Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков
Авторы: Ощепков Алексей Александрович, Калинин Игорь Викторович
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Челябинск, март 2011)
Статья просмотрена: 2011 раз
Библиографическое описание:
Ощепков, А. А. Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных ориентаций нормативных и девиантных подростков / А. А. Ощепков, И. В. Калинин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/128/ (дата обращения: 17.12.2024).
Постановка проблемы
Подростковый возраст является переходным периодом развития человека, наполненным множеством противоречий, возрастных конфликтов, преломлением в самосознании. В этот период складывается своеобразное отношение между ребенком и средой, так называемая социальная ситуация развития, обусловливающая динамику психического развития в подростковом возрасте [3]. В рамках подросткового возраста перестраиваются отношения ребенка к миру и к себе, развивается процесс самосознания и самоопределения [4]. Однако формирование психики подростка связано с множеством проблем, в числе которых – проявление различных форм девиантного поведения.
Девиантное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных формах – от нарушений морали, незначительных поступков до тяжких преступлений. Девиантные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к развитию девиантного поведения ведет деформация ценностно-нормативных представлений, то есть система внутренней регуляции. Среди девиантных проявлений выделяется так называемый докриминогенный уровень, когда подросток еще не стал субъектом преступления, и его девиации проявляются на уровне мелких нарушений правил поведения, в употреблении алкогольных, наркотических средств, разрушающих психику. Девиации, выражающиеся в преступных действиях, представляют более серьезную общественную опасность. Заметное неблагополучие у девиантных подростков выявляется в системе межличностных отношений в семье, в школе, на улице [2]. Все это свидетельствует о том, что девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Нарушения внешних социальных связей тесно связано с деформацией внутренней поведенческой регуляции – ценностных ориентаций и социальных установок.
Явление социальной установки остается в центре внимания психологии не один год, хотя этот интерес постоянно колеблется – то возрастая, то убывая. Возможной причиной такого положения дел является сама природа феномена социальной установки (его способность проявляться в самых различных сферах психической организации человека), так и закономерности развития психологии как науки. Сегодня наряду с дифференциацией психологического знания, происходит и систематизация психологических идей на философском уровне, что ведет к переосмыслению наработанного материала [5].
По проблеме установки написано огромное количество работ, проведено множество эмпирических исследований – от глобальных исследований Ховланда в Йельском исследовательском центре [12] до изучения религиозных фанатиков Фестингером [11]. Известны работы по проблеме установки Г. Олпорта [10], М. Рокича [13] и многих других. П.Н. Шихирев предрекает социальной установке роль центрального объекта в будущих психологических исследованиях [9].
Не вдаваясь в анализ огромнейшего количества работ по изучению феномена социальной установки, хотелось бы акцентировать внимание на самых важных с точки зрения понимания аттитюда. Прежде всего, поворотным пунктом в понимании аттитюда с позиций социальной психологии является предложение конструкции аттитюда У. Томасом и Ф. Знанецким как «ценность» + «отношение к ценности». У. Томас и Ф. Знанецкий определили аттитюд как «психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями» [9, С. 100]. В свое время А.Г. Асмоловым было замечено, что социальная установка «обусловлена пониманием ценности как социального объекта, имеющего значение для индивида» [1, С. 145] или, иначе, социальная установка описывает взаимодействие индивида и общества, в котором общество представлено социальной ценностью, а индивид – отношением к этой ценности.
Данная позиция для нас существенна и позволяет, во-первых, рассматривать вопрос о двойственности природы социальной установки – со стороны окружающего мира и со стороны индивида, и, во-вторых, вопрос об отношении к ценностям общества, которое в каждом конкретном случае обосновано потребностями индивида. В этом смысле, двойственность природы социальной установки позволяет ей быть регулятором социального поведения и деятельности индивида в обществе. На этой основе нами была выдвинута гипотеза о взаимосвязи системы социальных установок и ценностных ориентаций подростков, как основы регуляции их поведения, влияющей на проявление тех или иных форм поведения, в т.ч. и девиантных.
Учитывая вышеcказанное, перед нашим исследованием были поставлены следующие задачи:
1)изучение значения социальных ценностей у девиантных и нормативных подростков;
2)исследование количественных оценок системы социальных установок подростков с девиантным поведением и подростков без девиаций в поведении;
3)выявление взаимосвязей систем социальных установок и ценностных ориентаций подростков;
4)анализ различий ценностных ориентаций личности и социальных установок подростков без отклонений в поведении и подростков с отклоняющимся поведением.
Методика
Эмпирическая часть исследования выполнена на базе средней школы №2, средней школы №6 и педагогического лицея №25 г.Димитровграда Ульяновской области. В качестве респондентов выступали школьники 9-х классов, 15 – 16 лет, всего 119 человек.
В исследовании использовался метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, направленный на выявление количественных оценок социальных установок личности [6]; ценностный опросник С. Шварца, ориентированный на измерение мотивационных доменов, определяющих наиболее значимые ценностные ориентиры жизнедеятельности человека [7]. Также была использована методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор – А.Н.Орел), являющаяся стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного поведения [8].
Результаты и их обсуждение
С целью анализа систем ценностей подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений нами было проведено сравнение среднегрупповых значений ценностей с использованием статистического t-критерия Стьюдента. При этом особое внимание уделялось значимым различиям ценностей в изучаемых группах подростков. В результате, были обнаружены статистически значимые различия значений ценностей Достижения (tэмп=2,0212 при ρ≤0,05), Стимуляция (tэмп=2,0643 при ρ≤0,05), Безопасность (tэмп=1,9815 при ρ≤0,05) (таблица 1).
Более высокие оценки ценности достижения девиантными подростками свидетельствует о большей ориентированности на социальное признание, стремление к обладанию материальными благами, в то время как для нормативных подростков данная ценность связана с успешностью своей деятельности, выражаемой повышением личностной компетентности. Высокие оценки значимости стимуляции для девиантных подростков связаны со стремлением к острым ощущениям, поиском приключений, риска. В то же время значение ценности безопасности для девиантных подростков менее высокое по сравнению с нормативными подростками, что характеризует девиантных подростков как менее ответственных, заслуживающих доверия и, в то же время, девиантные подростки меньше испытывают чувство принадлежности, заботы окружающих.
Таблица 1
Сравнение среднегрупповых значений ценностей подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений в поведении
№ п/п |
Ценности |
Среднегрупповые значения |
tэмп |
|
нормативные |
девиантные |
|||
1. |
Наслаждение |
8,5500 |
8,2857 |
0,3259 |
2. |
Достижения |
23,5500 |
26,7710 |
2,0212* |
3. |
Социальная власть |
15,5500 |
16,4290 |
0,2902 |
4. |
Самоопределение |
29,8500 |
28,2860 |
1,0293 |
5. |
Стимуляция |
14,0500 |
15,9430 |
2,0643* |
6. |
Конформизм |
16,4000 |
16,1430 |
0,2247 |
7. |
Социальность |
35,5000 |
34,0000 |
0,7101 |
8. |
Безопасность |
31,4810 |
27,6230 |
1,9815* |
9. |
Зрелость |
32,7500 |
32,0000 |
0,4992 |
10. |
Поддержка традиций |
17,4000 |
17,0000 |
0,2690 |
11. |
Социальная культура |
25,7500 |
24,4290 |
0,6285 |
12. |
Духовность |
21,5000 |
21,0000 |
0,3406 |
* - значимые различия при ;;0,05
Дальнейший наш анализ был посвящен сравнению среднегрупповых значений социальных установок подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений в поведении с использованием статистического t-критерия Стьюдента. С использованием метода семантического дифференциала Ч. Осгуда измерялись социальные установки подростков на соответствующие типологии С. Шварца ценности. В результате такого анализа были выявлены статистически значимые различия среди изучаемых групп подростков в социальных установках на стимуляцию (tэмп=2,0089 при ρ≤0,05), социальную справедливость (tэмп=2,1487 при ρ≤0,05), поддержку традиций (tэмп=1,9878 при ρ≤0,05).
Таблица 2
Сравнение среднегрупповых значений социальных установок подростков с отклоняющимся поведением и подростков без отклонений в поведении
№ п/п |
Социальные установки на |
Среднегрупповые значения |
tэмп |
|
нормативные |
девиантные |
|||
1. |
Наслаждение |
20,5000 |
20,8571 |
0,0675 |
2. |
Достижения |
25,4000 |
25,7143 |
0,1284 |
3. |
Социальную власть |
12,8500 |
18,7143 |
1,0069 |
4. |
Самоопределение |
22,1500 |
22,8571 |
0,1767 |
5. |
Стимуляцию |
21,8520 |
11,6571 |
2,0089* |
6. |
Самоограничение |
8,4000 |
12,7143 |
0,7812 |
7. |
Социальную справедливость |
17,4561 |
25,8571 |
2,1487* |
8. |
Безопасность |
21,6000 |
23,1429 |
0,3165 |
9. |
Зрелость |
13,2000 |
11,5714 |
0,3088 |
10. |
Поддержку традиций |
20,9760 |
14,2857 |
1,9878* |
11. |
Социальную культуру |
21,1500 |
21,5714 |
0,1018 |
12. |
Духовность |
24,0500 |
22,5714 |
0,4156 |
* - значимые различия при ;;0,05
Данные различия свидетельствуют о том, что девиантные подростки имеют меньшую установку на социальную справедливость, что в поведении выражается в их отклонении от искренних, честных отношений. Также в своих отношениях с друзьями девиантным подросткам присуща меньшая установка на преданность, приверженность группе. С другой стороны, более сильная установка у девиантных подростков на поддержку традиций говорит о том, что они продолжают почитать своих родителей, старших людей, высказывая почитание к традициям. Стоит особо отметить установку девиантных подростков на стимуляцию, выражающая стремление к острым ощущениям, риску, которая реализуется в поведении, наполненном изменениями.
Выводы
1. Проведенный теоретический анализ показал, что социальная установка выражает определенное отношение индивида к ценностям общества. Для девиантных подростков, у которых происходит формирование личности, это означает особое преломление общественных ценностей в сознании, выражающееся затем в определенной направленности поведения.
2. Проведенный эмпирический анализ показал, что девиантные подростки придают большее значение ценностям достижения и стимуляции, и меньшее значение ценности безопасности. Возможно, это объясняется стремлением девиантных подростков к достижению материальной обеспеченности, уважения со стороны окружающих, поиску удовольствий, острых ощущений, в то время, как чувство принадлежности, близости с окружающими у них занижено. Система социальных установок девиантных подростков демонстрирует их низкую установку на социальную справедливость, в то время, как поддержка традиций для них является значимой.
3. Особенно стоит обратить внимание на ценности стимуляции. Высокая значимость ценности стимуляции соответствует у девиантных подростков высокой установке на стимуляцию. Таким образом, получается, что высокая значимость стимуляции встречается с положительным к ней отношением, что, соответственно, выражается в поведении. Такое положение ценности и установки, возможно, является отличительной особенностью личности и поведения девиантных подростков, означающая их стремление к острым ощущениям, риску, поиску приключений и положительным отношением к этому, что, в свою очередь, детерминирует проявление девиаций в поведении.
Литература:
Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия социальная установка в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1977. – 294 с.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦ Консорциума «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РОССИИ», 1994. – 221 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1968. – 464 с.
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1972, №2. – С. 114 – 123.
Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии XX века: монография / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. – 309 с.
Серкин В.П. Семантические дифференциалы // Методы психосемантики / В.П. Серкин. – М.: АспектПресс, 2004. – С. 80 – 95.
Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 768 с.
Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448 с.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 2000. – 448 с.
Allport G.W. Attitudes / Handbook of Social Psychology. – Worcester: Clark University Press, 1935. – P. 798 – 884.
Festinger L. A theory of cognitive dissonance. – Stanford, 1957.
Hovland C.I., Sherif M. Judgmental phenomena and scales of attitude measurement: item displacement in Thurstone scales // Journal of abnormal and social psychology. – 1952. – №47. – P. 822 – 832.
Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values. – San Francisco, 1968.
Статья подготовлена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 года