В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени определяются архаическими страхами.
Ключевые слова:младшие школьники, тревожность, дидактогения, архаические страхи, коррекция.
Актуальность исследования обусловлена увеличением в общеобразовательной школе числа тревожных учащихся, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с недостаточным удовлетворением возрастных потребностей младших школьников. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта подростком.
Существуют «возрастные пики тревожности», когда тревожность выступает как неконструктивная стратегия поведения, которая вызывает состояние фрустрации. Младший школьник начинает сомневаться в своих способностях и силах. Возникшая тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает искажать формирование личности. Знание причин возникновения повышенной тревожности, позволит своевременно провести коррекционную работу, способствующую снижению тревожности и формированию адекватного поведения младших школьников.
За последние десять лет количество тревожных младших школьников увеличилось, считает Прихожан A. M. Тревожность изменила формы своего проявления, стала глубинной и личностной, что делает особо актуальным исследование тревожности младших школьников [1].
Впервые наиболее полно проявление тревожности изучалось в рамках теории психоанализа. Представители этого направления рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. 3. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений — инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его состояние. Он считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако они наталкиваются на социальные запреты, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения З. Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие и т. п. Удачная сублимация снижает проявления тревожности [2].
В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает иной взгляд на происхождение тревожности. По его мнению, в основе тревожности лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую человек в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог достичь. То есть отчетливо видно, что в основе тревожности лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере находится в состоянии тревожности.
Проблема тревожности явилась предметом специального исследования К. Хорни. В ее теории главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений [3].
Другие точки зрения происхождения тревожности выделяются отечественными психологами: А.И Захаровым, Ф. Е. Василюком, Н. Д. Левитовым и другими. К настоящему моменту единой точки зрения по этой проблеме в психологии не существует, что делает разработку этого направления актуальным.
Эмпирическое исследование тревожности проводилось в общеобразовательной школе города Владимира. В исследовании участвовало 20 младших школьников, из них:14 девочек и 6 мальчиков. Для выявления проявлений тревожности применялась методика «Нарисуй свой страх».
Целью исследования являлось оценка проявлений тревожности и выявление структуры страхов младших школьников.
Основная задача, которая решалась в процессе исследования состояла в том, чтобы на основе выполнения изображений, ответов на вопросы, оценить особенности восприятия и переживания младшим школьником своих страхов. Учащимся предлагалось нарисовать свой страх, для проведения дополнительного анализа цвета, рисование осуществлялось цветными карандашами.
Рисунки младших школьников оценивались по следующим параметрам:
- степень развития изобразительной культуры, примитивность изображения или четкость и выразительность образов; изящество линий, эмоциональную выразительность;
- особенности обследуемого во время рисования;
- особенности наличия страхов, их количество, эмоциональное самочувствие обследуемого при рисовании;
- особенности внутрисемейных отношений.
Обобщение полученных данных говорит о том, что у младших школьников большинство страхов связано с результатами учебной деятельности (48 %), что очевидно обусловлено индивидуальным стилем общения учителя, т. е. дидактогенией. С другой стороны, такие результаты объясняются повышенной требовательностью родителей к учебной деятельности младших школьников.
Второе место по значимости занимают архаические страхи: боязнь темноты, приведений, что говорит о личностных особенностях младших школьников (23.9 %).Также выявлены страхи, связанные с несчастным случаем (пожары, аварии и т. д.) (17 %) и природными явлениями (страх перед грозой, темным лесом, пауками, змеями, летучими мышами) (10.8 %).
Рис. 1. Интенсивность проявления страхов младших школьников
Полученные результаты, раскрывающие структуру страхов младших школьников требуют реализации следующих направлений коррекционной работы:
1) изменения стиля отношений учителя к учащимся;
2) приведение в соответствие требований, предъявленных к младшему школьнику и возможностям их выполнения;
3) проведение мероприятий по коррекции самооценки младших школьников и реализации механизмов одобрения и моральной поддержки его деятельности.
Таким образом, страхи в младшем школьном возрасте в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени определяются архаическими страхами учащихся.
Литература:
1. Прихожан A. M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.,2001.
2. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 2002.
3. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.,2000.