Ценностные ориентации современной молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 31.07.2022

Статья просмотрена: 884 раза

Библиографическое описание:

Головатенко, А. А. Ценностные ориентации современной молодежи / А. А. Головатенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94251/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены особенности формирования ценностных ориентаций современной молодежи. Внешний и внутренние факторы влияют на установки молодежи и определяют перспективы реализации их жизненных целей.

Ключевые слова: молодежь, ценностные ориентации, внутренние и внешние факторы, формирование, методика Рокича.

Наиболее активной частью населения, которая легко вовлекается в любые социальные проекты, является молодежь. Молодое поколение в возрасте от 14 до 30 лет активно познает мир и вырабатывает свой комплекс жизненных ценностей. Государство озабочено теми идеями, которые формируются у молодежи, и стремится формировать идеологически верное отношение к происходящему.

Молодежь представляет собой специфический инновационный ресурс, который выступает движущий силой эффективного развития России в долгосрочной перспективе. Особая ценность и специфичность молодежного возраста заключается в открытости новым знаниям. И какие ценности будут сформированы у молодежи в результате обучения, определит будущее нашей страны.

В психологии под ценностями понимается «осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия» [1].

Анализируя приведенное определение, можно выделить специфические характеристики ценностей как свойства личности молодого человека:

1) ценности отражают определенные мировоззренческие установки, сформированные в результате познания мира;

2) ценности могут быть полностью осознанными и принятыми человеком или находится на уровне подсознания;

3) присвоение ценностей происходит как в малых коллективах (семья, дружеская компания), так и в больших возрастных группах (коллектив школы, предприятия и др.);

4) ценности формируют определенную стратегию поведения, которая отражается в соответствующих поступках. Когда у подростка сформирована ценность уважения к памяти прошлого, то он будет соответственно относится к памятникам, символам государства. Если, напротив, у молодого человека отсутствует такая ценность, то в его поступках будут акты вандализма, неуважения к ветеранам и др.

На развитие ценностной характеристики личности молодого человека влияют многочисленные внутренние и внешние факторы. К внешним факторам следует отнести окружение, которое воспитывает определенные взгляды на жизнь в обществе. Это могут быть ценности семьи, профессионального роста, уважение к памяти предков. Но могут быть и неуважение к ближнему, формирование чувства превосходства над другими. Иногда родители формируют жестокость к окружающему миру у ребенка. Он впоследствии эти установки переносит на взаимоотношения с окружающими.

Немалую роль в формировании личности молодежи играют и внутренние факторы. Свою роль играет характер, направленность личности, воля, внушаемость и др. Каждое из этих качеств вносит свой вклад в формирование жизненных установок.

Ценностные ориентации молодого человека отражают различные аспекты направленности личности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Когнитивная характеристика содержит познания человека о различных видах ценностей (знание о семье, детях, родине и других ценностях).

Эмоциональная составляющая представляет собой личное отношение к существующим ценностям (принятие или непринятие). Эмоции позволяют человеку соглашаться с ценностью брака, уважением к родителям и др.

Поведенческих характеристика отражает воплощение в жизнь тех ценностей, которые были сформированы. К сожалению, на данном этапе осознания жизненных ценностей возможны отклонения. Например, для молодого человека психологически важным является ценность семьи. Он это ценность осознает и эмоционально принимает. Но при этом шагов для вступления в брак не предпринимает.

На практике у молодежи имеется определенный уровень жизненных ценностей, демонстрирующий некий возрастной этап формирования личности. В течение жизни ценности изменяются. Тот набор жизненных установок, который сложился у подростка, претерпевает значительные изменения по мере взросления.

Мы провели сравнительный анализ сформированности жизненных ценностей у подростков 16 лет (экспериментальная группа) и молодых людей 25лет (контрольная группа). Результаты представлены в таблице 1. Исследование проведено по методике М. Рокича. Тест позволяет произвести ранжирование жизненных смыслов у молодежи.

Таблица 1

Изучение жизненных ценностей по методике Рокича в экспериментальной и контрольной группах

Возможные жизненные цели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Значимость цели

Ее реализация

Значимость цели

Ее реализация

1.

Активная деятельная жизнь

10

45 %

5

44

2.

Жизненная мудрость

7

34 %

14

12

3.

Здоровье

6

69 %

8

23

4.

Интересная работа

8

1 %

7

20

5.

Красота природы и искусства

17

23 %

18

10

6.

Любовь

6

31 %

3

20

7.

Материально обеспеченная жизнь

2

30 %

4

5

8.

Наличие хороших и верных друзей

3

78 %

1

50

9.

Общественное признание

1

45 %

6

30

10

Познание

18

67 %

9

40

11

Продуктивная жизнь

13

76 %

10

30

12

Саморазвитие

12

39 %

17

30

13

Развлечения

9

51 %

11

45

14

Свобода

5

56 %

12

15

15

Счастливая семейная жизнь

11

73 %

13

30

16

Счастье других

16

12 %

16

10

17

Творчество

15

38 %

14

20

18

Уверенность в себе

4

41 %

2

37

Проведенный анализ показывает, какие ценности являются приоритетными для участников эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. А также позволяет нам установить насколько терминальные ценности реализованы в деятельности представителей разных возрастных групп. Изучение мнений респондентов показало, что для участников эксперимента в контрольной и экспериментальной группах преобладающими являются ценности признания, материально-обеспеченной жизни, друзья, уверенность в себе, свобода.

Анализируя те ценности, которые стоят на первых пяти местах, можно сказать, что они отвечают тем сферам деятельности, которые интересуют подростков 16 лет: общение, проявление себя в деятельности, отсутствие препятствий со стороны взрослых. Самыми непопулярными ценностями среди школьников, являются познание, красота природы и искусства, счастье других людей.

Несколько иная картина в контрольной группе. К 25 годам система жизненно важных ценностей преображается. Так, на первом месте для молодых людей, получивших образование и ищущих свое место в жизни, стоит наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, любовь, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная позиция.

Также как и для подростков для молодых людей характерно признание материальных благ и хорошей устойчивой обеспеченной жизни. Однако отличным является утверждение и признание таких ценностей как готовность трудиться для обеспечения себя и своей семьи. Очевидно, осознание ценностей связанных с обретением собственной идентичности (принятие себя, создание семьи, оказание помощи другим людям) в полной мере осознаются в процессе взросления.

Таким образом, ценностные ориентации личности молодого человека, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. В процессе эволюции эта система претерпевает серьезные изменения. Взгляды молодых людей на свою жизнь и ценности меняются.

Проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать вывод, что в процессе взросления изменяются ценности молодежи. Постепенно происходит формирование традиционного понимания необходимости семьи, работы, уважения к старшим. Задачей родителей, педагогов является формирование традиционных устоявшихся ценностей, которые постепенно будут восприняты и переданы от поколения к поколению.

Литература:

  1. Соколова Е. В. Приоритеты ценностного сознания современной молодежи в кризисную эпоху // Перспективы науки. 2011. № 10 (25). С. 26–29.
  2. Борзенкова И. В. Представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях в аспекте современных изменений в обществе // В сборнике: Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития материалы II-международной научно-практической конференции. 2015. С. 29–36.
Основные термины (генерируются автоматически): ценность, молодой человек, контрольная группа, экспериментальная группа, значимость цели, красота природы, обеспеченная жизнь, процесс взросления, участник эксперимента, ценность семьи.


Ключевые слова

ценностные ориентации, формирование, молодежь, внутренние и внешние факторы, методика Рокича

Похожие статьи

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза

В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся в современных реалиях российского общества. Определены базовые компоненты ценностных ориентаций, их место в структуре личности. Выявлена специфика ценностных ориентаций об...

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Методологические проблемы оценки эффективности мероприятий молодежной политики

Статья посвящена анализу подходов к оценке эффективности мероприятий молодежной политики, в ней предложена возможная структура показателей (индикаторов) количественного и качественного характера отдельного мероприятия, намечена классификация типов ме...

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Похожие статьи

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза

В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся в современных реалиях российского общества. Определены базовые компоненты ценностных ориентаций, их место в структуре личности. Выявлена специфика ценностных ориентаций об...

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Методологическая основа исследования молодежной политики

В статье обосновываются основные методологические подходы к изучению молодежной политики.

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Методологические проблемы оценки эффективности мероприятий молодежной политики

Статья посвящена анализу подходов к оценке эффективности мероприятий молодежной политики, в ней предложена возможная структура показателей (индикаторов) количественного и качественного характера отдельного мероприятия, намечена классификация типов ме...

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы студентов-психологов. Раскрыто понятие мотивационной сферы, определены внешние и внутренние мотивы и проанализированы методы формирования положительной мотивации студентов в вузе.

Задать вопрос