Значение рисунка в проектной деятельности архитектора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 2518 раз

Библиографическое описание:

Кравченко, М. И. Значение рисунка в проектной деятельности архитектора / М. И. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46093/ (дата обращения: 25.12.2024).



Значение рисунка в проектной деятельности архитектора в докомпьютерный период не вызывало сомнений. У французского философа Дени Дидро было высказывание: «Не доверяйте архитектору, не умеющему рисовать» [2], оно служило своего рода знаменем профессиональной архитектурной деятельности, а формула «Архитектор думает на бумаге» еще не так давно на занятиях по проектированию звучала, как единственный и неоспоримый вариант творческого архитектурного поиска.

Сейчас, во времена современных технологий, компьютерное проектирование занимает всё больше и больше места в проектной деятельности архитекторов в вузовских программах. При этом как бы отодвигая привычный для нас архитектурный рисунок на второй план, давая понять, что он не сильно-то и нужен архитекторам, что без него ничего не изменится.

Однако, рисунок архитектора — это особая графика, особые каноны, особые задачи. В рисунке архитектора целью является познание конструктивной природы объекта, в то время как цель, например, художника заключается в создании самобытного художественного произведения, созданного благодаря эмоциональной переработке увиденного. Опыт последних лет показывает, что без рисунка у архитекторов возникают проблемы творческого характера, потому что во время разработки эскизов (если говорить об архитектурной композиции), у архитектора включается фактор воображения, и всё, что может его остановить — это собственная фантазия. В любой момент можно отказаться от эскиза, приступив к другому, уйти от одной идеи, начав другую, что сравнительно сложно сделать на компьютере, где свободу архитектурного мышления ограничивают различные инструменты и их набор в той или иной компьютерной программе [4, 5, 7, 10].

Да, безусловно, компьютерное проектирование имеет свои плюсы, со стороны работа, выполненная на компьютере, выглядит более солидной. Но целью эскиза не является высокое качество представления. Задача заключается в изображении архитектурных идей, передаче своего неповторимого, авторского, индивидуального почерка наиболее рациональным графическим путем. Только рисунок позволяет передать наши представления вне зависимости от всех существующих установок, приемов и подходов, то есть создать такие построения, которые говорили бы с полной силой о поставленной проблеме, но не были бы связаны требованием их обязательной непосредственной утилитарной пригодности.

Архитектурный рисунок, по мнению Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, является одним из ключевых элементов формирования и совершенствования профессионального мышления архитектора. Рисуя с натуры выдающиеся памятники архитектуры и современные объекты, архитектор учится чувствовать и использовать широкий диапазон пластических и выразительных средств, ощущать и применять детали, оценивать пространственные решения и пропорции зданий. Затем при проектировании рисунок позволяет быстро и четко оформить свою мысль и найденный образ для последующей обработки и перевода в цифровую графику, чертежи и 3D модели. Взаимодействие натренированного глаза, сознания и руки дает возможность зафиксировать даже в самых первых эскизах не только эмоциональную выразительность будущего здания, но и найти точные, а главное гармоничные пропорции и соотношения членений фасада, размеров окон и простенков, необходимость в дополнительных декоративных элементах и так далее. По сути, качественный архитектурный рисунок становится ключом к созданию качественной архитектуры [3].

Архитектурный рисунок позволяет архитекторам расширять свое творческое мышление, создавая рисунок своей рукой, чувствуя каждую линию, каждый штрих, каждую деталь, воспринимая пропорции зданий и различные пространственные решения. «Только рука устанавливает связь между сознанием и подсознанием», — утверждает культовый архитектор современности Заха Хадид «Творчество — это способ осмысления мира. И более того, его формирования…» считает Заха Хадид. «Я никогда не воспринимала свои бумажные работы просто как рисунки, они были инструментом производства реальности» — пишет она [1].

Великий Русский архитектор Я. Г. Чернихов отмечал, что потребность отображать некоторые свои замыслы в виде архитектурных рисунков существовала всегда [9]. Потому что эти рисунки, часто отличались от обычных архитектурных приемов своими отступлениями от принятых норм как композиционного, так и технического свойства. При фиксировании своих представлений на рисунке архитектор мог вводить некоторые новшества и композиционные вольности, имел возможность показать новые, часто более совершенные средства, с помощью которых можно полнее и пространнее выявить богатство наших представлений и замыслов. Путем ряда зарисовок можно в конце концов получить все данные для подхода вплотную к разрешению тех или иных вопросов, занимающих мозг архитектора [9].

Получается, что только архитектурный рисунок способен передать наши представления вне зависимости от всех существующих установок, приемов и подходов. Именно поэтому архитектурный рисунок не должен исчезнуть из вузовских программ, а наоборот должен быть признан, как один из важнейших предметов в развитии студента, как будущего архитектора. Ведь все задания архитектурного рисунка направлены на расширение творческих возможностей, будь то изображение геометрических форм, архитектурных деталей, пространственных композиций. Выполняя эти задания, будущие архитекторы развивают свою фантазию, учатся правильно компоновать, абстрактно мыслить, формируют свой индивидуальный почерк, развивают объемно-пространственное воображение и тонкость визуального восприятия.

Достоинства ручного эскизирования в сравнении с компьютерным моделированием описываются во многих работах современных теоретиков и практиков архитектуры. Так, например, О. Г. Максимов, профессор Московского архитектурного института, заслуженный архитектор России, рассказывает о преимуществах архитектурного рисунка перед цифровыми технологиями через анализ творчества ведущих мастеров архитектуры. Вот о чем он говорит в своей работе: «Сейчас актуальной стала презентация архитектурной мысли в формате ЗD, подчас просто минуя какой-либо рукотворный процесс. С применением компьютерных технологий при кажущейся лёгкости компьютерного моделирования на экранах интеллектуальных графических терминалов создаётся впечатление о вторичности роли рукотворного мастерства. Впечатление явно ошибочное» [6]. Рисунки к проектам — это и есть рисунки по представлению, воображению, созданию новых образов на основе прошлых восприятий. В данном процессе используется весь арсенал наблюдений и знаний действительности, фантазии и искусства рисовальщика. Именно в этом процессе архитектурный рисунок предстает как фактор формообразования на всех его этапах от первоначального замысла до конкретного воплощения. Это есть «кухня» архитектора, где рисунок, изображая форму, несет в себе возможность её видоизменять, подсказывать её развитие [3].

Архитектурный рисунок имеет значение, прежде всего, как существенное, а возможно определяющее обстоятельство архитектурного творчества, как важнейший момент в процессе становления архитектурного образа. Именно с этой точки зрения необходимо изобразительное мастерство и культура архитектурного рисунка, вооруженность архитектора для выполнения творческого замысла. По этим признакам архитектурный рисунок можно отнести к самостоятельному виду искусства. Так, Сергей Чобан, отвечая на вопрос Итальянского журналиста Лукой Молинари «Почему сохранение искусства ручного рисования кажется вам столь важным сегодня?», говорит: «Для меня архитектурный рисунок — это полноценный и самостоятельный вид искусства, позволяющий мне максимально точно выразить мое ощущение пространства, детали, поверхности, то есть всего того, что составляет суть архитектуры» [11].

Также и Массимилиано Фуксас, известный современный архитектор, выделяет все компоненты архитектурного рисунка в первый (самостоятельный) этап проектирования: набросок, эскиз, рисунок. Сначала надо сформулировать и зафиксировать замысел, и в этом случае архитектурный рисунок является наиболее быстрым, гибким, простым и подвижным средством. Только потом — макет и только за тем — виртуальное моделирование [2].

Примеры можно продолжить бесконечно, но вывод только один — архитектура не может отказаться от рисунка в век рационального мышления и машинной глобализации.

В современном мире в эпоху цифровых технологий устоявшиеся традиции рисунка находятся в состоянии кризиса, который показывает глубокие противоречия в проектной деятельности архитекторов, а также в системе архитектурного образования. Данная проблема сформировалась в результате переориентации проектной практики с ручного эскизирования на компьютерную графику.

Нельзя отрицать, что при помощи компьютера выполнять проектные задачи становится проще и быстрее, так как компьютерные программы большинство процессов выполняют автоматически, и это в значительной степени ускоряет сам процесс проектирования, поэтому студенты и опытные архитекторы все чаще пренебрегают ручными зарисовками в пользу компьютерной графики. Один из выводов Е. В. Кокориной [2] говорит о том, что архитектурный рисунок всегда играл важную роль визуального информационного образования в представлении креативных идей проектных решений в основе творческого процесса концептуального проектирования. Его следует рассматривать как средство профессиональной коммуникации и как визуальный язык творческого метода архитектора, использование которого обеспечивает способность понимания, познания, представления и творческую реализацию информации в образное представление нового мира архитектуры. Так, в своей работе «Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций» Е. В. Кокорина проводит исследования архитектурного рисунка с точки зрения психологии, рассматривая его как креативную составляющую языка профессиональных коммуникаций [2].

Необходимость рисунка в творчестве архитектора не нужно доказывать — это видно невооруженным глазом. Это самый интересный и ценный этап работы архитектора. Да, на проектировании мы работаем на компьютерах, однако, перед тем, как перенести идею в электронный вариант, мы прорабатываем ее вручную, мы делаем эскизы, набрасываем идеи, и только потом редактируем на компьютере. Это основа всех основ. Рисунок ни при каких обстоятельствах не должен исчезнуть из программ подготовки архитекторов. Как считает Сергей Чобан: «Рисунок всегда будет важным языком архитектора, несмотря на то, какую роль в его работе сегодня играет компьютер. Именно рисунок лучше всего помогает раскрыть замысел проекта. Возможно, эскизы не так информативны, как визуализации, но они очаровывают своей рукотворностью и более наглядно представляют процесс создания того или иного объекта» [11].

Таким образом все изложенное убеждает в том, что рисунок является главным изобразительным средством творческого метода архитектора, одно из средств постоянного стремления к более совершенному решению всех проблем проектирования. Архитектор должен хорошо владеть искусством рисования — это залог успешного выполнения любой проектной задачи. Поэтому преподавание рисунка должно сохраниться в качестве одной из ведущих дисциплин в обучении архитектора.

Литература:

1. Заха Хадид (Zaha Hadid). URL: http://www.archplatforma.ru/?act=2&tgid

  1. Кокорина Е. В. Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций». Автореф. канд. дисс. Воронеж, 2011. 24 с.
  2. Кузнецов С. О. Архитектурный рисунок и его роль в работе архитектора. Сергей Кузнецов. URL: http://sergey-kuznetsov.com/ru/news
  3. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2015. 480 с.
  4. Ломоносова М. Г. Графика и живопись. М.: Изд-во АСТ, Астрель, 2003. 208с.
  5. Максимов О. Г. Рисунок архитектора, как генератор его профессиональной культуры и творчества // Архитектура и строительство России. 2014. № 12 (204). С. 36–40.
  6. Прокудина Р. Р. Преимущества архитектурного рисунка //Архитектон: известия вузов. 2015. № 50 (Приложение). URL: http://archvuz.ru/numbers/2015_22/15

8. Сергей Кузнецов. Архитектурный рисунок. URL: http://sergey-kuznetsov.com/ru/news

  1. Чернихов Я. О. Архитектурные фантазии. Ленинград: Изд-во «Международная книга», 1933. 180 с.
  2. Янес М. Д., Домингез Э. Р. Рисунок для архитекторов: Перевод с испанского Ю. В. Севостьяновой: Научный консультант О. Б. Антоненко. М.: Арт-Родник, 2005. 191 с.
  3. Sergei Tchoban. Architectural Drawings. Italy, Skira, 2015. arch:speech URL: http://archspeech.com/article/sergey-choban-arhitekturnye-risunki
Основные термины (генерируются автоматически): архитектурный рисунок, рисунок, архитектор, индивидуальный почерк, компьютерная графика, компьютерное моделирование, компьютерное проектирование, проектная деятельность архитекторов, самостоятельный вид искусства, творческий метод архитектора.


Задать вопрос