В статье рассматриваются вопросы непрерывного графического развития студентов в высшей школе. Сформированы концепции графического образования и содержания графической культуры студентов.
Ключевые слова:графическая грамотность; творческо-графического отношения; концепция графического образования; проектно-графического творчества; непрерывное графическое развитие.
В профессиональной подготовке будущего специалиста — творца важное место отводится развитию графической грамотности. Графическая деятельность студентов заключается в решении ими графических задач на уровне специалистов-творцов (конструкторы, дизайнеры, архитекторы и др.).
Графическая деятельность студентов в вузе направлена на совершенствование графических знаний и умений, полученных в школе — развитие пространственного воображения, технических, творческих способностей и в целом доведение графической деятельности до творческого уровня.
Графической грамотности принадлежит особое, ничем иным не заменимое место в общей системе профессионального формирования будущего специалиста-творца. Она способствует целостному развитию духовного мира, обогащая графическую культуру студента опытом человеческих чувств и отношении, выраженных в проектно-графическом творчестве. При этом будущий специалист не просто «информируется» об имеющемся в данной области опыте, но и совершенствуется в собственной графической деятельности (чтении и выполнении чертежей, конструировании и проектировании новых технических решений).
Согласно современным дидактическим концепциям, процесс обучения графики базируется на единстве образовательной, воспитательной и развивающейфункции. Каждый из учебных предметов несет знания о мире, обогащает опытом осуществления способов деятельности, опытом творчества и наконец, опытом эмоционально-ценностного отношения [1, с. 9]. Как видим, графическая грамотность целиком вписывается в указанную дидактическую концептуальную схему вооружая и облагораживая обучающихся разнообразным социально-ценным графическом опытом.
Вместе с тем для обучения графике наиболее присуще обогащение студентов практикой формирования творческо-графического отношения к миру, развитие внутренней свободы как ощущение себя одним из составляющих общий поток культуры. Несмотря на очевидную важность графического образования для студентов, в высшая и профессиональная школа ещё не стала центром творческо-графического саморазвития и самовоспитания. Одна из основных причин этого заключается в определенной отстраненности предметов графического цикла, внеаудиторной работы от всего вузовского учебно-воспитательного процесса. Стремясь утвердиться в качестве особого цикла, не уставая подчеркивать специфичность образного познания мира посредством проектно-графического творчества, преподаватели-графики, чаще всего замыкаются в своей творческо-графической сфере, мало связывают собственную деятельность с деятельностью других преподавателей графиков, опытом работы всей массы преподавателей высшей школы.
В переходе от технократизации к гуманитаризации и демократизации высшего и профессионального образования графике принадлежит одно из ведущих мест в развитии творческого сознания — важнейшего «инструмента» становления гармонично развитой личности.
Важнейшее направление графического образования студентов- подготовка обучающихся к самостоятельному знакомству с различными сферами графического творчества, с его высокими образцами, приспособленными к развитию творческой, графической культуры молодого человека. Развитие потребностей в графическом самообразовании, формирование соответствующих знаний и способов деятельности как показывает проведенное в Джизакском политехническом институте (совместно с ст. преп. А. Э. Джанузаковым) и Джизакском ГПИ исследование, является краеугольным камнем в системе графического образования студентов.
Исследование показывает, чтобы в процессе графического развития студентов необходимо решить совокупность взаимосвязанных задач:
дать ясные представления о взаимосвязи графической деятельности с жизнью человека и общества, всеми доступными средствами развивать готовность к участию в творческой жизни вуза, семьи, общества;
вооружить студентов актуальными для них, осознанными ключевыми, опорными, обобщенными графическими знаниями и умениями;
способствовать формированию оценочных суждений о месте, значении и возможностях графической грамотности как предмета творческого освоения социального жизненного явления, средства совершенствования собственной графической культуры;
стремиться к рассмотрению «географии» приобщенности к графическому творчеству, приобретать любовь к познанию инонациональной графической культуры как средств приобщения к типическим проявления и общей культуры народа.
Высокая графическая культура предусматривает:
обеспечение, в соответствии с требованиями современного производства, четкости и удобочитаемости чертежа на всех стадиях изготовления по нему изделия, с наименьшими затратами времени на его чтение;
наименьшие трудовые затраты на выполнение самого чертежа; это в первую очередь касается рационального отображения на чертеже формы детали, всех ее элементов, выбора главного изображения, количества изображений, их взаимного расположения; правильное, творческое и полное (не формальное) применение системы стандартизации в чертежном деле и последующих ее достижений;
обоснованный и экономный выбор формата чертежа и всей компоновки изображений на чертеже.
Высокая графическая культура немыслима также без хорошей графической техники изготовления чертежа специалистом-творцом (надписи, знаки, обозначения, линии чертежа — по соответствующим ГОСТ ЕСКД).
Традиционные взгляды на графическое образование сложились на современном этапе научно-технического прогресса и была обусловлены соответствующими социально-экономическими требованиями (прежде всего требованиями индустриального материального производства). В то же время в современных условиях возник ряд существенных факторов, требующих разработки технологических подходов к графическому образованию. К наиболее важным из них относятся:
переориентация графического образования на потребности будущей проектно-графической деятельности студентов в современном производстве;
организация с учетом «учебной ситуации» и проблемного характера обучения графики при использовании новых технологий обучения [2, с.337].
Соответственно, современная концепция графического образования должна быть ориентирована на потребности личности в условиях технически высокоразвитого общества, рыночных отношений в экономике, обеспечение предпосылок ее внутренней свободы; на развитие способностей к самообразованию и применению знаний на практике. Общей целью графического образования в предложенной концепции принято непрерывное графическое развитие личности (как основная предпосылка усвоения необходимых знаний и их применения в качестве средств (творческой деятельности). Оно предполагает: усвоение фундаментальных идей, представлений, знаний о мире техники и технологии, общих схем ориентировки в нем; развитие системно ориентированного стиля мышления альтернативного подхода к способам графической деятельности с учетом ее последствий для человека, природы, общества.
Новизна концепции в сравнении с традиционными подходами может быть выражена следующими основными положениями:
- ориентация на развитие личности студентов (соответствующего стиля мышления, общих схем ориентировки способов деятельности и т. п.) а не на усвоение ими заданного объема графических знаний и умений. Это необходимое, условие осуществления непрерывного графического образования.
- фундаментализация содержания графического образования как неотъемлемой составляющей базисного содержания современного общего образования.
- объект содержания графического образования выходит далеко за рамки материального производства в области преобразовательной (творческой) деятельности людей вообще, мир техники как искусственную среду обитания человечества в частности.
- расширение содержания графического образования за счет включения в него машинно-графических (компьютерная графика) аспектов преобразовательной деятельности специалистов; соответствующее расширение ее источников(ведущими среди них становятся) комплексные графические дисциплины, общетехнические науки и др. проблемно-ориентированные области знаний).
Литература: