В статье рассмотрены особенности формирования ценностных ориентаций современной молодежи. Внешний и внутренние факторы влияют на установки молодежи и определяют перспективы реализации их жизненных целей.
Ключевые слова: молодежь, ценностные ориентации, внутренние и внешние факторы, формирование, методика Рокича.
Наиболее активной частью населения, которая легко вовлекается в любые социальные проекты, является молодежь. Молодое поколение в возрасте от 14 до 30 лет активно познает мир и вырабатывает свой комплекс жизненных ценностей. Государство озабочено теми идеями, которые формируются у молодежи, и стремится формировать идеологически верное отношение к происходящему.
Молодежь представляет собой специфический инновационный ресурс, который выступает движущий силой эффективного развития России в долгосрочной перспективе. Особая ценность и специфичность молодежного возраста заключается в открытости новым знаниям. И какие ценности будут сформированы у молодежи в результате обучения, определит будущее нашей страны.
В психологии под ценностями понимается «осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия» [1].
Анализируя приведенное определение, можно выделить специфические характеристики ценностей как свойства личности молодого человека:
1) ценности отражают определенные мировоззренческие установки, сформированные в результате познания мира;
2) ценности могут быть полностью осознанными и принятыми человеком или находится на уровне подсознания;
3) присвоение ценностей происходит как в малых коллективах (семья, дружеская компания), так и в больших возрастных группах (коллектив школы, предприятия и др.);
4) ценности формируют определенную стратегию поведения, которая отражается в соответствующих поступках. Когда у подростка сформирована ценность уважения к памяти прошлого, то он будет соответственно относится к памятникам, символам государства. Если, напротив, у молодого человека отсутствует такая ценность, то в его поступках будут акты вандализма, неуважения к ветеранам и др.
На развитие ценностной характеристики личности молодого человека влияют многочисленные внутренние и внешние факторы. К внешним факторам следует отнести окружение, которое воспитывает определенные взгляды на жизнь в обществе. Это могут быть ценности семьи, профессионального роста, уважение к памяти предков. Но могут быть и неуважение к ближнему, формирование чувства превосходства над другими. Иногда родители формируют жестокость к окружающему миру у ребенка. Он впоследствии эти установки переносит на взаимоотношения с окружающими.
Немалую роль в формировании личности молодежи играют и внутренние факторы. Свою роль играет характер, направленность личности, воля, внушаемость и др. Каждое из этих качеств вносит свой вклад в формирование жизненных установок.
Ценностные ориентации молодого человека отражают различные аспекты направленности личности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Когнитивная характеристика содержит познания человека о различных видах ценностей (знание о семье, детях, родине и других ценностях).
Эмоциональная составляющая представляет собой личное отношение к существующим ценностям (принятие или непринятие). Эмоции позволяют человеку соглашаться с ценностью брака, уважением к родителям и др.
Поведенческих характеристика отражает воплощение в жизнь тех ценностей, которые были сформированы. К сожалению, на данном этапе осознания жизненных ценностей возможны отклонения. Например, для молодого человека психологически важным является ценность семьи. Он это ценность осознает и эмоционально принимает. Но при этом шагов для вступления в брак не предпринимает.
На практике у молодежи имеется определенный уровень жизненных ценностей, демонстрирующий некий возрастной этап формирования личности. В течение жизни ценности изменяются. Тот набор жизненных установок, который сложился у подростка, претерпевает значительные изменения по мере взросления.
Мы провели сравнительный анализ сформированности жизненных ценностей у подростков 16 лет (экспериментальная группа) и молодых людей 25лет (контрольная группа). Результаты представлены в таблице 1. Исследование проведено по методике М. Рокича. Тест позволяет произвести ранжирование жизненных смыслов у молодежи.
Таблица 1
Изучение жизненных ценностей по методике Рокича в экспериментальной и контрольной группах
№ |
Возможные жизненные цели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Значимость цели |
Ее реализация |
Значимость цели |
Ее реализация |
||
1. |
Активная деятельная жизнь |
10 |
45 % |
5 |
44 |
2. |
Жизненная мудрость |
7 |
34 % |
14 |
12 |
3. |
Здоровье |
6 |
69 % |
8 |
23 |
4. |
Интересная работа |
8 |
1 % |
7 |
20 |
5. |
Красота природы и искусства |
17 |
23 % |
18 |
10 |
6. |
Любовь |
6 |
31 % |
3 |
20 |
7. |
Материально обеспеченная жизнь |
2 |
30 % |
4 |
5 |
8. |
Наличие хороших и верных друзей |
3 |
78 % |
1 |
50 |
9. |
Общественное признание |
1 |
45 % |
6 |
30 |
10 |
Познание |
18 |
67 % |
9 |
40 |
11 |
Продуктивная жизнь |
13 |
76 % |
10 |
30 |
12 |
Саморазвитие |
12 |
39 % |
17 |
30 |
13 |
Развлечения |
9 |
51 % |
11 |
45 |
14 |
Свобода |
5 |
56 % |
12 |
15 |
15 |
Счастливая семейная жизнь |
11 |
73 % |
13 |
30 |
16 |
Счастье других |
16 |
12 % |
16 |
10 |
17 |
Творчество |
15 |
38 % |
14 |
20 |
18 |
Уверенность в себе |
4 |
41 % |
2 |
37 |
Проведенный анализ показывает, какие ценности являются приоритетными для участников эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. А также позволяет нам установить насколько терминальные ценности реализованы в деятельности представителей разных возрастных групп. Изучение мнений респондентов показало, что для участников эксперимента в контрольной и экспериментальной группах преобладающими являются ценности признания, материально-обеспеченной жизни, друзья, уверенность в себе, свобода.
Анализируя те ценности, которые стоят на первых пяти местах, можно сказать, что они отвечают тем сферам деятельности, которые интересуют подростков 16 лет: общение, проявление себя в деятельности, отсутствие препятствий со стороны взрослых. Самыми непопулярными ценностями среди школьников, являются познание, красота природы и искусства, счастье других людей.
Несколько иная картина в контрольной группе. К 25 годам система жизненно важных ценностей преображается. Так, на первом месте для молодых людей, получивших образование и ищущих свое место в жизни, стоит наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, любовь, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная позиция.
Также как и для подростков для молодых людей характерно признание материальных благ и хорошей устойчивой обеспеченной жизни. Однако отличным является утверждение и признание таких ценностей как готовность трудиться для обеспечения себя и своей семьи. Очевидно, осознание ценностей связанных с обретением собственной идентичности (принятие себя, создание семьи, оказание помощи другим людям) в полной мере осознаются в процессе взросления.
Таким образом, ценностные ориентации личности молодого человека, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. В процессе эволюции эта система претерпевает серьезные изменения. Взгляды молодых людей на свою жизнь и ценности меняются.
Проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать вывод, что в процессе взросления изменяются ценности молодежи. Постепенно происходит формирование традиционного понимания необходимости семьи, работы, уважения к старшим. Задачей родителей, педагогов является формирование традиционных устоявшихся ценностей, которые постепенно будут восприняты и переданы от поколения к поколению.
Литература:
- Соколова Е. В. Приоритеты ценностного сознания современной молодежи в кризисную эпоху // Перспективы науки. 2011. № 10 (25). С. 26–29.
- Борзенкова И. В. Представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях в аспекте современных изменений в обществе // В сборнике: Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития материалы II-международной научно-практической конференции. 2015. С. 29–36.