Орнамент — один из древних видов искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 63900 раз

Библиографическое описание:

Мусинова, А. С. Орнамент — один из древних видов искусства / А. С. Мусинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 654-656. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38770/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье говориться об истории происхождения орнамента. Даётся характеристика видам орнаментального декора и его использования.

Орнамент (от лат. Орнаментум — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Исполняемый средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки. Орнамент — это особая область искусства которая интересна по своему историческому происхождению и своему близкому соотношению с другими прекрасными видами искусства.

Орнамент служит украшением предметов прикладного и декоративного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике. На сколько трудно представить себе какой-нибудь архитектурный памятник без орнаментального декора того времени и народа. Общие стилистические, признаки орнаментального искусства определяются особенностями изобразительной культуры данного народа, обладают определённой устойчивостью на протяжении того или иного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. В каждом отдельном случае свойства орнамента зависят также от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. Если внимательно понаблюдать и изучить культуру разных народов мира, то можно заметить, что декорирование имело разное предназначение по своему характеру и строению; так появились мозаика, чеканка, инкрустирование, резьба, декоративное шитьё и др.

Человечество не просто так выдумало это декорирование, каждый узор имел свой смысл, своё предназначение, смотря где и на каком материале он используется. В основе многочисленных видов орнамента чаще всего лежит изобразительное начало: даже многие геометрические мотивы являются, по своему происхождению, стилизованными изображениями реальных предметов. По закономерностям построения обычно выделяют три широко распространённые разновидности орнамента: орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры), розетты (орнамент, вписанный в круг) и сетчатые орнаменты (заполняющие поверхность предмета сплошным узором); по изобразительному началу — орнамент растительный, геометрический, тератологический. В искусстве народов Средней Азии и стран Ближнего востока орнамент нередко включает надписи (эпиграфический орнамент). У некоторых народов орнаментальное искусство занимало высочайшие степени развития по сравнению с другими видами искусства.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение. Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива.

Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле. Особенно в народном творчестве орнамент имеет самое широкое распространение в котором отобразилось фольклорно-поэтическое отношение к миру.

Спустя много времени орнаментальные мотивы потеряв свой первоначальный смысл, сохранили декоративную выразительность. Важное значение в развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Зарождение орнамента уходит своими корнями в глубь веков, и первые его следы запечатлены уже в эпоху верхнего палеолита (35–10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита (7–2 тыс. до н. э.) орнамент достигает большого разнообразия форм и начинает доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура имеет свою систему декоративных знаков, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Изучая элементы и символы традиционного орнамента народов мира мы начинаем понимать мышления наших предков, выявить универсальные черты человеческого разума, раскрыв этим смысл традиционной символики и её роль в сохранении и передаче из поколения в поколение базовых ценностей духовной культуры общества.

Человек стремился украсить свое жилище. И всё-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По представлениям, присущим людям традиционной культуры, причины болезней человека или домашнего скота, порчи продуктов и других житейских неприятностей заключаются в воздействии невидимых сил — враждебных человеку духов окружающего пространства или сознательно наведённого кем-то колдовства. Украшая жилище, одежду, оружие или поверхность сосуда знаками орнамента, тем самым человек будто — бы оберегал свой дом, свою семью от зла. Именно в этом кроется основной смысл традиционного орнамента: он не просто украшает поверхность предмета, но в миниатюре повторяет саму гармонию мироздания, обеспечивая тем самым магическую защиту от сил хаоса.

К самый первым орнаментам относятся такие узоры как простые точки, прямые линии, углубления которые были проделаны на глиняных сосудах. Орнаменты были сделаны пальцем или заострённым камнем. Конечно же, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» содержимое сосуда от злых духов. Тоже самое относится к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле — там, где заканчивается сама ткань одежды и открывается доступ к телу. Этим же стремлением защитить дом от проникновения тёмных сил объясняется украшение дверей резным орнаментом, а фасада — зооморфными знаками и растительным орнаментом.

В искусстве орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: изобразительный орнамент, неизобразительный орнамент, комбинированный орнамент.

Изобразительный орнамент включает в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;

Неизобразительный орнаментэто орнамент образованный из геометрических элементов, абстрактных форм и не имеет конкретного предметного содержания;

Комбинированный орнамент — это сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов с абстрактными формами.

  1. По изобразительным мотивам орнамент классифицируют на растительный, геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т. д.
  2. По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и др.
  3. По народной принадлежности: русский, греческий, китайский и др.
  4. По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контрельефный (небольшое углубление внутрь).

Традиционные орнаменты в свою очередь делятся на несколько видов:

1) геометрический — состоит из ритмически повторяющихся элементов: точек, линий, кругов, спиралей и других геометрических фигур;

2) растительный — составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. д.;

3) зооморфный — включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных;

4) антропоморфный — в качестве основных мотивов используются мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Все виды вышеперечисленных знаков традиционного орнамента несут в себе определённую информацию. Из перечисленных разновидностей орнамента наиболее древним является геометрический, элементы которого получили распространение ещё в эпоху палеолита. Они являются отражением тех базовых структур, которые лежат в основе нашего мира, его знаки символически выражают ключевые идеи устройства мироздания.

Литература:

  1. Обухов Г. Г. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. -Москва, 1961.
  2. Лоренца Н. Ф. Орнаменты всех времён и стилей. — Санкт Петербург, 1898.
Основные термины (генерируются автоматически): орнамент, знак, изобразительный орнамент, комбинированный орнамент, неизобразительный орнамент, орнаментальное искусство, орнаментальный декор, поверхность предмета, традиционный орнамент, эпоха палеолита.


Похожие статьи

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников

В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Искусство художественного письма

В статье кратко описана одна из отраслей изобразительного искусства — каллиграфия на арабском алфавите из глубокой старины до наших дней.

Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды

Возникновение русских домов моды

В данной статье будет рассмотрена история возникновения русских домов моды. Исследование заключается в том, чтобы проследить развитие и формирование модных домов.

Эстетические принципы проектирования

В статье описаны некоторые закономерности и принципы художественного конструирования.

Способы и приемы психологического изображения в художественном произведении (на примере романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности

В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности.

Проблемы анализа материальных оборотных активов

В статье рассмотрены основные проблемные вопросы анализа оборотных активов организации в контексте методики анализа и его информационного обеспечения.

Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях

Методология оценки стоимости строительного предприятия

В данной статье рассмотрены методология, основные принципы и закономерности оценки стоимости предприятий строительного производства с учетом требований конкретного регионального рынка.

Похожие статьи

Роль кабинета изобразительного искусства в формировании творчества учеников

В данной статье описываются ролевые функции кабинета изобразительного искусства в творчестве учащихся.

Искусство художественного письма

В статье кратко описана одна из отраслей изобразительного искусства — каллиграфия на арабском алфавите из глубокой старины до наших дней.

Орнаментальная композиция как способ получения различного визуального восприятия моделей одежды

Возникновение русских домов моды

В данной статье будет рассмотрена история возникновения русских домов моды. Исследование заключается в том, чтобы проследить развитие и формирование модных домов.

Эстетические принципы проектирования

В статье описаны некоторые закономерности и принципы художественного конструирования.

Способы и приемы психологического изображения в художественном произведении (на примере романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности

В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы подготовки студентов к художественно-творческой деятельности.

Проблемы анализа материальных оборотных активов

В статье рассмотрены основные проблемные вопросы анализа оборотных активов организации в контексте методики анализа и его информационного обеспечения.

Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях

Методология оценки стоимости строительного предприятия

В данной статье рассмотрены методология, основные принципы и закономерности оценки стоимости предприятий строительного производства с учетом требований конкретного регионального рынка.

Задать вопрос