболее важное место рисунок от руки находит в составлении фор-эскизов и дизайн-концепции, а также в эскизном проектировании, где делается большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. Большой вклад в исследование данного вопроса внесли такие авторы как: Е. И. Прокофьев, А. И. Михайлов, Р. В. Шипилов, А. М. Силуянычев — КГАСУ; О. А. Иванов — НГАХА; С. Б. Поморов, С. А. Прохоров, А. В. Шадурин — АлтГТУ; В. К. Еленецкий — Смоленский гуманитарный университет; Л. В. Папилина — Магнитогорский государственный университет и другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что рисунок был и остается актуальным инструментом в создании объектов дизайна; способствует развитию художественно-творческого мышления, является основным средством выражения замысла проекта, помогая донести мысль и идею автора в виде графического изображения и играет огромную роль в воплощении первоначального этапа дизайн-проекта.

Литература:

  1. Дизайн и его роль в жизни современного человека / http://studopedia.ru/8_35525_dizayn-i-ego-rol-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka.html
  2. Словари и энциклопедии на Академике / Академик.–dic.academic.ru
  3. Иванов А. О. Рисунок. Подготовительный курс к Высшей архитектурно-дизайнерской школе: Уч. пос. — Новосибирск: НГАХА, 2001. -118с.,илл. 15ВМ 5–89170–012–3
  4. Словари и энциклопедии на Академике / Академик.–dic.academic.ru
  5. Еленецкий В. К. Значение рисунка в дизайне // Современные проблемы науки. — 2012. — № 2;
  6. Папилина Л. В. «Особенности обучения техническому рисунку будущих дизайнеров» журнал: «Вестник Оренбургского университета» № 11–2 / 2007
Основные термины (генерируются автоматически): дизайн, рисунок, дизайнерская деятельность, архитектурная среда, графическое изображение, основное средство выражения замысла проекта, повседневная жизнь, профессиональная культура дизайнера, специальная графическая подготовка, эскизное проектирование.


Похожие статьи

От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна

В статье рассматривается отечественный графический дизайн, как новый вид художественной деятельности. Просматривается развитие теории дизайна, его практический опыт в области промышленного дизайна и основные принципы теории дизайна. Определена роль о...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Общая модель проектирования образовательного портала

В данной статье рассматривается один из подходов проектирования общей модели образовательного портала вуза в условиях развития информационного общества.

О проблемах становления экологического дизайна в России

В статье рассмотрены основные проблемы экологии, возникающие из-за неконтролируемого потребления ресурсов, характерные черты эко-дизайна в аспекте производства одежды, становление и развитие экологического дизайна, а также проблемы, возникающие при в...

Концепция и особенности проектной структуры управления

В данной статье рассматривается суть проектной структуры управления, а также её позитивные и негативные стороны, возможности и недостатки её внедрения.

Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство

В этой статье изложены и раскрыты законы композиции в изобразительной силе искусства. В чём заключается смысл и истинная сущность произведения искусства? Какова его роль, конечная цель и смысл в жизни человека? Какова должна быть его смысловая и псих...

Развитие урбанистического дизайна в культурном контексте

В статье анализируется проблема формирования среды обитания человека инструментами средового дизайна с позиций культурологии.

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Инновационный проект как исходный элемент инновационной деятельности предприятия: понятие, содержание и прединвестиционные исследования

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки инновационных проектов, в частности понятие, содержание и прединвестиционные исследования. Представлена приблизительная схема разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) инн...

Похожие статьи

От теории дизайна к методологии проектирования графического дизайна

В статье рассматривается отечественный графический дизайн, как новый вид художественной деятельности. Просматривается развитие теории дизайна, его практический опыт в области промышленного дизайна и основные принципы теории дизайна. Определена роль о...

Проектирование социально-культурного пространства в образовательном учреждении: организационно-педагогический подход

В статье раскрываются основные понятия пространства, его элементов и процесса проектирования. Помимо этого, представлены современные условия проектирования социально-культурного пространства, а именно: педагогические и организационные, приводится их ...

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Общая модель проектирования образовательного портала

В данной статье рассматривается один из подходов проектирования общей модели образовательного портала вуза в условиях развития информационного общества.

О проблемах становления экологического дизайна в России

В статье рассмотрены основные проблемы экологии, возникающие из-за неконтролируемого потребления ресурсов, характерные черты эко-дизайна в аспекте производства одежды, становление и развитие экологического дизайна, а также проблемы, возникающие при в...

Концепция и особенности проектной структуры управления

В данной статье рассматривается суть проектной структуры управления, а также её позитивные и негативные стороны, возможности и недостатки её внедрения.

Концептально-сущностные положения философии и эстетической категории: композиция, культура и искусство

В этой статье изложены и раскрыты законы композиции в изобразительной силе искусства. В чём заключается смысл и истинная сущность произведения искусства? Какова его роль, конечная цель и смысл в жизни человека? Какова должна быть его смысловая и псих...

Развитие урбанистического дизайна в культурном контексте

В статье анализируется проблема формирования среды обитания человека инструментами средового дизайна с позиций культурологии.

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Инновационный проект как исходный элемент инновационной деятельности предприятия: понятие, содержание и прединвестиционные исследования

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты разработки инновационных проектов, в частности понятие, содержание и прединвестиционные исследования. Представлена приблизительная схема разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) инн...

Задать вопрос