Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бугакова, Е. В. Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт / Е. В. Бугакова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2424/ (дата обращения: 17.12.2024).

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни…». Данные особенности современного мира обусловливают глубокий интерес к креативному образованию, основной задачей которого является формирование креативно мыслящей, самоопределяющейся личности, готовой самостоятельно вести поиск нового знания, осознанно делать нравственный выбор, генерировать новые идеи, иметь потребность в творческом саморазвитии.

Креативное образование, являясь образованием креативного типа, фундаментальным и перспективным, построено на видении будущего и понимании закономерного развития культурно-нравственного общества [3].

На основании положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений правомерно отметить, что взаимосвязь этических норм и креативного образования – это та объективная тенденция, которая учитывалась нами при проведении опытно-поисковой работы.

Основная цель креативного образования – «разбудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал, воспитать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать новые нестандартные идеи», имеющие общечеловеческую ценность и, в то же время, не наносящие вреда природе, воспитать потребность в творческом образе жизни [4]. Экологическая катастрофа, грозящая человечеству, – результат деятельности креативных людей, которые изобрели и варварски использовали атомное оружие в конце второй мировой войны, проводят чудовищные медицинские эксперименты сегодня, являются подтверждением того, что знания и умения вне связи с человеческими ценностями таят в себе смертельную угрозу для существования человечества (М.С. Каган). Согласно утверждению А. Вознесенского, «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Этические нормы находятся в сложном взаимодействии со знаниями, но, как становится общепринятым, не вытекают из знаний. Психологическим инструментом их усвоения является мышление, а механизмом, по мнению В.П. Зинченко, – обретение ценностей, переживание. Иерархия ценностей, управляет свободным поведением старшеклассника, развивая его потребности и способности познавать реальность, ценностно осмысливать ее, диалогически общаться с миром и дополнять собственный реальный жизненный опыт опытом духовной «жизни». То есть креативное образование опосредовано культурой человека, познающего мир мышления и культуры, осмысляющего бытие переживания с культурой творчества путем воображения, формирования потребности и способности общаться с другими людьми, природой и «образами, сотворенными фантазией, как с равными ему самому на основе духовной, истинно человеческой, диалогической связи, его ценностей» [2, С. 93].

Доказано, что главной составляющей креативного образования является прагматический элемент, то есть изначальное понимание, что именно нужно создавать, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать. Поэтому творчество всегда первично, а в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. В связи с этим потребовалась организация креативного образования в соответствии с этическими нормами, что позволило старшекласснику накапливать индивидуальный познавательный опыт, стать субъектом собственной образовательной деятельности и, следовательно, избежать кризиса креативности.

Теоретический анализ, результаты опытно-поисковой работы дают нам основания для проектирования этических норм в креативном образовании.

Этические нормы в креативном образовании определяют, что такое «хорошо» и что такое «плохо» в образовательной деятельности. Они могут быть представлены как сложные, но организованные идеи и принципы, которые придают порядок и направление бесконечному потоку мыслей и действий, касающихся образования.

Не претендуя на исчерпывающее описание всей системы этических норм, считаем правомерным представить следующие этические нормы:

1) Способность к самостоятельной деятельности: самостоятельной работе, самоанализу и самоконтролю. Самостоятельность как черта характера и качество личности распространяется на множество жизненно важных умений различной природы. Одним из ключевых представляется умение разобраться в самом себе, например, проанализировать собственную личность в терминах интересов, способностей, потенциала с целью постановки индивидуальных образовательных целей, определения степени их реалистичности, идентификации путей и способов их достижения. Другой характеристикой самостоятельности служит умение контролировать собственные эмоции, разграничивать в самом себе и других личное и типичное, т.е. обусловленное национальной культурой, условиями жизни и общественными стандартами. В качестве неотъемлемой характеристики самостоятельности выступает и баланс независимости от доминирующих взглядов окружающих, умение определять и отстаивать собственную индивидуальную позицию наряду с умением уважать принятые в обществе нормы поведения и индивидуальные позиции других.

2) Личная ответственность за происходящее в образовательной деятельности, как за личные решения и действия, так и за принятие благоприятных для индивида решений другими лицами. Ответственность становится не просто декларируемым постулатом, актуализирующимся в периоды «выяснения отношений», а нормой реальности. Она приобретает характер и качества бессознательной привычки. Схематично такое положение можно представить следующим образом. С самого раннего возраста человек должен мыслить в русле такой логики: «Как здорово, что это у меня получилось! Как это произошло? Что я могу и должен сделать, чтобы преуспеть в следующий раз?» или «Не получилось. Что я сделал не так? Что можно и нужно было сделать по-другому, чтобы избежать такого результата? Что я должен сделать в следующий раз для обеспечения положительного эффекта?» Ответственность распространяется не только на индивидуальные действия, но и на механизм влияния на решения, принимаемые другими.

3) Способность быстро и эффективно приобретать необходимые знания и навыки в противовес их механическому накоплению. При стремительном возрастании потоков и объемов информации, при смене областей деятельности, включая образовательную, при необходимости постоянного решения задач, требующих сведений из разнообразных областей знаний, способность быстро найти необходимое, быстро приобрести новые умения, востребованные в данный момент, имеет критическое значение для личностного роста, творческого саморазвития.

4) Способность воспринимать окружающий мир и собственную личность в свете здорового оптимизма. Так, обращенность критического внимания на собственную личность, понимание того, что «все в наших руках» и мы являемся причиной всего, что с нами происходит, при негативном характере происходящего не должно приводить к самоуничижению, депрессиям и упадку сил. Любой человек, а особенно молодой, должен понимать ценность жизни во всех ее проявлениях и ценность собственной личности, ее уникальность и многомерные возможности [1].

Этические нормы наиболее продуктивно проявляются в процессе их интеграции, так как создают единое интегративное поле, обеспечивающее взаимодействие и взаимопонимание субъектов креативного образования при культурно-нравственной его направленности. «При этом в процессе интеграции не происходит противопоставления личностных, коллективных, национальных и других ценностей, но совершается их утверждение, обогащение и восполнение». Деятельность субъектов креативного образования приобретает ориентацию на этические нормы, если мотивировано понимание сущностного значения принимаемых решений; взаимопонимание; согласованные решения, обеспечена прямая и последовательная рефлексия, приоритетной концентрации когнитивной и нравственной сферы личности субъектов деятельности путем поиска оптимально согласованных, созидательно направленных мер и действий, ценностно-нравственным опытом. Это способствует открытости личности к субъектному взаимодействию, интеграции интеллекта и духовно-нравственной культуры; гуманистическому образу жизнедеятельности, объективной оценке креативного образования, нравственному выбору в пользу мира и человечности.

Представленные выше этические нормы требуют более тщательного выявления, описания и доказательства их актуальности для российской системы креативного образования в современных условиях. В настоящий момент необходимо не только их научное обоснование, но и определение путей их представления общественности, чтобы формирование системы этических норм происходило целенаправленно, постоянно и повсеместно в российском обществе. Наряду с идентификацией данной системы этических норм, необходима система методов и приемов их формирования у старшеклассника в креативном образовании.

В нашем исследовании взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития потребовала участия старшеклассника в ролевых диалогах (тема «Вода – источник жизни» и др.), что позволило наполнить обычный диалог историческими сведениями, ценностями и смыслами, втянуть старшеклассника в проблемное поле темы, помочь им прочувствовать главную идею, высказать свои мысли, о которых на обычных уроках они умалчивали; проведения этических бесед («Что такое толерантность», «Умей уважать других», «Что значит – жить с достоинством?», «Размышляя о самом себе»), целью которых явилось помочь старшеклассникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у них твердую нравственную позицию, этические нормы. Этические занятия мы проводили систематически, раскрывая сущность таких понятий, как совесть, милосердие, достоинство, самостоятельность, ответственность, толерантность, бережное отношение к природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих. Однако старшеклассникам не хватало соответствующих знаний и социального опыта. Это потребовало их участия в создании сказок и проведении путешествия «В гостях у сказки», разработанных на основе воспитательных рассказов В.А. Сухомлинского.

Результаты проведенного исследования дают основание считать, что взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника выражается в развитии у старшеклассника умения обосновать выбор, применять теоретические знания об этических нормах в практической деятельности. Решение этических задач, дилемм позволило им приобрести опыт ведения дискуссии, уважения к позиции собеседника; знания этических, духовно-нравственных понятий.


Литература:

  1. Елизарова, Г.В. Новому образованию новую систему образовательных ценностей / Г.В. Елизарова // Вестн. Герценов. ун-та, 2010. – № 9 (83). – С. 14 – 17.

  2. Каспржак, А. Становление ключевых компетентностей и результаты традиционного обучения (размышления по материалам проекта «Модернизация образования: перспективные разработки») / А. Каспржак, К. Митрофанов, К. Поливанова // Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах: материалы 10-й науч.-практ. конф. – Красноярск: КГПУ, 2004. – С.74 – 87.

  3. Коротков, Э.М. Инновационное образование для инновационной экономики / Э.М. Коротков // Вестник высшей школы. – 2010. – № 7. – С. 6 – 13.

  4. Рындак, В.Г. Гуманистические ценности креативного образования / В.Г. Рындак // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв.ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. – Екатеринбург: СВ-96, 2010. – Вып.6. – С. 238 – 247.

Основные термины (генерируются автоматически): креативное образование, норма, собственная личность, Способность, творческое саморазвитие, умение, нравственный выбор, образовательная деятельность, опытно-поисковая работа, современный мир.

Похожие статьи

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Правовая просвещенность студентов педагогических вузов и уровень их правового сознания: взаимодействие и взаимовлияние

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы

Роль семейных ценностей в воспитании патриотизма у современной молодежи: историко-социологическое исследование

Проблемы формирования инклюзивного общества в России: основы нормативно-правовой базы инклюзивного образования

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект

Похожие статьи

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы

Диалогическое взаимодействие в образовательном процессе в аспекте формирования толерантного сознания студентов-психологов

Правовая просвещенность студентов педагогических вузов и уровень их правового сознания: взаимодействие и взаимовлияние

Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы

Роль семейных ценностей в воспитании патриотизма у современной молодежи: историко-социологическое исследование

Проблемы формирования инклюзивного общества в России: основы нормативно-правовой базы инклюзивного образования

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Психолого-педагогические проблемы информатизации образования в условиях глобализации

Формирование личности безопасного типа поведения при обучении ОБЖ: психолого-педагогический аспект