Работа с гиперактивными детьми в условиях детского сада
Автор: Серебрякова Людмила Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 08.04.2014
Статья просмотрена: 640 раз
Библиографическое описание:
Серебрякова, Л. А. Работа с гиперактивными детьми в условиях детского сада / Л. А. Серебрякова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 75-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5332/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: гиперактивность, индивидуальный подход, здоровье, опыт, практика.
Гиперактивные дети — широкое и неоднородное понятие. При выборе методики педагогической коррекции сложились две противоположные концепции. Первая (более распространенная) характеризуется тем, что гиперактивного дошкольника считают плохим, неисправным. К нему проявляют всеобщее недоброжелательное отношение, неприязнь, бесконечно фиксируются его поступки, его осуждают и наказывают. Положительные черты личности при этом не выявляются. Вследствие этого возникает ожесточение, озлобленность, желание отомстить обидчикам — воспитателям и сверстникам за равнодушие к его положению. У каждого воспитанника есть стремление к хорошему; плохое его самого тяготит и вызывает страдания. Но ребёнок не может самостоятельно сосредоточить свои силы на исправлении ошибок. Он нуждается в помощи доброго и вдумчивого воспитателя.
Главное отличие гиперактивности от просто активного ребёнка в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие не слишком гладкого появления на свет, патология беременности и родов, физических и психических травм. Экология и темп современной жизни сейчас оставляет желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей, сегодняшней жизни.
Гиперакивных детей нельзя не заметить. Они, как ртуть, постоянно в движении, они бегают, вертятся, натыкаются на вещи, они постоянно находятся виновниками нарушения всевозможных правил, причём это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. Отношение этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличаются несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Все мы знаем этих неугомонных непосед, вездесущих сорванцов, которым ни секунды не сидится на месте и которые, похоже, находятся в плену своей ненасытной жажды движения. Гиперактивность — не просто внешне малоприемлемое поведение — это комплексное нарушение, которое затрагивает целостное развитие личности этих очень нуждающихся в помощи детей. Разрыв между постоянными попытками детей изменить своё поведение и ежедневными неудачами питает чувство вины и неполноценности.
В моей группе был ребёнок (сейчас он первоклассник) у которого была повышенная агрессивность, неусидчивость, слабо развита мелкая моторика, с трудом запоминал стихи. Поведение этого ребёнка меня озадачило. Проведя работу совместно с педагогом, психологом — путём тестирования, предложили наличие гипердинамичного синдрома. Поставив родителей в известность о возможном наличии гипердинамичного синдрома. Посоветовали обратиться к врачу невропатологу, ребёнок прошёл курс лечения у врача невропатолога.
Для определения методов работы с такими детьми основополагающим является индивидуальный подход, основанный на глубоком изучении и хорошем знании состояния психофизиологического здоровья ребёнка, его привычек, любимых занятий.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков активности»?
Создать ему определённые условия жизни и в первую очередь в семье, поэтому большую работу проводила с семьёй. Консультации: «Спокойная психологическая обстановка в семье — спокоен и уравновешен ребёнок», «соблюдение режима дня — это очень важно и полезно», «Игры на свежем воздухе», где есть возможность порезвиться на славу.
В детском саду — через спортивные игры: «футбол», «хоккей», эстафеты в командах, учила ребёнка управлять собой, выплёскивать энергию наружу. Создали с детьми в группе футбольную команду, рассматривали фотографии футболистов, в таких играх ребёнку приходилось соблюдать правила (завели жёлтые штрафные карточки), договариваться (иногда и со слезами) не говоря о том, что приходилось много двигаться. Посоветовала родителям и договорилась со школьным тренером, чтобы ребёнок-дошкольник посещал футбольную секцию. У ребёнка появилась ответственность, собранность, а с какой силой он бил по мячу…!
В воспитании необходимо избегать двух крайностей — проявление чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть чётко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако, количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
Ребёнка хвалила в каждом случае, когда ему удавалось довести начатое дело до конца, когда он лепил, рисовал. Использовала настольные игры, моделирование из бумаги, учитывая интересы ребёнка (раскраски автомобилей, военной техники, самолётов, героев мультфильмов и т. д.). Для достижения результата необходимо проявлять настойчивость и требовательность к ребёнку.
К гиперактивному ребёнку и близкие могут испытывать отчуждение, но, следует постараться понять его и вместе с ребёнком нравственно, расти в процессе решения его многочисленных проблем.
Отечественный психолог и педагог В. В. Зеньковский считает: «Мы никогда не можем, не смеем ставить крест на ребёнке, который в данный момент кажется испорченным; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нём».
Основные направления коррекционной помощи
Похожие статьи
Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями
В данном материале представлен опыт внеклассной работы (кружок «Всякая всячина») с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Социально-педагогическое партнерство с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации
В статье автор делится опытом по взаимодействию родителей с дошкольной образовательной организацией.
Похожие статьи
Формирование и развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями
В данном материале представлен опыт внеклассной работы (кружок «Всякая всячина») с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Социально-педагогическое партнерство с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации
В статье автор делится опытом по взаимодействию родителей с дошкольной образовательной организацией.