Общероссийский народной фронт как призыв к консолидации и поиск консенсуса в обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 18.03.2014

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Короткова, М. Н. Общероссийский народной фронт как призыв к консолидации и поиск консенсуса в обществе / М. Н. Короткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 648-651. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9732/ (дата обращения: 16.01.2025).



В данной статье освещен исторический контекст творчества Ф. И. Тютчева, который позволяет понять, в каких условиях формировались его взгляды и идеи. Это позволяет глубже осознать, как социальные и культурные изменения XIX века повлияли на его творчество и педагогические идеи. Проведен анализ религиозно-философских взглядов Тютчева, которые стали основой его понимания воспитания и формирования личности. Эти взгляды, пронизанные христианскими ценностями, подчеркивают важность духовного развития и морального воспитания. Особое внимание уделено тому, как поэзия Тютчева отражает идеи о воспитании молодежи, о значении культуры и морали в формировании личности. Также рассмотрено, как Тютчев соотносится с традициями воспитания XIX века, что позволило выявить его уникальное место в истории педагогической мысли.

Ключевые слова: Россия, педагогические основы, Ф. И. Тютчев, религиозно-философские взгляды, воспитание, образование, творчество, поэт, поэтические произведения.

Творчество Ф. И. Тютчева, одного из самых значительных поэтов XIX века, представляет собой не только литературное наследие, но и глубокий источник педагогических идей, которые остаются актуальными и в современном образовательном процессе. В условиях стремительных изменений в обществе, когда традиционные ценности подвергаются сомнению, а молодежь сталкивается с множеством вызовов, важно обратиться к наследию таких мыслителей, как Тютчев, который в своих произведениях поднимал вопросы воспитания, формирования личности и духовного развития. В данной курсовой работе будет проведено исследование педагогических основ, заложенных в творчестве Тютчева, с акцентом на его религиозно-философские взгляды и их влияние на воспитание молодежи.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных методов воспитания, основанных на духовных и нравственных ценностях, которые могут быть применены в современном образовательном процессе. В условиях глобализации и культурного разнообразия, когда молодежь часто оказывается перед выбором между традиционными и современными ценностями, идеи Тютчева о воспитании, основанном на любви к родине, уважении к культуре и морали, могут стать важным ориентиром. Его творчество, пронизанное глубокими размышлениями о жизни, природе и человеческой душе, предлагает уникальный взгляд на формирование личности, что делает его идеи особенно актуальными для педагогов, психологов и всех, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.

Творчество Ф. И. Тютчева формировалось на фоне значительных исторических и культурных изменений в России начала XIX века. Этот период характеризуется не только внутренними политическими кризисами, но и интенсивным развитием общественного сознания, что создаёт уникальную атмосферу для литературного и философского поиска. Тютчев, будучи частью этого эпохального контекста, акцентировал внимание на противоречиях и особенностях российской идентичности, что явилось основой его творческой деятельности. Тютчевская поэзия и публицистика насыщены рефлексиями о месте России в мире, о сложностях её взаимоотношений с Западом. Поэт рассматривает Россию как страну с уникальной судьбой, обладающей мистической сущностью. Он обосновывает свою мысль о том, что Россия имеет свою историческую и духовную необходимость, восходящую к византийской традиции, что придаёт её существованию особую философскую глубину [1]. В этом ключе его творчество становится не только литературным, но и историко-философским документом, отражающим дух времени и стремление к осмыслению роли России в глобальной истории. Личность Тютчева можно рассматривать как носителя идей, которые вышли за пределы литературного творчества, перетекая в сферу общественной жизни. Его взгляды на роль России в истории имеют под собой религиозные и метафизические основания, что делает его творчество уникальным в красочном многообразии литературы той эпохи [2]. Он поднимает важные вопросы, касающиеся не только национальной идентичности, но и духовного единства славянских народов, связывая эти идеи с христианскими ценностями и традициями. Это, в свою очередь, находит отражение в его призывах к объединению и поддержанию культурной самобытности.

Специфика исторической среды, в которой жил и творил Тютчев, заключается в том, что он находился под влиянием как расцвета, так и кризиса российского самосознания. В его стихах проявляются надежда и тревога о судьбе Родины, о её месте среди европейских держав. Эти чувства становятся центром его лирики и публицистики, приводя к глубокому анализу исторических процессов и состояния русского общества. Тютчев критикует как внутренние, так и внешние вызовы, ставя в центр своих размышлений идею о необходимости сохранения внутренней силы России в условиях глобализации и давления со стороны Запада [3].

Творческий путь Тютчева простраивается через призму его сложных переживаний, что делает его произведения уникальными по своей эмоциональной нагрузке и философскому содержанию. К примеру, в «Русской мысли», публикуемой в 1860-х годах, он обращается к культурным основам, которые укрепляют единство нации. Это философское осмысление двойственности русской жизни вызывает живой отклик в обществе того времени, поскольку вопросы, поставленные поэтом, остаются актуальными и сегодня [4]. Его лирика пронизана стремлением выразить внутреннюю правду, которая находит отклик в сердцах читателей, делая его творчество вечным.

Педагогические традиции России в XIX веке претерпели значительные изменения, что отразилось на подходе к образованию и воспитанию. Идеи Ф. И. Тютчева, как представителя своего времени, тесно переплетаются с актуальными тогда вопросами воспитания и формирования личности, что предопределяет понимание русского образовательного процесса и его цели. В первой половине XIX века российское просвещение было под сильным влиянием религиозного мировоззрения, однако постепенно оно начинает расширяться, охватывая более широкий круг вопросов и направлений. Реформы, инициированные Александром I, не смогли полностью преодолеть ограничения сословного образования и крепостного права, однако положили начало новому этапу в образовательной системе. В этот период выделяются три ключевых типа образования: народное, домостроевское и дворянское, каждый из которых ориентировался на свои специфические цели и задачи [5]. Примечательно, что в этот период намечаются перспективы гуманистического подхода к образованию и воспитанию, где личность и ее развитие становятся центральными объектами внимания. Тютчев, как поэт и мыслитель, воспринимал образование не только как процесс передачи знаний, но и как способ формирования духа и нравственности. Это соответствовало общественной потребности в учениках, способных критически мыслить и действовать в интересах народа и страны. Важно отметить, что в контексте традиционного воспитания в крестьянских семьях также акцентировалось внимание на нравственном и духовном воспитании, что музыкальным и художественным способствовало гармоничному развитию детей [6].

К концу XIX века образовательная система прошла через значительные изменения, вызванные усиливающейся тенденцией к централизованному управлению. Появление новых педагогических идей совпадает с формированием системы подготовки учителей, что было немаловажно для обновления подходов к обучению. В это время начинает активно развиваться научная педагогика, которая укрепляет акцент на духовно-нравственном развитии школьников, отвечая на запросы общества в контексте образовательной миссии [7]. Тютчев же, находясь в центре этих процессов, задается вопросами о судьбе России и ее народа, что легко прослеживается в его творчестве. Поэт часто затрагивал темы веры и надежды, рассматривая воспитание как неотъемлемую часть национального самосознания. В его строчках можно увидеть признание роли образования в формировании будущего страны и ее культурных традиций. Его идеи перекликались с теми педагогическими концепциями, которые акцентировали внимание на интеграции знаний с человеческими ценностями и этическими нормами.

Реформа образования в России в конце XIX — начале XX века стала ответом на новые вызовы времени: как глобализация, так и национальное самосознание требовали от образовательной системы изменять подход к воспитанию школьников. Проявление разнообразия педагогических идей и концепций одновременно становилось противостоянием традиционным взглядам на образование. Текст Тютчева, пронизанный глубокими размышлениями о судьбе России и ее культурной идентичности, служит отражением этой динамики, выступая не только как поэтическое наследие, но и как философское обращение к будущему педагогического процесса. К тому же, роль учителя значительно изменилась, что связано с формированием новых образовательных стандартов, где педагог представлял собой не просто передатчика знаний, но и наставника, который должен вдохновлять учеников открывать новые горизонты, понимать и принимать окружающий мир [8]. Это тесно связано с тем, как Тютчев воспринимал своего рода педагогический идеал, где культурное воспитание и духовное обогащение становились важными составляющими в всестороннем развитии личности.

Образовательная практика, которая включает в себя произведения Ф. И. Тютчева, актуализирует не только литературное, но и философское развитие учащихся. Его лирика, насыщенная размышлениями о природе, жизни и месте человека в мире, может значительно обогатить как школьную, так и дошкольную образовательную практику. Например, внедрение идей Тютчева в уроки литературы помогает формировать у обучающихся навыки свободного выражения собственных мыслей, а также обсуждения и анализа прочитанного. Примеры реализации лирики Тютчева на уроках литературы показывают, как интерпретация стихотворений способствует развитию критического мышления. При сравнении его произведений с текстами других поэтов, таких как Александр Блок, школьники учатся извлекать глубокие философские смыслы и рассматривать различные точки зрения на одни и те же проблемы [9]. Это разнообразие методик направлено на то, чтобы углубить восприятие литературного текста, обогатить духовный мир учащихся и развить их аналитические способности.

Педагогические идеи, отраженные в творчестве Ф. И. Тютчева, значительно обогащают современный образовательный процесс. В частности, акцент на взаимосвязи природы и искусства в его поэтическом наследии открывает широкие возможности для эстетического и этического воспитания обучающихся. Важно отметить, что Тютчев сам был не только поэтом, но и мыслителем, который стремился передать идеи гармонии человека с природой, что актуально для нынешней образовательной практики [10]. Изучение стихотворений Тютчева, таких как «Есть в осени.».., может стать основой для целого ряда педагогических мероприятий. Например, занятия на свежем воздухе, предлагая детям наблюдать осенние изменения, могут связаться с образами, представленными в его стихах. Таким образом, учащиеся не только знакомятся с литературой, но и развивают свою природосообразность, понимая красоту и неповторимость окружающего мира. В таком контексте выразительное чтение становится важным инструментом, позволяющим углубить восприятие произведений и активировать творческий потенциал детей, что вполне соответствует подходам, утверждаемым современными педагогами [11].

На более глубоком уровне изучение философского контекста лирики Тютчева открывает доступ к более сложным темам, таким как природа бытия и место человека в мире. Как замечает А. А. Фет, его поэзия позволяет осознать «темный корень» существования, что может служить основой для обсуждения системных проблем, с которыми сталкивается общество. Параллели с творчеством других авторов, например, Андрея Блока, создают пространство для развития критического мышления [12], что уже на уровне старших классов позволяет учащимся глубже понять и проанализировать сложные философские концепции. Лирика Тютчева может также поддерживать связь с идеями экологии. В условиях современного мира, рассматривающего необходимость устойчивого развития, подобный подход будет способствовать формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к природе и осознания своей ответственности за экологическую ситуацию. Эстетизм его поэзии, который гармонично переплетается с глубокими философскими взглядами, дает детям инструменты для понимания их места в мире и способствует созданию неформального пространства для обсуждения актуальных вопросов экологии и культуры [9].

Интеграция творчества Тютчева с педагогическими задачами требует от учителя не только знаний о поэзии, но и умения создавать межпредметные связи. Это обогащает образовательно-воспитательный процесс, позволяя учащимся не только изучать литературное наследие, но также углублять свой кругозор и развивать креативность. Важно, чтобы уроки продолжали оставаться мотивацией для детей искать красоту и смысл в повседневной жизни, а не только в традиционных учебных текстах. Это поможет им формировать более гармоничное восприятие мира и самого себя [11].

В заключение следует подчеркнуть, что творчество Ф. И. Тютчева представляет собой не только выдающееся явление в русской поэзии XIX века, но и важный источник педагогических идей, которые остаются актуальными и в современном образовательном процессе. Исследование исторического контекста его творчества позволяет глубже понять, как социальные и культурные условия того времени повлияли на формирование его взглядов на воспитание молодежи. Тютчев, будучи поэтом, философом и мыслителем, в своих произведениях отражал не только личные переживания, но и общие тенденции, характерные для эпохи, в которой он жил. Религиозно-философские взгляды Тютчева, пронизанные глубоким пониманием человеческой природы и духовных ценностей, служат основой его педагогических идей. Он подчеркивал важность внутреннего мира человека, его связи с природой и высшими силами, что, в свою очередь, формирует нравственные ориентиры для молодежи. В этом контексте его поэзия становится не просто художественным выражением, но и инструментом воспитания, способствующим формированию целостной личности, способной к глубокому осмыслению жизни и своего места в ней. Сопоставление педагогических идей Тютчева с современными методами воспитания позволяет выявить как общие черты, так и различия. Современные подходы, такие как личностно-ориентированное обучение и проектная деятельность, могут быть дополнены тютчевскими принципами, основанными на духовных и нравственных ценностях. Важно отметить, что идеи Тютчева о воспитании через культуру и мораль могут служить основой для создания образовательных программ, направленных на развитие не только интеллектуальных, но и эмоциональных и духовных аспектов личности.

Таким образом, творчество Ф. И. Тютчева не только обогащает русскую литературу, но и предоставляет богатый материал для размышлений о воспитании и образовании. Его идеи о важности духовных и нравственных ценностей, о необходимости формирования целостной личности, способной к глубокому осмыслению жизни, остаются актуальными и в современном мире. Воспитание молодежи, основанное на этих принципах, может стать залогом формирования ответственного и гармоничного общества, способного справляться с вызовами времени.

Литература:

  1. Рубцова, Е. В. Публицистика Ф. И. Тютчева в литературно-историческом контексте периода конца XIX века / Е. В. Рубцова, Н. В. Девдариани. — Текст: непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. — 2018. — № 4 (25). — С. 177–180.
  2. Тарасов, Б. Н. Метафизика и антропология исторического процесса в мысли Ф. И. Тютчева / Б. Н. Тарасов. — Текст: непосредственный // Вестник РХГА. — 2018. — № 3. — С. 88–99.
  3. Тарасов, Б. Н. Россия и Запад в историософии Ф. И. Тютчева / Б. Н. Тарасов. — Текст: непосредственный // Литературоведческий журнал. — 2005. — № 19. — С. 55–59.
  4. Мысовских, Л. О. Экзистенциальное пророчество историософской мысли Ф. И. Тютчева / Л. О. Мысовских. — Текст: непосредственный // Философия и культура. — 2023. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnoe-prorochestvo-istoriosofskoy-mysli-fyodora-ivanovicha-tyutcheva (дата обращения: 20.12.2024).
  5. Боярчук, А. В. Традиции народного воспитания в крестьянских семьях в XIX веке / А. В. Боярчук. — Текст: непосредственный // Научные исследования в образовании. — 2009. — № 5. — С. 19–22.
  6. Баранникова, Н. Б. Осмысление проблемы самобытности отечественной педагогической традиции в конце XIX — начале ХХ века / Н. Б. Баранникова. — Текст: непосредственный // Историко-педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 48–62.
  7. Обухович, В. В. Среднее образование в педагогической культуре Российской империи XIX века / В. В. Обухович. — Текст: непосредственный // Общество: философия, история, культура. — 2019. — № 3 (59). — С. 91–95.
  8. Юдина, Н. П. Отечественная педагогика рубежа XIX-XX веков через призму гуманистической традиции: статика и динамика / Н. П. Юдина. — Текст: непосредственный // Вестник ОГУ. — 2004. — № 12. — С. 28–33.
  9. Сухая, О. А. Изучение философской лирики Ф. И. Тютчева в аспекте романтической поэтики в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан / О. А. Сухая. — Текст: непосредственный // Вестник ТГГПУ. — 2010. — № 22. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-filosofskoy-liriki-f-i-tyutcheva-v-aspekte-romanticheskoy-poetiki-v-shkolah-s-rodnym-nerusskim-yazykom-obucheniya-respubliki (дата обращения: 19.12.2024).
  10. Сат, Н. Д. Лирика Ф. И. Тютчева в восприятии дошкольников / Н. Д. Сат. — Текст: непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. — 2020. — № 4 (71). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lirika-f-i-tyutcheva-v-vospriyatii-doshkolnikov (дата обращения: 20.12.2024).
  11. Шишмаренкова, Г. Я. Изучение лирики Ф. И. Тютчева на уроках в 10 классе / Г. Я. Шишмаренкова. — Текст: непосредственный // Вестник ЧелГУ. — 2004. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-liriki-f-i-tyutcheva-na-urokah-v-10-klasse (дата обращения: 23.12.2024).
  12. Петрова, Т. Г. Тютчев Федор Иванович (1803–1873) / Т. Г. Петрова. — Текст: непосредственный // Литературная энциклопедия русского зарубежья. — 2003. — № 3. —URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutchev-fedor-ivanovich-1803–1873 (дата обращения: 22.12.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): народный фронт, обратная связь, Общероссийский народный фронт, общероссийское движение, президент, Путина, участник движения, учредительный съезд.


Ключевые слова

популизм, Общероссийский народный фронт, популизм.

Похожие статьи

Вопросы безопасности в контексте традиционного и современного исламского дискурса

Автор в статье рассматривает вопрос безопасности на основе понятия и роли политического ислама, вопросами борьбы с «исламским» фундаментализмом и терроризмом. Также представляется два основных дискурса относительно вопроса безопасности, так или иначе...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития

Статья посвящена изучению демократических молодежных объединений в России. В данной статье рассматриваются основы демократического строя в РФ, сущность политических партий и молодежных объединений, а также характеризуются несовершенства в данной сфер...

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка идеологического ресурса?

Данная статья поднимает острую проблему, стоящую на повестке дня как в России, так и во всем мире — упадок демократических институтов и коллапс в либеральной политико-философской мысли. Ниже будут рассматриваться важные исторические прецеденты, спосо...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Партизанский маркетинг как метод «малобюджетного» продвижения в системе современных методов управления конкурентоспособностью предприятия

Авторами раскрывается сущность партизанского маркетинга, предполагающего поступательное установление контакта с целевой аудиторией посредством нестандартных по содержанию сообщений при минимальных финансовых ресурсах. В статье приводятся цель и особе...

Функционирование эвфемизмов в медиадискурсе в эпоху коронавируса

Статья посвящена определению эвфемии как языкового явления, а также выявлению основных функций эвфемизмов в средствах массовой информации для описания пандемии коронавируса и связанных с ней социальных событий на материале русскоязычных новостных инт...

Современные средства противодействия радикализму: новые вооруженные формирования и их применение (опыт Ирака, Сирии, Афганистана, Анголы, Сомали)

Автор статьи рассматривает институт ЧВК как одно из перспективных средств борьбы с различными формами радикализма (национального и религиозного). Проанализирован международный опыт применения частной военной компании, обозначены сильные стороны орган...

Национализм как детерминанта экстремистской деятельности

Статья посвящена проблеме определения и предупреждения экс-тремистской деятельности, которую порождает национализм. Проана-лизировано законодательство РФ на наличие термина «национализм», его связь с понятием «экстремизм». Рассмотрены результаты опро...

Российская элита: от противостояния двух групп к секторальному контролю

Статья посвящена проблеме наличия в рамках правящей элиты Российской Федерации различных групп влияния. Обозначена причина появления группы «системных либералов». Выявлены причины, не позволившие утверждать о наличии на современном этапе в чистом вид...

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой экологического сознания студентов педагогического вуза, а также намечены пути формирования экологического сознания будущих педагогов.

Похожие статьи

Вопросы безопасности в контексте традиционного и современного исламского дискурса

Автор в статье рассматривает вопрос безопасности на основе понятия и роли политического ислама, вопросами борьбы с «исламским» фундаментализмом и терроризмом. Также представляется два основных дискурса относительно вопроса безопасности, так или иначе...

Демократические молодёжные объединения в РФ на современном этапе развития

Статья посвящена изучению демократических молодежных объединений в России. В данной статье рассматриваются основы демократического строя в РФ, сущность политических партий и молодежных объединений, а также характеризуются несовершенства в данной сфер...

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка идеологического ресурса?

Данная статья поднимает острую проблему, стоящую на повестке дня как в России, так и во всем мире — упадок демократических институтов и коллапс в либеральной политико-философской мысли. Ниже будут рассматриваться важные исторические прецеденты, спосо...

Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности

В статье выдвигаются идеи об эффективности более централизированного подхода для понимания ведущей роли семьи как фактора психического развития и обоснованности анализа особенностей развития рефлексивности как своеобразного ядра при таком подходе.

Партизанский маркетинг как метод «малобюджетного» продвижения в системе современных методов управления конкурентоспособностью предприятия

Авторами раскрывается сущность партизанского маркетинга, предполагающего поступательное установление контакта с целевой аудиторией посредством нестандартных по содержанию сообщений при минимальных финансовых ресурсах. В статье приводятся цель и особе...

Функционирование эвфемизмов в медиадискурсе в эпоху коронавируса

Статья посвящена определению эвфемии как языкового явления, а также выявлению основных функций эвфемизмов в средствах массовой информации для описания пандемии коронавируса и связанных с ней социальных событий на материале русскоязычных новостных инт...

Современные средства противодействия радикализму: новые вооруженные формирования и их применение (опыт Ирака, Сирии, Афганистана, Анголы, Сомали)

Автор статьи рассматривает институт ЧВК как одно из перспективных средств борьбы с различными формами радикализма (национального и религиозного). Проанализирован международный опыт применения частной военной компании, обозначены сильные стороны орган...

Национализм как детерминанта экстремистской деятельности

Статья посвящена проблеме определения и предупреждения экс-тремистской деятельности, которую порождает национализм. Проана-лизировано законодательство РФ на наличие термина «национализм», его связь с понятием «экстремизм». Рассмотрены результаты опро...

Российская элита: от противостояния двух групп к секторальному контролю

Статья посвящена проблеме наличия в рамках правящей элиты Российской Федерации различных групп влияния. Обозначена причина появления группы «системных либералов». Выявлены причины, не позволившие утверждать о наличии на современном этапе в чистом вид...

Диагностика и формирование экологического сознания студентов педагогического вуза как ценностная ориентация современного образования

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с диагностикой экологического сознания студентов педагогического вуза, а также намечены пути формирования экологического сознания будущих педагогов.

Задать вопрос