В статье рассматривается проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста в контексте семейной среды. Анализируются психологические и педагогические стратегии, направленные на эффективное воздействие на гиперактивное поведение детей в условиях семьи.
Ключевые слова: гиперактивность, младший школьный возраст, коррекция гипреактивности, семейное взаимодействие.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — одно из самых распространенных психоневрологических расстройств и часто наблюдаемая форма нарушений поведения в детском возрасте. Гиперактивных детей характеризует недостаточность активного внимания, сочетающаяся с импульсивностью, слабым контролем побуждений и психомоторной расторможенностью. Без своевременного выявления и коррекции данного нарушения могут появиться вторичные невротические и поведенческие реакции, которые затрудняют школьную и социальную адаптацию ребёнка, нарушают процесс формирования его характера и личности в целом.
Проблемой исследования гиперактивности детей младшего школьного возраста занимались И. П. Брязгунов, Н. Ф. Добрынин, О. Ю. Ермолаев, В. Р. Кучма, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, Т. Н. Осипенко, О. В. Халецкая и другие [1]. Современные направления развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками рассматриваются Т. В. Ахутиной, Я. Л. Обуховым, Н. М. Пылаевой, Н. Я. Семаго, А. Л. Сиротюк [6]. Однако часто в психолого-педагогической практике, если речь идет о коррекции гиперактивного поведения, акцент делается на индивидуальной работе с ребенком, с коллективом сверстников, в который он включен, даются рекомендации воспитателям и учителям по взаимодействию с детьми, а работа с семейным окружением ребенка осуществляется по мере возможности, по остаточному принципу.
Психолого-педагогическая коррекция представляет собой систему мероприятий, направленных на изменение и улучшение психического, эмоционального и поведенческого состояния человека, особенно в контексте его обучения и развития. Этот подход объединяет психологические и педагогические методы для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с обучением, адаптацией, социализацией или поведенческими проблемами [3].
Традиционно за основу коррекционной работы с гиперактивными детьми младшего школьного возраста берется поведенческое направление, в котором основное внимание уделяется поэтапной тренировке дефицитарных функций, развитию саморегуляции и самоконтроля, навыков управления поведением, эмоциями и мыслями, снижению эмоционального напряжения в ходе индивидуальных занятий с детьми. Индивидуализированный подход к обучению, адаптация учебных материалов, использование интерактивных методов обучения, создание специальных программ для развития социальных навыков, без сомнения, способствуют успешному взаимодействию с гиперактивными детьми и положительным результатам в работе с ними [2]. Однако этого недостаточно.
Определение сильных сторон личности ребенка с тем, чтобы опираться на эти стороны, формирование у детей моральных представлений, поддержка, утешение, разделение эмоций — важная часть семейного воспитания, в которой главная роль отводится родителям. Сотрудничество с родителями гиперактивного ребенка в рамках коррекционной работы, вовлечение и мотивирование семьи в помощь ребенку, поощрение его достижений, обучение родителей методам эффективного взаимодействия, построению структурированных режимов дня и применению техник позитивного укрепления является важной частью коррекционной работы, которую нельзя исключать.
Р. Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают следующие ошибки в воспитании и организации помощи детям: недостаток эмоционального внимания подменяют медицинским уходом; размывают границы, не могут выстроить надежную систему контроля за поведением ребенка; полностью передают ответственность ребенку; лишают отдыха, прогулок, общения в пользу учебы; не взаимодействуют с учителями, воспитателями, тренерами [5, с. 31].
Одним из ключевых элементов коррекции является психологическая поддержка ребенка. Родители младших школьников сталкиваются с вызовами, связанными с обучением ребенка. Психологические тренинги, проводимые для семей, направлены на повышение понимания особенностей психологического развития детей и научение эффективным стратегиям взаимодействия. Сотрудничество педагогов с семьей является фундаментальным элементом коррекционной работы. Индивидуализированный подход к ученикам, учет особенностей их развития, а также активное включение родителей в образовательный процесс содействуют эффективной коррекции поведения и учебных успехов детей.
В работе с гиперактивными детьми требуется системный подход к коррекции психического развития ребенка. Есть ряд неукоснительных правил, на которые опирается коррекционная работа с гиперактивными детьми:
— важна четкая повторяющаяся структура занятий. Каждое занятие желательно начинать с растяжек и дыхательных упражнений для нормализации мышечного тонуса и настроя на занятие; заканчивать занятие нужно упражнением, направленным на релаксацию.
— ведется работа по формированию адекватной самооценки. Психолог одновременно поддерживает ребенка и вводит систему поощрений и наказаний, обучая его дифференцированной оценке собственных действий.
— во время развития навыков программирования и контроля действий специалист выбирает часто повторяющуюся негативную ситуацию из повседневной жизни ребенка, вместе с ним ищет ошибки и разрабатывает новый алгоритм действий, затем проигрывая его вместе с ребенком.
По итогам занятий родителям даются рекомендации, которые связаны с изменением поведения самого взрослого, его отношения к своему ребенку, а также с изменением психологического микроклимата в семье [4].
Однако коррекция гиперктивности с привлечением семьи направлена не только на учебные аспекты, но и на развитие социальных навыков ребенка. В этом случае важны семейные занятия и проекты, способствующие формированию умений взаимодействия с окружающим миром. Создание семейной поддержки — критически важный аспект коррекции. Родители должны быть внимательными к своим детям, уметь выслушивать их, уметь выдерживать чрезмерную активность ребенка без ссор и упреков в его адрес. Для этого часто им самим требуется поддержка, разделение и участие. И в рамках семейных занятий у психолога есть возможность быть рядом, обсуждать трудности, возникающие в воспитании гиперактивного ребенка, давать возможность проживать сложные чувства родителей в разделяющем пространстве. Такой формат взаимодействия повышает успешность коррекционной работы с ребенком, т. к. создается безопасная для него, принимающая, поддерживающая среда, в которой достаточно легко разрешаются, в первую очередь, социальные проблемы гиперактивных детей. Только комплексное взаимодействие психолога, педагогов и семьи гиперактивного ребенка позволяет достичь высоких результатов в коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста.
Литература:
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М: Медпрактика, 2020.
- Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. — СПб.: Речь, 2019.
- Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие. — М.: Академия, 2015.
- Изотова Е. И., Никифорова ЕВ. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пособие. — М.: Академия, 2010.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа. — СПб: Речь, 2016.
- Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002.