Динамичность внешней среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, развитие самой школы меняют взгляд на систему внутришкольного повышения квалификации педагогов, ведут к переосмыслению её потенциальных возможностей в решении возникающих проблем. Подготовка педагогов может и должна приобретать коллективный характер, проявляющийся в изменении процесса обучения, т.е. в усилении вовлечённости и взаимодействия педагогов, в построении принципиально новых отношений на уровне руководителей и подчинённых, а также внешних партнёров, реализующих эту подготовку.
Развитие идей коллективной подготовки педагогов и подготовки на рабочем месте связано с необходимостью реализации инновационных подходов в управлении коллективом, достижения более высокого качества образования. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к педагогу, к его профессиональной компетентности. Учитель сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы. Уровень сформированности информационной культуры учителя определяется:
- во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
- во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;
- в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;
- в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
Анализируя уровень сформированности информационной культуры педагогов, мы пришли к выводу о необходимости создания методической системы (модели) повышения квалификации в школе. В основе модели лежит принцип деятельности педагога учить, обучаясь.
Центральное место в формировании системы занимает информационная среда школы. Все учителя имеют свой аккаунт в системе Google, где осуществляется взаимосвязь и взаимообучение педагогов. Используя ресурсы календаря, электронных таблиц, форм и других возможностей Google, в школе реализуется система повышения квалификации педагогов. Мониторинг овладения компьютерными средствами, проведённый в мае 2014 года показал, что 18 из 34 педагогов являются уверенными пользователями и составляют группу экспертов, утверждённых приказом директора. Их деятельность регламентирована положением об экспертной группе. После проведения самоанализа и мониторинга педагогов (выделены 8 компетенций) все учителя распределились в 4 основные группы, с возможностью перехода из одной группы в другую. Были сформированы группы: экспертов, учителей высокого, среднего и низкого уровней информационной компетентности. Работа данной модели предполагает взаимодействие групп с менеджерами, системными координаторами и независимым экспертом. Обучение групп учителей происходит на разных уровнях сетевого взаимодействия педагогов.
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС, являются:
- постоянно действующий семинар по вопросам внедрения ФГОС;
- постоянно действующие семинары-практикумы;
- организация индивидуальных и групповых консультаций;
- мастер-классы;
- открытые уроки;
- самообразование педагогов;
- прохождение курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
- проведение открытых мероприятий, семинаров, круглых столов.
Традиционная система подготовки признаёт только результативные показатели, к которым относится педагогическое мастерство, то есть профессиональные знания и умения, навыки педагога. Для нашей системы подготовки учителей показателями выступают специальные ИКТ-компетентности, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Кроме того, результатами подготовки педагогов в системе внутришкольного повышения квалификации могут быть признаны: степень заинтересованности педагогов, активность, качество работы команд, умение работать в команде и самое основное способность педагогов качественно подготовить и провести дистанционный урок, использовать электронные ресурсы. Результаты коллективной подготовки педагогов имеют отсроченный характер и могут быть определены на уровне изменений, проявляющихся как в компетентности каждого педагога, так и школы в целом. Оценка результатов подготовки педагогов на рабочем месте имеет то преимущество, что информация собирается из различных источников и эффективность подготовки в целом оценивается больше практическим путём, чем теоретически.
Результатом действия системы является включение педагогов ОУ в процесс проектирования и создания реально функционирующей электронной среды. Подготовленный педагог способен:
- Интегрировать готовые учебные, методические и иные материалы в состав информационной среды учреждения.
- Обеспечить ресурсное сопровождение образовательного процесса в соответствии с образовательной программой обучения в рамках реализации ФГОС.
- Использовать все многообразие педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное или групповое обучение.
- Обеспечить квалифицированную реализацию выбранных педагогических технологий средствами доступных ИКТ-технологий.
Литература:
- Бахтин, Ю.К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю.К. Бахтин, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267-270.
- Сухоруков, Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.
- Сыроежкин, Ф.А. Современные средства вестибулярной реабилитации и повышение статокинетической устойчивости / Ф.А. Сыроежкин, В.В. Дворянчиков, А.А. Благинин, Л.Г. Буйнов // Военно-медицинский журнал. 2016. Т. 337. № 4. С. 36-42.