Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «болезнь». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал, что у студентов, характеризующихся невротическим конфликтом, основные суждения о болезни обычно связаны с психологической симптоматикой.
Ключевые слова: болезнь, студенты, опрос, факторы, астенический синдром.
Отношение человека к здоровью и болезни, когнитивные, нравственные и мотивационные компоненты этого отношения имеют большое значение для первичной профилактики заболеваний. С этой точки зрения представляется интересным сравнительный анализ понимания болезни разными группами студентов — первокурсников. Для этого использовался метод контент-анализа. Испытуемым было предложено в произвольной форме письменно ответить на вопрос: чем отличается больной человек от здорового? По результатам анализа, полученных данных, студенты были разделены на две группы [2; 7].
В первой группе было выявлено шесть стратегий понимания болезни. Содержание первого фактора составили следующие суждения, характеризующие болезнь: «раздражительность», «непредсказуемость», «упадок сил», «рассеянность». Данные признаки болезни в большой степени типичны для астенического состояния человека. Соответственно, данную стратегию понимания можно определить так: болезнь — это «астенический синдром».
Во второй фактор вошли следующие утверждения о сущности болезни: «вредные привычки», «слабый иммунитет», «пассивный образ жизни», а также различные симптомы болезни. Отсюда вытекает достаточно валеологически обоснованное понимание: болезнь (в виде различных симптомов) образуется в результате неправильного (с вредными привычками) образа жизни [1; 9; 12].
Основу третьего фактора составили суждения: «здоровых людей нет», «пониженная трудоспособность», а также утверждения, которые могут быть отнесены к ипохондрическим: «все внимание больного человека обращено к недугу». Данная стратегия нами определена так: «болезнь как выраженное и устойчивое пессимистическое отношение к жизни».
Показатели четвертого фактора отражает причинно-следственные связи между болезнью, ее причинами и последствиями: низкие функциональные возможности и слабый иммунитет ® необходимость лечения ® проблемы с трудоустройством. Таким образом, в данном случае болезнь рассматривается как результат ослабления организма с негативными социальными последствиями, и, соответственно, как проблема здравоохранения [3; 6; 14].
Пятый фактор включил в себя суждения, которые характеризуют внешние, видимые проявления болезни: плохой внешний вид, безразличие к окружающим, снижение аппетита. Приведенные показатели свидетельствует о том, что болезнь проявляется в безразличии человека к себе и окружающим людям.
В шестом факторе объединились суждения, в которых отражаются тяжелые субъективные переживания, характерные для больного человека: плохое самочувствие, суицидальные мысли, рассеянность, депрессия. Соответственно, стратегия понимания может быть представлена так: болезнь — это тяжелое, трудно переживаемое психофизическое состояние [4; 10; 13].
Таким образом, в суждениях первой группы студентов по существу представлены основные признаки болезни: внешние и внутренние психические и соматические симптомы, причинно-следственный анализ с возможными социальными последствиями.
Во второй группе студентов выделилось семь независимых факторов. В первый фактор вошли следующие суждения о сущности болезни: «плохое самочувствие», «необходимость в лечении», «пониженная трудоспособность». Данный фактор можно интерпретировать следующим образом: болезнь проявляется в плохом самочувствии и пониженной трудоспособности человека и требует лечения.
Содержание второго фактора составили суждения: «депрессия» и «снижение аппетита». Его можно назвать: болезнь как общая пассивность и психическая подавленность, проявляющаяся прежде всего в «заторможенности» витальной потребности в пище [5; 8;].
В третий фактор с высоким факторным весом вошли следующие суждения, характеризующие болезнь: «непредсказуемость» и «суицидные мысли». Данный фактор можно интерпретировать болезнь как проявление суицидальных наклонностей.
Основу четвертого фактора составили такие суждения о болезни: «нарушение функций» (с «минусом»), «безразличие к окружающим», «симптомы болезни» (с «плюсом»). Данный фактор свидетельствует о следующем: болезнь чаще всего бывает обусловлена нарушениями функций организма, что практически не проявляется в поведении человека и общеизвестных симптомах (головной боли, повышении температуры и т. д.). Такое понимание сущности болезни достаточно односторонне, так как большинство болезней все же имеет определенную субъективную симптоматику, хотя встречаются и такие болезни, обнаружить которые можно только с помощью специальной диагностической аппаратуры [11; 15].
Пятый фактор включает в себя следующие суждения о болезни: «плохой внешний вид», «низкие физиологические резервы» (с отрицательным знаком), «здоровых людей нет», «вредные привычки» (с положительным знаком). Судя по всему, в данном факторе нашло отражение типичное для молодых и относительно здоровых людей мнение о том, что болезнь (еще слабо выраженная в молодом возрасте) и вредные привычки не отражаются на внешнем виде и функциональных резервах организма.
В шестом факторе нашла отражение психологическая симптоматика болезни: «больные люди раздражительны и рассеянны». Говоря научным языком, болезнь — это дисфория.
В седьмой фактор вошли суждения о болезни с характерными ипохондрическими и депрессивными признаками. Поскольку утверждения с ипохондрической окраской проявились в факторе с более высокой нагрузкой, его можно интерпретировать так: больные люди имеют повышенную мнительность относительно своего здоровья [4; 7].
Из проведенного анализа видно, что у студентов, характеризующихся невротическим конфликтом, основные суждения о болезни обычно связаны с психологической симптоматикой. В других случаях они выражают не вполне адекватное мнение о причинах болезней и их проявлениях.
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.
2. Буйнов, Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.
3. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
4. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
5. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
6. Соркина, Л.А Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
7. Соркина, Л. А. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.
8. Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.
9. Сорокина, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.
10. Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.
11. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.
12. Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша, 2009. с. 120–123.
13. Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.
14. Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.
15. Сыромятникова, Л. И. Безопасность человека как предмет изучения / Л. И. Сыромятникова // в сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы IV Международной научно-практической конференции. науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2007. с. 37–41.