Дизайн исследования динамики языкового сознания при протекании сосудистой деменции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 19.06.2019

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Разин, В. К. Дизайн исследования динамики языкового сознания при протекании сосудистой деменции / В. К. Разин, И. Е. Харлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60856/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлен дизайн психолингвистического исследования языкового сознания лиц, страдающих сосудистой деменцией. Методика исследования предполагает проведение комплексного психодиагностического обследования и направленного ассоциативного эксперимента при помощи теста «60 слов». Авторы предполагают выявить статистически значимые различия при сравнении 3 групп испытуемых.

Ключевые слова: психолингвистика, мышление, память, сосудистая деменция, динамика языкового сознания.

This article presents a design of subjects’ with vascular dementia consciousness psycholinguistic research. The method of the research suggests a complex mental examination as well as an association experiment via “60 words” test. Authors expect to obtain a statistically significant difference in the results, received from three groups of subjects.

Keywords: psycholinguistics, cognition, memory, vascular dementia, language consciousness dynamics.

Введение. В современном западном мире происходит постепенное демографическое старение [1, с. 253]. Это связано как с падением уровня рождаемости, улучшением качества жизни в большинстве европейских стран, так и с развитием медицины [1, с. 253]. Это приводит к неизбежному росту числа лиц с сосудистой деменцией и другими синильными психическими расстройствами в общей и клинической популяциях [4, с. 71].

Ключевыми симптомами сосудистой деменции являются снижение когнитивного потенциала и развитие глубоких нарушений памяти [3, с. 22]. Стоит отметить, что отличительной особенностью таких нарушений является их динамика, описываемая законом Рибо [3, с. 22–24].

Взаимосвязь речи и мышления была подробно описана Л. С. Выготским, А. Р. Лурией и рядом других учёных [2, с. 131–136]. В частности, установлен тот факт, что между мышлением и речью существует определенная корреляция: чем выше качество мыслительных процессов, тем более сложную и структурированную речь способен производить субъект [2, с. 140].

Языковое сознание, являющее собой совокупность представлений о мире, хранящихся в виде языковых знаков, является одним из ключевых элементов, участвующих в продуцировании речи и процессах речевого гнозиса [5, с. 43–45]. Это позволяет утверждать, что существует взаимосвязь между языковым сознанием и когнитивными процессами, что в свою очередь даёт возможность предполагать наличие изменений в структуре языкового сознания в условиях психопатологических процессов.

Цель исследования: проследить динамику изменения ядра языкового сознания и его периферических слоёв в процессе протекания сосудистой деменции, а также установить характер этих изменений.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при обработке результатов теста «60 слов», полученных от испытуемых с различной глубиной когнитивных нарушений и нарушений памяти, наблюдающихся при протекании сосудистой деменции, будут выявлены статистически значимые различия.

Выборочная совокупность будет состоять из лиц в возрасте 60–75 лет, поскольку данное заболевание чаще всего развивается именно в этом возрасте. Выборка будет разделена на 3 группы: группа испытуемых с тяжёлыми нарушениями памяти и мышления, с лёгкими нарушениями памяти и мышления, а также контрольная группа — люди, не имеющие нарушений подобного характера. Критериями исключения являются врождённые нарушения интеллекта, врождённые или тяжёлые нарушения речи и слуха, возраст, выходящий за установленные рамки, иные психические расстройства, в частности психоорганические расстройства, связанные с поражением центральной нервной системы токсическими и/или инфекционными агентами, а также эпилепсия, гидроцефалия, атрофическая деменция. Все испытуемые будут проинформированы о целях исследования, применяемых методиках и возможных последствиях эксперимента. Впоследствии от испытуемых будет получено письменное согласие на участие в исследовании.

Методика исследования: исследование будет включать в себя 3 этапа. На первом этапе будет проведено анкетирование, в процессе которого будут получены установочные данные, а также получено согласие на участие в эксперименте. На втором этапе все испытуемые пройдут психодиагностическое обследование, направленное на установление характера нарушений мышления, памяти и интеллекта. Диагностика будет проводиться клиническим психологом на основании следующих методик: стандартные прогрессивные матрицы Равена, предметные классификации, предметные исключения, простые аналогии, сложные аналогии, толкование пословиц, пиктограммы, тест «10 слов», шкала астенического состояния, клиническое интервью. На этом этапе произойдёт разделение на группы согласно описанному ранее принципу. На третьем этапе будет предложен тест «60 слов», поскольку с его помощью можно более детально исследовать глубину мыслительных процессов испытуемых. В ходе эксперимента будет вестись аудиозапись, чтобы осуществить оценку ассоциаций и зафиксировать время реакции испытуемого с большей точностью.

Предполагаемые результаты: мы предполагаем, что будет обнаружено снижение глубины ассоциаций у испытуемых с серьезными когнитивными нарушениями и нарушениями памяти. Такие испытуемые, на наш взгляд, будут значительно чаще переходить на внешние ассоциации, используя более простые слова. Более того, время реакции таких испытуемых будет значительно дольше, чем у испытуемых с лёгкими когнитивными нарушениями и норма-типичных испытуемых.

Выводы: при подтверждении выдвигаемой нами гипотезы экспериментальными данными, мы сможем установить взаимосвязь между языковым сознанием и когнитивными процессами, что позволит подойти к решению фундаментального вопроса понимания природы языкового сознания. Кроме того, результаты нашего исследования могут лечь в основу новых диагностических методик, при помощи которых будет возможна более детальная дифференциальная диагностика синильных психических расстройств.

Литература:

  1. Дериглазова Л. В. Рецензия на монографию: Зеликова Ю. А. Стареющая Европа: демография, политика, социология. СПБ.: Норма, 2014. 224 С. ISBN 978–5–87857–229–3 // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 1 (63). — С. 253–255.
  2. Костина И. Б. Внутренняя речь как форма перехода непроизвольного понимания слов и свободное владение языком // Эпистемология и философия науки. — 2012. — т. XXXIII. — С. 131–143.
  3. Попов Ю. Д. Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия: руководство, основанное на Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), для подготовки врача к получению сертификата по психиатрии. — Москва: Экспертное бюро-М, 1997 г. — 496 с.
  4. Преображенская И. С. Деменция — эпидемиология, диагностика, клиническая картина, подходы к терапии. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. — 2013. — № 4. — С. 71–77.
  5. Уланович О. И. Языковое сознание: особенности структуры в условиях двуязычия. — 2010. — № 1 (9). — С. 44–51.
Основные термины (генерируются автоматически): языковое сознание, сосудистая деменция, испытуемый, группа испытуемых, методика, мышление, нарушение, нарушение памяти, процесс, слово.


Ключевые слова

мышление, память, психолингвистика, сосудистая деменция, динамика языкового сознания

Похожие статьи

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Методический материал по исследованию уровня актуального развития учащихся с РАС и умственной отсталостью

Автор статьи выделяет девять ключевых показателей с базовыми составляющими, которые необходимы для развития коммуникативной функции речи, показывает, как можно провести количественный анализ и визуально представить результат.

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Стратегии понимания болезни бакалаврами гуманитарного вуза

Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «болезнь». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал, что у студентов, характеризующихся невротическим конфликтом, основные суждения о болезни обычно с...

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

Статья посвящена выявлению уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР. В работе проведен анализ понятий «тяжелые нарушения речи», «мыслительные операции», представлены результаты диагностической работы.

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны вкл...

Похожие статьи

Диагностика мыслительных способностей у первоклассников как определение уровня развития интеллектуальных операций

Статья посвящена проблеме несформированности мышления у первоклассников, что является одной из основных причин школьной неуспеваемости. На примере комплекса методик для диагностики системного мышления представлены результаты экспериментальной работы....

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Методический материал по исследованию уровня актуального развития учащихся с РАС и умственной отсталостью

Автор статьи выделяет девять ключевых показателей с базовыми составляющими, которые необходимы для развития коммуникативной функции речи, показывает, как можно провести количественный анализ и визуально представить результат.

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Стратегии понимания болезни бакалаврами гуманитарного вуза

Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «болезнь». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал, что у студентов, характеризующихся невротическим конфликтом, основные суждения о болезни обычно с...

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

Статья посвящена выявлению уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР. В работе проведен анализ понятий «тяжелые нарушения речи», «мыслительные операции», представлены результаты диагностической работы.

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны вкл...

Задать вопрос