Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас.
К. Д. Ушинский
Качество получаемого образования в значительной степени зависит от профессионализма и компетентности педагогических кадров образовательных организаций. Именно поэтому обеспечение условий для непрерывного повышения квалификации педагогов и их профессиональной переподготовки становится все более актуальным.
Сегодня внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты в системе профессионального образования и требования. Но новые стандарты требуют новых знаний, а кроме новых знаний — новых методик, нового педагогического подхода.
Цель повышения квалификации в колледже:
Создание организационных и содержательных условий для достижения высокого уровня квалификации педагога как профессионала, владеющего определенными способами формирования ключевых компетентностей, мотивированного на личностный рост, изменение и развитие себя в ходе профессиональной деятельности, вносящего индивидуальный творческий вклад в профессию.
Повышение квалификации — расширение теоретического и практического арсенала, осмысление и приращение своего опыта, освоение культуры представления опыта. Участие в работе профессиональных сообществ и совместных проектах по повышению квалификации.
Рассмотрим виды повышения квалификации педагогического коллектива в нашем колледже.
Профессиональный рост через профессиональное взаимодействие педагогов. Ключевое звено — форма представления собственного опыта (открытые уроки, мастер-классы, демонстрация видеоматериалов, выступление на педсовете, презентации). При подготовке и проектировании этих событий анализируются теоретические знания преподавателя, полученные в ходе семинаров, происходит осмысление собственной деятельности, поиск средств и способов, позволяющих решить поставленную задачу. В процессе подготовки к различным мероприятиям и в соответствии с реализацией требований ФГОС преподавателями создается методический продукт, позволяющий усилить учебно-методические комплексы по дисциплинам и профессиональным модулям. Например, в 1-м семестре 2013–2014 учебного года были созданы:
1. Рабочая тетрадь «Методические указания к выполнению аудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Термодинамика, теплотехника и гидравлика, специальность 151022 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)», (базовая подготовка), преподаватель Семенова С. Б.
2. Пособие «Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО». Пособие для преподавателей. Методист Малькова Л. Л.
3. Пособие «Формирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО». Пособие для преподавателей. Методист Малькова Л. Л.
4. «Учебные материалы для организации повторения полученных знаний по алгебре в школе». Пособие для студентов 1-го курса. Преподаватели Соколова Л. А., Плотникова И. А.
5. «Методическая разработка на тему: Решение дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными и применение этих понятий при решении задач прикладного характера». Пособие для работы на уроке. Преподаватели Соколова Л. А., Плотникова И. А.
6. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине: «Биохимия мяса и мясных продуктов» (части I — IV). Методические указания для лабораторной работы. Преподаватель Морозова Н. Е.
7. Бухгалтерский учет: Методические указания и задания для самостоятельной работы студентов специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Преподаватель Доронина О. В.
8. Методические указания для самостоятельного изучения темы: «Цены и ценообразование» и выполнения практической работы № 2 «Расчет цен на продукцию, работы и услуги» для обучающихся по техническим специальностям. Преподаватель Иванова О. П.
Всего преподаватели выполнили только в 1-м семестре 55 разработок методического продукта.
В ходе подготовки не только создаются новые, но достаточно часто переосмысливаются традиционные приемы и способы работы. Отсюда выход на новый уровень — от распространения опыта среди коллег к выходу на региональный и федеральный уровни. Преподаватели активно участвуют в профессиональном сообществе и публикуют свои материалы в социальной сети работников образования, создав предварительно свой мини-сайт. Приведу примеры только за 2014 год.
Соколова Л. А. |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru, статья «Ресурсы современного урока» — http// nsportal.ru/node/984052–15.01.2014 г. |
Соколова Л. А. |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru, статья «Применение инновационно-образовательных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения» — http// nsportal.ru/node/986331–16.01.2014 г. |
Соколова Л. А. |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru, презентация «Презентация инновационно-образовательных технологий» — http// nsportal.ru/node/986339–16.01.2014 г. |
Соколова Л. А. |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru, презентация «Применение личностно-ориентированной технологии при обучении математике» — http// nsportal.ru/node/999324–22.01.2014 г. |
Соколова Л. А. |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru, презентация «Как изучить самостоятельно пропущенную тему» — http// nsportal.ru/node/999302–22.01.2014 г. |
Корешкова И. А. |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru, Учебно-методический материал. THE TIME — lesson. — http// nsportal.ru/node/1002200–23.01.2014 г. |
Соколова Л. А. |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru, проект «Педагогический проект «Решение прикладных задач в свете деятельностного подхода к обучению математике и биологии в колледже» — http// nsportal.ru/node/1032007–06.02.2014 г. |
Малькова Л. А. |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru, Статья «Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) — путь к успеху в педагогической деятельности» — http// nsportal.ru/node/1087374–12.03.2014 г. |
Активно делятся собственным опытом преподаватели и руководители нашего колледжа на страницах педагогических изданий:
Преподаватель Смагин Н. И.: 1. Издательство «Молодой ученый», IV Международная научная конференция «Педагогическое мастерство», февраль 2014 г., статья «Общая физическая подготовка — фундамент здоровья»;
2. II Международная дистанционная научно-практическая конференция для педагогов «Педагогический поиск — 2014» — 31.01.2014., статья «Брось сигарету — задумайся о жизни».
Директор колледжа Снопко Н. М. и методист Малькова Л. А.: 1. Издательство «Молодой ученый», IV Международная научная конференция «Педагогическое мастерство», февраль 2014 г., статья «Педагогический опыт — результат творчества»; 2. Всероссийская научно-методическая конференция. «Педагогическая технология и мастерство учителя», Электронное периодическое издание «Наукоград». Роскомнадзор ЭЛ N ФC 77–51204 ISSN 2307–0781.
Хочу остановиться на участии педагогических работников колледжа во Всероссийском проекте «Школа цифрового века», целью которого является комплексное обеспечение образовательных учреждений предметно-методическими материалами по всем учебным дисциплинам и направлениям школьной жизни с адресной доставкой на современных носителях. Проект дает возможность педагогам приобретать знания на дистанционном уровне: чтение методической литературы по преподаваемой дисциплине, газету «Первое сентября», участие в педагогических конкурсах и проектах («Учительская книга», «Фестиваль педагогических идей», конкурс «Презентация», Всероссийский педагогический марафон учебных предметов (День учителя биологии, День учителя английского языка и др.) и другие мероприятия.
Главное — участники Школы цифрового века могут бесплатно пройти модульные дистанционные курсы повышения квалификации по проблеме «Навыки профессиональной и личной эффективности» и «Инклюзивный подход в образовании» и получить соответствующие сертификаты. Есть и платные недорогие курсы по другим вопросам педагогической деятельности. Новое в 2014/15 учебном году: в состав материалов проекта включены 36-часовые курсы повышения квалификации.
В результате проводимой работы по повышению квалификации педагогических работников налицо показатели эффективности: повышение качества профессиональной деятельности, освоение теоретических основ, активность в методической, познавательной, самообразовательной работе, изменения в мотивах деятельности.
Большое значение в управлении процессом повышения квалификации педагогических работников отводится мониторингу, который представляет собой целостную систему.
Мониторинг профессионального развития педагогов
№ |
Показатели успешности |
Предмет мониторинга |
Процедуры мониторинга |
Периодичность сбора информации |
Выход |
1. |
Процентный уровень повышения квалификационной категории педагогических работников по всем квалификационным категориям |
Квалификационная категория |
Анализ результатов аттестации |
1 раз в год — май |
Аналитическая справка, диаграмма |
2. |
Рост численности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку |
Повышение квалификации или переподготовки (документ) |
Анализ количественных данных |
2 раза в год (декабрь, июнь) |
Аналитическая справка, диаграмма |
3. |
Рост численности педагогов, владеющих ПК |
Использование ПК в оформлении педагогической документации, информационных технологий в педагогическом процессе |
По результатам внутреннего контроля |
2 раза в год (декабрь, июнь) |
Аналитическая справка, диаграмма |
4. |
Рост численности педагогов со вторым высшим образованием |
Наличие документа об образовании |
Запрос данных в отделе кадров |
1 раз в год — июнь |
Диаграмма |
5. |
Рост численности педагогов, повышающих профессиональную компетентность методом дистанционного обучения (ШЦВ) |
Дистанционное обучение |
Информация из ШЦВ |
2 раза в год (декабрь, июнь) |
Аналитическая справка, диаграмма |
6. |
Рост численности педагогов, принимающих участие в муниципальных, окружных, городских, федеральных и международных педагогических конкурсах |
Конкурсы педагогического мастерства |
По результатам представленных документов |
2 раза в год (декабрь, июнь) |
Аналитическая справка, диаграмма |
7. |
Процентный уровень участия (очного, заочного) педагогов в педагогических форумах, конференциях, семинарах и т. п. муниципального, окружного, городского, федерального и международного уровней. |
Педагогические форумы, конференции, семинары и т. п. для педагогов |
По результатам представленных документов |
2 раза в год (декабрь, июнь) |
Аналитическая справка, диаграмма |
8. |
Рост количества публикаций педагогов |
Публикации |
По результатам представленных документов |
2 раза в год (декабрь, июнь) |
Аналитическая справка, диаграмма |
9. |
Рост количества обобщенных, актуальных педагогических опытов |
Актуальные педагогические опыты |
Анализ банка педагогического опыта |
2 раза в год (декабрь, июнь) |
Брошюра, бумажный и электронный носители |
Осуществляя рефлексию собственной практики, педагог открывает возможность ее осознания и развития. Также стоит отметить, что в связи с быстрым обновлением самих форм педагогической деятельности, знаний, информации, содержания предметов преподавания, а также социально-культурных контекстов, потребность в получении новых знаний и способность развивать свои компетенции становится необходимой характеристикой современного учителя. Таким образом, профессиональное образование и повышение квалификации учителей должны, в соответствии с требованиями времени, иметь непрерывный характер и быть адекватными новым целям профессионального образования.
Литература:
1. Гаспаришвили А. Т., Кружалин В. И., Крухмалева О. В. Статус и социальное самочувствие московского учителя // Народное образование. 2012. № 5. С. 23−30.
2. О. Н. Пономарева, Повышение квалификации учителей: проблемы и пути решения,//, Известия ПГПУ В. Г. Белинского.2012. № 28. С.957–960.
3. Боймуродова Г. Т. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования [Текст] / Г. Т. Боймуродова // Молодой ученый. — 2012. — № 11. — С. 397–398.
4. Журнал «Методист»,2014. № 2. С.43–51
5. http://kurs.mioo.ru/reg/courlist-n12.asp