В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.
Ключевые слова: интеграция молодежи, особенности личности молодого человека, идеалы молодежи, устойчивое развитие российского общества, интериоризация ценностей, ценности молодежи
Социальная интеграция молодого поколения на базе ценно-интегрального вида выступает стабилизирующим фактором социальных структур и обязательных условием устранения кризисных ситуаций. В связи с этим, актуальность данной темы обуславливается потребностью продемонстрировать достоверную картину ценностных ориентаций молодого поколения в России в её динамике и изменчивости, определенной интериоризацией ценностей, достаточную для моделирования данной общественной группы, формирования политики молодежи.
Раскрывая общественные механизмы интериоризации и в тоже время модификацию ценностей российской молодежи, создаётся возможность исследование становления этой общественной группы, установление роли всевозможных общественных условий, оказывающих своё непосредственное влияние в проекцировании ментальных начал молодого человека, то что в особенности немаловажно в выработке стратегий модификации социальных институтов. По этой причине, значимость исследования механизмов взаимодействий получило в обстоятельствах трансформации системы российского социума, содействуя расширению перспектив участия молодого поколения в его обновлении и в сохранении его единства.
Молодежь как общественная группа оказывает особое влияние в создании или изменении режима в обществе. Социум как общественная система в соответствии с принципом эмерджентности работает за счет характерных системе неординарных качеств, которые входят во всевозможные слои и группы. Молодежь, выступает одной из таких групп обладая своей характерной особенностью принимать участие в проецировании общественной реальности. Присоединяясь к процессу воспроизводства общества, молодое поколение вносит современный новаторский потенциал, способный быть базой с целью формирования либо уничтожения общественных структур. Поэтому от характера социальной активности молодежи во многом зависит целостность и стабильность российского общества.
Между изменением ценностей молодым поколением и реформистских преобразований российского общества имеется стабильная связь. Реформирование социума содержит введение стандартов эффективной социализации молодого поколения, концепции элементов и средств передачи общепризнанных норм в социуме, культурно-исторических ценностей современного поколения. Исследование общественных определяющих факторов интериоризации ценностей в социуме даёт возможность отметить соответствующие характеристики интериоризации ценностей молодёжи в современной России, определенные новейшими стратегиями реформирования, перехода от советской к новой модели.
Перемена в области структуральных качеств современного социума привело к развитию модификации в области социализации молодого поколения, переход к новым общественным правилам и установкам. Во-первых, теряются конкретные аспекты социализированной личности в связи с расстройством образца эпохи советской России и непостоянства, двойственности общественных требований к личности в обществе в последние несколько десятилетий. Во-вторых, условия социализации молодых людей значительно преобразовались в связи с принятием новых нормативно-правовых актов, характеризующих пути и ресурсы участия личности в жизни общества. В-третьих, образец интегрированной в социальную структуру личности разделился на эффективную, но низкодуховную, нравственно непринимаемую личность, и высоконравственную, общественно значимую личность, которая способна достичь значительного общественного статуса.
В связи с переориентацией ценностей молодежи возникает обстановка, которую Кузнецов В. И. охарактеризовал как аксиологическим хаосом. «Происходит интенсивное внедрение ценностей культуры запада, социум просто прощается только с внешними свойствами прошлого строя. Ценности, культивировавшиеся в минувшие восемьдесят лет, не уходят из сознания социума и по сей день. В следствии — «загадочный симбиоз», если в сознании личности есть ценности, иногда отвергающие друг друга. К примеру, исследователи отмечают приоритет современных молодых людей на личностный успех, инициативность, и, в то же время, значимость коллективизма в группах молодёжи крайне возвышена». [2].
Значительная динамика в изменении общественных ценностей, положение беззакония, плюрализм системы ценностей, деформация исторического прошлого, неясность предстоящего вырабатывает специфическое понимание молодого поколения о приоритете идеала в развитие миропонимания и в проецировании общественных практик.
Значение актуальных целей, развитие взглядов о первоосновных нуждах общества, проецирование стратегий общественной заинтересованности значительно находится в зависимости от развития собственной личности в социализации. А так как, было заявлено ранее, человек попадая в сферу с большим зачастую неясных или отрицающих чужие эталоны и ценностей, декларируемых разнообразными общественными группами, то в таком случае в патофункциональных ценностных изменений главное разногласие перехода ценностей в кругах молодого поколения выражается в развитии идентификации члена общества.
На уровне инструментальных ценностей А. В. Петров, проводивший исследование выставления ценностных приоритетов нынешнего молодого поколения, фиксировал, что «исследование ценностно-мотивационной области молодых людей в сфере работы продемонстрировал двойственный подход к нему. С одной стороны, работа переместилась на периферию социального сознания, так как анкетируемые ни разу не ввели его в список преимущественно важных ценностей, а, с другой, — 78,5 % заявили, что только лишь насыщенная и увлекательная работа достойна того, чтобы отводить ей большую часть собственного времени. 21,5 % респондентов, полагают, то что можно сколько угодно тратить времени на работу с условием того, что будет высокий доход. Подобное несоответствие — достойный образец двойственности сознания молодого поколения; в нем в одно и тоже время уживаются несовместимые направления, не допускаются элементы конкуренции. Только лишь 19 % предполагают, что рабочая состязательность, конфликт возможностей значительнее помощи и поддержки в работе, для 81 % опрошенных равенство — синоним верности и гармоничности общественных взаимоотношений. Им характерна актуальная концепция, в базе которой лежит равноправие в проявления способностей каждого, равенство прибыли и жизненных условий существования [1].
Двойственность и значительная динамика систем ценностей социума в значительной особенности отражается в системе личностных ценностей молодёжи, в которой возникает пустота ориентации. Во время «переосмысления ценностей» «происходит расслоение ценностной системы регуляции поведения субъектов... то есть, ценности могут быть изучены и как структурные компоненты когнитивной личности, и как компоненты ее мотивационно-потребностной области. Подобное «двухзначное» состояние ценностей разъяснено их смысловым естеством. Ценности же, представляясь коннотационными основаниями, объединяют когнитивную и мотивационную области, объединяют их в предоставленную смысловую область, предоставляя личности определенную целостность» [1].
Парадоксы в концепции ценностей и расхождения между собой иерархических систем ценностей приводят не только к значительному уменьшению ценностей в общественных системах, но и увеличению необходимости душевной разрядки, сосредоточенной на установлении стабильных интересов в жизни. В особенности данная необходимость имеет место быть непосредственно у молодого поколения. Актуализирование внутреннего поиска считается основным условием увеличения значимости веры в мировосприятии, житейских и терминальных ценностей современной молодёжи, так как вера в Бога даёт возможность установить курс и ресурсы формирования личности в соответствии с его сущностными особенностями, отыскать конкретные, важные решения на максимально значимые вопросы возникающие в жизни человека о смысле его существования и нуждах, о требуемых для целостной социокультурной области ценностей нравственности, о методах реализации независимости и ответственности, о важности взаимодействия с общественными институтами и учреждениями. Иначе говоря, религия даёт возможность возобновить почти разрушенную ценностную структуру, справится с их относительность посредством обнаружения безусловных ценностей и преобразование в соответствие им других иерархических уровней ценностных систем молодёжи.
Но в нынешнем социуме сохраняются преграды интериоризации личностных ценностей, что выступает значимой предпосылкой невысокой результативной общественной активности молодого поколения. К таким препятствиям относят дуальное влияние институтов социализации, ее малоустойчивость; расхождение культурных нормативных компонентов социальной структуры и надзора; потенциальный рост индивидуального самостановления, однако размытость критериев самоидентификации и массовых идентификаций, осознанием довольно низкого соотношения высококлассной инициативной деятельности и качества жизни и др. Результатом подобного противоречия считается разногласие в интериоризированных индивидуализированных и кристаллизованных в общественных отношениях ценностей, проявляющиеся в лимитированном осознания человеком собственной значимости и способностей в проектировании общественной действительности. Данная ситуация потребует исследования новейших способов в проведении исследований индивидуальных ценностей, характера их интериоризации [3].
Таким образом, ценности и ценностные ориентации, структурирующиеся в сознании молодого человека в процессе его становления, в периоде приспособления и самоопределения оказывают содействие развитию стабильных взаимосвязей с обществом, что выступает обстоятельством повышения субъектности индивида в воспроизводстве установленных в обществе норм. Проектирование общественной действительности молодыми людьми различается субъектностью, инновационнностью и рефлексивностью. Общественные перемены на биографическом уровне и каждый новый общественный процесс призывают в большей или меньшей степени соотнесения с субъективной ценностной системой, которая определяет понимание о значимости и развитие общественной установки. По этой причине направленное вовлечение молодёжи в процесс по воспроизводству общественных норм как субъекта общественных взаимосвязей потребует способности соотнесения сформивовавшихся обстоятельств и режима с интериоризированными эталонами, пребывающими на вершине личностной ценностной системы и придающие ей общественно-значимый, объединяющий характер. В следствии этого происходит сопряжение субъективных смыслов общественного участия с общепризнанными, культурно аргументированными. Но функционирование идеала в этой связи допустимо исключительно тогда, когда он принимается действующим субъектом как объективно значимый, постоянный и абсолютный. Происходит частая замена идеалов современной молодежью, что формирует иллюзию неимения у них идеалов и несогласия со стабильной системой ценностей. Однако в латентной форме протекает, скорее всего, противоположный процесс. Увеличивается необходимость в приобретении смыслообразующих идеалов, которые дают возможность уменьшить неопределенность в подборе жизненных стратегий, так и объединить на индивидуальном уровне все без исключения ценностные ориентации. В современном российском социуме данная тенденция набирает свои обороты.
Литература:
- Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: ACADEMIA. 2008.
- Кузнецов В. И. Молодежь на рубеже веков//Социологические исследования. Ростов-
- Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // СОЦИС. 2008. № 7. С. 84–89.