На наших глазах растет и формируется новое поколение. Подготовка новой смены- ответственнейшая задача нашего государства и всего нашего общества.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, которая заключает в себе самобытность той или иной культуры. Так как совокупность ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “диктует” само общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры.
В течение всей жизни человека одни ценности закрепляются, другие удаляются или видоизменяются, в конечном итоге создаётся индивидуальная иерархия личностных ценностей, которая свойственна конкретному индивиду. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, а на другом — более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными [1].
Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник — это прежде всего те люди, которые окружают ребенка, в первую очередь это первичный социальный институт-семья. Первые представления о том, что правильно, а что нет, чаще всего проистекают от поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентаций, как правило, закладывается внутри семьи. Видя поведение родителей в спокойные и напряженные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытаются понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей [2].
Например, если подросток из благополучной семьи попал в группу таких же подростков, но в которой особым достоинством считается употребление алкогольных напитков, то естественно существует большая вероятность, что вскоре его ценностная система измениться, которая ему была привита с рождения родителями. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родителей представление о том, что «алкоголь — серьёзная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели».
По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, родственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок воспринимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, вырабатывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Подростковый возраст является наиболее восприимчивым, они «обострённо» чувствуют, примеряют к себе различные социальные роли, пробуют себя в различных жизненных обстоятельствах.
Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин этого уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенные поведения и результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, что они должны быть честными и отвечали за свои поступки. Однако им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот «черно-белый» взгляд на жизнь, в которой проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрасным и безобразным и т. д. во многом и определяет устойчивость и стабильность ценностей [3].
Ценностная сфера индивида чрезвычайно тесно связана непосредственно с его установками, под которыми подразумевают оценочные суждения относительно объектов, людей и событий. Установки отражают те чувства, которые человек испытывает по отношению к чему-либо. Установки — более динамичное и изменчивое явление, чем ценности, и, как правило, имеют специализированную, конкретную направленность [3].
Несмотря на различия, установки и ценности тесно связаны. Проведённые исследования показали, что ценности и установки дополняют друг друга. Исследователи подвели итог, что любая установка ассоциирована с той или иной группой ценностей. Следовательно, ценности людей могут объяснить их установки и во многих случаях то поведение, которому они следуют.
Формирование установок и их типы. Подобно ценностям, многие установки формируются в детстве и воспринимаются детьми от своего ближайшего социального окружения. Дети моделируют свои установки, особенно в подростковом возрасте, копируя тех, кто им нравится, кого они уважают и даже боятся. Наблюдая за отношением родителей к различным событиям и явлениям, они формируют к ним свое собственное отношение. Особой привлекательностью для молодежи обладают поведение, внешний облик и установки их кумиров, например популярные певцы и актеры, которые нередко выступают безусловным образцом для подражания во всём, в том числе и в поведении.
Неустойчивость установок активно и не всегда добросовестно используют рекламные компании, пытаясь изменить наше отношение к определенным продуктам и услугам. В организациях аттитюды важны потому, что они влияют на трудовое поведение. Если рабочие, например, считают, что менеджеры и инженеры находятся в сговоре с целью выжать из рабочего все соки за минимальную зарплату, то целесообразно изучить, как были сформированы эти установки, как они связаны с рабочим поведением и как их можно изменить.
Каждый человек может иметь тысячи установок, однако организационная психология концентрирует внимание лишь на тех, что связаны с трудом и организацией.
В сфере деловых отношений можно выделить следующие установки:
- удовлетворенность трудом;
- вовлеченность в работу;
- приверженность организации. Удовлетворенность трудом является выражением общего отношения индивида к своей работе [1].
Человек с высоким уровнем удовлетворенности трудом имеет положительные установки к труду, и, наоборот, неудовлетворенный работник относится к своей работе отрицательно. Вовлеченность в работу — это степень идентификации индивида со своей работой, уровень его участия в ней, а также восприятие своего труда как важного элемента своей жизни.
Проведенные исследования показывают, что индивиды с высокой вовлеченностью в работу характеризуются высокой продуктивностью и удовлетворенностью трудом, они менее склонны к смене работы.
Приверженность организации выражает ориентацию индивида по отношению к организации, его лояльность к ней. Эта установка показывает, насколько индивид идентифицирует себя со своей организацией и на сколько глубоко он вовлечен в организационные процессы. Индивиды с высокой приверженностью организации склонны оставаться ее членами даже несмотря на сложности, с которыми сталкивается организация, они чувствуют свою психологическую привязанность к ней, независимо от удовлетворенности своим трудом и статусом [2].
Таким образом, когда мы говорим об установках к труду и их влиянии на поведение, мы имеем дело с позитивными или негативными оценками, которые люди дают своей деловой среде.
Литература:
1. Занковский А. Н., Психология деловых отношений М.: Изд. центр ЕОАИ, 2008. — 384 с.
2. Кравченко А. И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — М.: Инфра-М, 2008. — 400 с.
3. Белинская Е. П., Социальная психология личности- М.: Аспект Пресс, 2003. — 475 с