Ценностная ориентация и мотивация такой социальной группы, как молодежь — одна из особо важных и интересных тем современности. В нашем современном, динамичном и развивающемся мире социальные группы подвергаются сильному влиянию со стороны общества, претерпевая колоссальные изменения. В первую очередь, это касается молодых людей. Молодежь находится только в начале своего жизненного пути и нуждается в ориентирах, которыми и выступают ценности. А ведь именно за молодым поколением закреплена ответственность за будущее общества в целом. В связи с этим, ценности и ориентиры именно этой социальной группы имеют особое значение, и должны подвергаться тщательным и объективным исследованиям [1, с. 17].
Многолетними исследованиями доказано, что социально-политическая ситуация в стране во многом определяется тем, какими жизненными ориентирами руководствуется молодежь. Сформированные на их основе ценности молодых людей определяют практическую направленность их деятельности. Современная молодежь России воспитывалась в условиях кардинальной ломки системы ценностей, при полном отсутствии системы социальных институтов социализации. Формирование личности этого поколения прошло под влиянием определенных событий: либерализация всех сфер общественной жизни, криминализация общества, коммерциализация и индивидуализация всех сфер общественной жизни, безответственность государства за свое население в ходе реформирования, уничтожение советской системы ценностей без четкого конструирования новой, разрушение авторитета старшего поколения в глазах молодежи [2,].
Молодежь является самым важным ресурсом развития любого государства. Она выступает инициатором прогресса и его направляющей силой. Молодежь является объектом интересов различных групп: власть, оппозиция, внешние силы — каждая из этих групп хотела бы использовать данный ресурс общества в своих целях. Нередко можно говорить об использовании молодежи в корыстных целях. Отсюда следует сделать вывод, что молодежь и ее ценностное пространство всегда находятся в фокусе внимания заинтересованных групп.
Чтобы контролировать деятельность молодежи и удерживать ее под контролем, государству нужно постоянно держать ее в исследовательском поле зрения. Система молодежных ценностей особенно динамична в силу того, что меняется окружающая их социальная среда, под влиянием которой и возникают ценностные установки, к тому же сама возрастная группа подвержена взрослению. Одно поколение молодежи сменяет другое, соответственно этому меняется и набор ценностей. Все вышесказанное доказывает актуальность исследований структуры ценностей современной российской молодежи [3].
С целью изучить особенности политических ценностей молодого населения города Астрахань было проведено социологическое исследование, в ходе которого было опрошено 100 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Исследование проводилось методом анкетирования.
Проведенный опрос продемонстрировал, на первый взгляд, положительные результаты. На вопрос о том, считают ли респонденты себя патриотами своей страны, абсолютное большинство из них (79 %) ответили утвердительно (Таблица 1). В тоже время, тот факт, что более 20 % респондентов склоняются к отсутствию патриотических чувств к своей стране, нельзя считать положительной тенденцией.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом России?»
Вариант ответа |
% |
Да |
38 |
Скорее да, чем нет |
41 |
Скорее нет, чем да |
13 |
Нет |
8 |
При этом, нельзя говорить о том, что респонденты неосознанно причисляют себя к патриотам России. Большинство опрошенных верным образом понимают данное понятие. На вопрос о том, что является составляющими элементами понятия «патриот» ответы распределились следующим образом: гордость за великие достижения страны (46 %), в случае необходимости защита страны с оружием в руках (39 %), исполнение обязанностей гражданина, соблюдение законов государства (57 %), любовь к Родине (68 %), вера в великое будущее страны (21 %), активная борьба с угрозами, которые разрушают страну изнутри (29 %), ностальгия вдали от Родины (34 %), знание и гордость культуры страны (45 %).
Результаты исследования показали, что молодые люди отдают своей социальной группе довольно важную роль в политической жизни страны (Таблица 2). По мнению респондентов, молодежь принимает активное участие в выборах, в митингах и забастовках (т. е. отстаивает свои права и права своего народа), влияет на политику через определенные социальные институты и способствует продвижению молодежной политики.
Таблица 2
Роль молодежи в жизни страны
Вариант ответа |
% |
Не оказывает серьезного влияния на политическую жизнь страны |
24 |
Принимает активное участие в голосовании на выборах |
36 |
Влияет на политику через различные общественные организации, политические партии |
31 |
Участвует в митингах, акциях протеста |
41 |
Участвует в государственных молодежных объединениях и организациях |
21 |
Оказывает влияние на проведение государственной молодежной политики |
23 |
Служит в вооруженных силах РФ |
45 |
Однако, при сложившейся относительно положительной картине, имеет место и противоречие. По мнению респондентов, молодежь принимает активное участие как в выборах, так и в общественных организациях и учреждениях. Тем не менее, на вопросы о том, участвуете ли они в выборах, ответы склонились больше в отрицательную сторону (Рисунок 1).
Рис. 1. Степень участия молодежи в выборах
Политической и экономической жизнью страны молодежь также интересуется не активно (Таблица 3). Лишь 16 % опрошенных всегда внимательно следят за политическими новостями, а 23 % — делают это без особого интереса. Более трети опрошенных не интересуются подобными новостями вообще.
Таблица 3
Уровень заинтересованности молодежи происходящими в стране событиями
Вариант ответа |
% |
Да, внимательно слежу за развитием ситуации |
16 |
Слежу за развитием событий, но мне это не очень интересно |
23 |
Нет, меня это не интересует |
37 |
Затрудняетесь ответить |
24 |
По мнению большинства респондентов, основными факторами, обусловливающими формирование системы политических ценностных ориентиров, являются средства массовой информации (53 %), Интернет (47 %) и семья (46 %). Образовательные учреждения в качестве факторов выделили 31 % респондентов, а представители государственной власти и окружение — по 15 % (Таблица 4).
Таблица 4
Факторы, влияющие на политические ценности и установки молодежи
Вариант ответа |
% |
СМИ |
53 |
Интернет |
47 |
Семья |
46 |
Образовательные учреждения |
31 |
Органы государственной власти |
15 |
Окружение личности |
15 |
При этом, 52 % опрошенных молодых людей отмечают высокую роль средств массовой информации в процессе формирования политических ценностей молодежи (36 % оценили роль СМИ на 5 баллов, а 16 % — 4 балла). Интернет респондентами был оценен не менее высокими оценками: 34 % оценили его роль в 5 баллов, а 16 % — 4 балла. Остальные социальные институты, предложенные респондентам, получили оценки сравнительно невысокие (Рисунок 2).
Рис. 2. Роль социальных институтов в формировании политических ценностей и установок молодежи
Проведенное социологическое исследование продемонстрировало, что молодежь обладает как политическими знаниями, так и политическими ценностями и определенными установками. Как показал опрос, большая часть молодых людей осознанно причисляют себя к патриотам своей страны, понимая реальный смысл понятия «патриот». Но, в то же время, молодежь политически неактивна, что говорит о неустойчивом состоянии системы ценностей данной социальной группы.
Литература:
1. Башкирова Е.И, Трансформация ценностей российского общества // ПОЛИС: Политические исследования. — 2000. — № 6. — С. 14–29.
2. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / В. И. Чупров, Ю. А. Зуброва. — М.: — 2000. — С. 38.
3. Аналитический доклад «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» — [Электронный ресурс] — URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.htm — Доступ свободный. — Заглавие с экрана. — Яз.рус.