Решением Министерства транспортаПермского края от 2013 г. разработана долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае» рассчитана на период с 2013 по 2020 год. Разработка этой программы связана с устойчивой тенденцией роста числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий в Прикамье. В Пермском крае в 2012 г. погибло 600 человек и 5000 получили травмы во всевозможных авариях на дороге. По сравнению с 2011 г. в регионе произошел незначительный рост общей аварийности — на 2,3 %, что незначительно превышает средний рост аварийности по России.
Основными факторами, определяющими высокий уровень аварийности в России, следует отнести:
1. несоблюдение требований ПДД участниками дорожного движения;
2. несоответствие качества водительского мастерства, что приводит к ошибкам в оценке дорожной обстановки, низкая дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
3. слабое развитие оповещения соответствующих служб, что приводит к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
4. ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий по различным источникам примерно распределяются так: свыше 70 % приходится на низкое сцепление, 5–15 % — на выбоины и необустроенность обочин, около 5 % — на отсутствие дорожных знаков и информации и около 7–10 % — на плохую освещенность и видимость.
На рис. 1. представлены данные за 1990–2012 гг., за период активной автомобилизации в России. Как видно из графика цифры практически не изменились в сравнении с 2011 годом: в 2011 году в России погибло 27953 человека, в 2012–27991.
Рис. 1. Количество погибших на дорогах России
Одной из основных причин ДТП является выезд на полосу встречного движения и съезд на обочину автомобильной дороги.
Организация дорожного движения предполагает специальные меры по регулированию движения на дорогах в целях обеспечения безопасности как водителей, так и пешеходов. Достигается это путём установки на дорогах специальных технических средств организации дорожного движения, которые являются неотъемлемой частью проектной работы на дорогах при строительстве новых дорог, а также в процессе их ремонта для уменьшения аварийности на опасных участках и предотвращения случаев ДТП [2, 3, 4].
По назначению можно выделить две группы технических средств организации движения. К первой относятся технические средства, непосредственно воздействующие на транспортные и пешеходные потоки с целью формирования их необходимых параметров. Ко второй группе относятся средства, обеспечивающие работу средств первой группы по заданному алгоритму [1, 5].
В настоящее время в результате активного развития промышленности, электротехники, появление новых, более прочных материалов способствовало усовершенствованию технических средств организации дорожного движения. Современные технические средства представлены электронными, дистанционно-управляемыми, светотехническими, механическими устройствами с высоким уровнем надёжности и прочности.
Водитель, управляя транспортным средством, воспринимает большое количество информации о характере и режиме движения всех его участников, о состоянии значительного количества параметров дороги, окружающей среды, средств регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля (с помощью различных приборов) и т. д., поэтому он не только воспринимает поток информации, но и проводит ее анализ, в результате чего принимает соответствующее решение, на основании, которого выполняет различные действия. Весь этот сложный процесс от восприятия до совершения действия требует определенных затрат времени. Однако в реальных условиях движения транспортных средств, время является важным фактором для предотвращения ДТП.
Поэтому, техническое средство в виде виброполосы с определенными геометрическими параметрами обеспечивающими возбуждение водителя, а также механизм нанесения данной полосы является актуальным [6, 7, 8, 9]. Виброполоса выполняется в верхнем слое асфальтобетона дорожной конструкции (рис. 2) на участках трассы с повышенной опасностью ДТП, перпендикулярно направлению движения АТС, с шагом и глубиной функционально ориентированных на создание некомфортных условий водителя.
а |
б |
Рис. 2. а — конструкция дорожной одежды без виброполосы, б — конструкция дорожной одежды с виброполосой
По данным Шведского национального исследовательского института дорожного движения:
- применение виброполос за краевой линией снижает число ДТП связанных со съездом с проезжей части на 40 %;
- применение виброполос на разделительных полосах снижает количество ДТП связанных с выездом на встречную полосу на 15 %.
По данным департамента транспорта Канады устройство виброполос позволяет снизить количество ДТП на 20 %. Устройство виброполос на автодорогах в Японии осуществляется как на укрепленной обочине так и по сплошной разделительной линии, что позволяет снизить количество столкновений со встречным транспортом до 55 %.
Таким образом, применение виброполосы для автомобильных дорог категории I А и I Б приводит к снижению ДТП и не требует значительных капиталовложений по созданию данного типа полосы.
Литература:
1. Кычкин В. И., Юшков В. С. Математическая модель создания некомфортных условий при движении автомобиля по виброполосе // «Инновации в науке». Часть I г. Новосибирск 2012 г. С. 73–80.
2. Кычкин В. И., Юшков В. С. Резонансные колебания при движении автотранспортного средства по виброполосе // Журнал «Молодой ученый» № 3 Чита 2013 г. С. 65–68.
3. Немчинов М. В. Еще раз о качестве // Автомобильные дороги № 2 (975), 2013. С. 74–77.
4. Юшков Б. С., Кычкин В. И., Юшков В. С. Воздействие виброполосы на человека — оператора при движении автомобиля // Журнал «Наука и техника в дорожной отрасли» № 1 Москва 2013 г. С 21–23.
5. Юшков В. С. Исследование влияния виброполосы на автомобиль с помощью математической модели // Техника и технология. — № 5. — 2012. — С. 29–33.
6. Юшков Б. С., Юшков В. С., Кычкин В. И. Конструктивные особенности виброполосы в качестве дорожной разметки // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. — № 2. — М., 2012. — С. 71–75.
7. Юшков В. С. Характеристики виброполос с целью повышения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах // Молодой ученый. — № 9. — Чита, 2012. — С. 39–41.
8. Кычкин В. И., Юшков В. С. Математическая модель создания некомфортных условий при движении автомобиля по виброполосе // Инновации в науке. — Ч. I. — Новосибирск, 2012. — С. 73–80.
9. Jushkov B. S., Jushkov W. S., Kychkin W. I. Vibrating strip and dynamic identification deformation condition of the road design // Materials of the II International research and practice conference Vol. I Munich, Germany 2012 P. 170–175.