Особенности преподавания курса национального орнамента в колледже | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 24.12.2018

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Нерсисян, Л. Р. Особенности преподавания курса национального орнамента в колледже / Л. Р. Нерсисян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55081/ (дата обращения: 16.12.2024).



Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей современной культуры, так как участвует в создании окружающей среды, в оформлении любого процесса жизнедеятельности человека, оно неразрывно связано с эстетическим восприятием современности и с достижениями прошлого.

Материальность делает этот вид искусства наиболее распространённым. Следовательно, оказывающим наибольшее влияние на развитие художественного вкуса. Специфика произведений декоративно-прикладного искусства заключается в том, что отражение действительности происходит не через передачу конкретных форм живой природы, как в живописи, графике, скульптуре, а через организацию определённым образом фактуры цветовых и пластических свойств пространственной формы. Именно в этом материальном виде искусства зарождаются основы композиции, которые являются общими и переходят в станковое изобразительное искусство, так как способствуют развитию творческой деятельности и пониманию сущности декоративно-прикладного искусства.

Стоит отметить, что общение с произведениями декоративно-прикладного искусства вырабатывает желание осмыслить их художественное значение, обобщить и выявить закономерности, выработать индивидуальный подход к решению вопросов, а личное участие в создании предметов декоративно-прикладного искусства стимулирует творческую активность. Во всестороннем и гармоничном развитии студентов (учащихся) колледжей имеет определённое значение развитие таких качеств как художественное мышление, творческая активность, обогащение специальным опытом декоративного искусства[1].

В связи с этим проблема преподавания декоративно-прикладного искусства в колледже становится более актуальной, поскольку идёт пересмотр многих ценностей, как материальной, так и духовной культуры народа. Одной из них является национальный орнамент и его история.

Традиционный орнамент народа Армении формировался в течение длительного времени. Каждая историческая эпоха накладывала на орнаментальное искусство свой отпечаток, к ранее созданным художественным образам прибавлялись новые. Внешне незатейливые, простые по начертанию узоры таят в себе сложный подтекст. Расшифровка, вскрывает сложные этнические и культурные связи.

Анализируя орнаментальные узоры на изделиях, можно выделить круг мотивов, относящихся к наиболее древним элементам народного искусства. Это мотивы геометрического, зооморфного (животного) и растительного характера. Искусно комбинируя формы геометрических фигур с растительным орнаментом, народные мастерицы создавали простые, но поразительные по красоте и своеобразию декоративные композиции, оказавшие определённое влияние на народное искусство.

Орнамент имеет свои технологические особенности — орнаментальный рисунок образуется непрерывной линией, разумеется, сами эти элементы имеют некоторые варианты выполнения. Уже от художника, составляющего композицию орнамента, зависит, как и каким образом он будет использовать элементы данного орнамента[2].

Для создания интересного и современного орнамента необходимо использовать все основные законы композиции. Закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчинённости всех средств композиции замыслу: а также основные композиционные правила, приёмы и ритм, выделение композиционного центра, симметрия или асимметрия и т. д. Практика показала, что многие выпускники колледжа слабо владеют основами композиции. Что в конечном итоге отражается на их профессиональном подходе к решению задач художественного творчества на современном уровне развития общества. Общие навыки художественного и композиционного мышления, развивание в процессе обучения рисунку, живописи, скульптуре, графике явно недостаточны. К сожалению, типичными являются случаи, когда владеющий реалистической живописью и академическим рисунком студент оказывается беспомощным в решении творческих композиционных задач по декоративному обобщению, абстрагированию, стилизации. Таким образом, формирование художественного, в частности, композиционного мышления при работе над составлением орнаментальной композиции на материале, может способствовать осмыслению структуры композиционных категорий на качественно новом уровне создания художественного образа.

Теперь рассмотрим подробнее каждый вид национального орнамента, используемого в своих работах учащимися колледжа. Во первых, происходит обобщение и систематизация знаний, полученных учащимися за период обучения, в частности, определение назначения орнамента, его роли как опосредованного «отражателя» родной природы, рассмотрение многообразия мотивов орнаментальных композиций, а также связи между материалом, из которого выполнена художественная вещь, формой этой вещи и исполнением орнаментального мотива на ней.

Используя опыт общения с орнаментальными изображениями, учитель может предложить учащимся провести вспомогательное упражнение. В ходе этого учащихся должны определить место и желательно время изготовления найденной вещи по нанесённому на них орнаменту.

Творческое изучение народного орнамента Армении в процессе изображения также представляет собой аналитическое обобщение изученного за время обучения в колледже материала.

И здесь уже происходит обращение учащихся и целому ансамблю художественных вещей, в которых нашёл своё отражение народный орнамент. Среди них, в частности, выделяется расширение связи образа художественной вещи с жизнью и историей народа.

Во-вторых, у учащихся формируется представление об орнаменте как одном из определяющих знаков образа эпохи, и на этой основе происходит исследование основных орнаментальных мотивов в мировом искусстве.

Здесь на более высоком аналитическом уровне происходит изучение источников рождения орнамента, значения орнаментальных мотивов в древности. Исследование единства, синкретичности народной культуры позволяют объяснить схожесть в возникновении символов воды, огня, земли, воздуха в искусстве народов мира.

Своеобразной подготовкой к колледжу является определение семантических знаков на произведениях древнейших цивилизаций, среди которых находятся Египет, Греция, Армения, Византия.

Так, к главным элементам древнеармянского орнамента относятся изображения змея, орла, виноградника, граната. В армянском орнаменте мы находим элементы геометрических изображений. Более строгий по форме чем древнеегипетский, он в дальнейшем оказывает большое влияние на развитие европейского орнамента.

Изучение орнаментального искусства в колледже строится и на основе орнаментальных мотивов мирового искусства: готического орнамента и орнамента в искусстве эпохи Возрождения, при этом особо выделяются такие важные для готического орнамента элементы как стрельчатая арка, квадрифолий, трилистник.

Все они строятся на математической основе, обладая в то же время богатым духовным содержанием.

В число орнаментальных мотивов эпохи Возрождения входит заимствование в античных орнаментальных мотивах меандров, пальметт и других элементов, а также стилизованные вариации готических орнаментов.

Колледж представляет собой изучение основных орнаментальных мотивов в мировом искусстве: барокко, рококо, классицизм.

Таким образом, проанализировав методические концепции в изучении искусства орнамента, мы видим, что:

  1. Изучение орнаментального искусства присутствует в течение всего изучения курса,
  2. Декоративно-прикладные навыки, формируемые при выполнении орнаментальных композиций, способствуют развитию общеграфических навыков, что, безусловно, положительно сказывается на общеинтеллектуальном развитии.
  3. Используя семантические знаки, так или иначе связанные с элементами орнамента, учащийся сформирует свой образно-семантический язык, который поможет ему впоследствии для краткого, точного и лаконичного графического выражения своих чувств и мыслей.

Литература:

  1. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977–207 с.
  2. Нерсисян Л. С. «Изобразительное искусство в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников «дис на соискание учёной степени док. пед. наук. М:1991, 365 с.

[1] Это обстоятельство отмечает и В. С. Кузин: «Целенаправленное и согласованное руководство изобразительной деятельностью (декоративно-прикладным искусством) учащихся, учитывающее как предыдущее художественное развитие, так и последующее, является необходимым условием успешного эстетического воспитания».(1. С 21)

[2] Нерсисян Л. С. «Изобразительное искусство в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников» дис на соискание учёной степени док. пед. наук. М:1991, 365 с. Рисунок орнамента и декоративных элементов образца. Самостоятельное создание орнамента в полоске с использованием растительных и геометрических форм. Оформление элементарных представлений, начиная от растительных и животных обобщений и до украшений одежды, красоты народных узоров посуды и другие вещи…»(2, С. 281).

Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, орнаментальное искусство, готический орнамент, колледж, композиционное мышление, мировое искусство, народное искусство, национальный орнамент, основа композиции, творческая активность.


Задать вопрос