Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (56) сентябрь 2013 г.

Дата публикации: 02.09.2013

Статья просмотрена: 717 раз

Библиографическое описание:

Небогина, Эляна Феликсо. Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения / Эляна Феликсо Небогина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 392-393. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7747/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одним из существенных условий реализации федерального стандарта второго поколения по русскому языку и литературе является использование в школьной практике информационно — коммуникационных технологий.

В «Методических рекомендациях учителям русского языка и литературы» (Авторы: Васильева Е. В., Жаглина О. А., Корниенко Н. Г., Мерненко А.П) сказано: «Информационно — коммуникационные технологии должны войти в систему контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся».

Следует принять во внимание также Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, где говорится: «Соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил — одно из условий рациональной организации образовательного процесса».

Для меня стало очевидным, прежде всего, то, что ИКТ — технологии, которыми в условиях реализации ФГОС основного общего образования обеспечена наша школа, должны стать эффективным средством достижения планируемых результатов в моей образовательной практике без нанесения какого бы то ни было вреда здоровью школьников.

На уроках русского языка в 5 классах систематически использую систему для голосования. (Система для голосования Smart Response LE). Программное обеспечение закачивается на ноутбук, поэтому система является мобильной. Учитель может составлять тесты на любую тему курса в документе формата Wоrd и после определённых действий с программой (загрузка занимает 5–7 минут) предлагать детям для решения. Тесты составляются небольшие по количеству заданий, по времени контроль данного типа занимает 7–10 минут.

Преимущества системы для голосования:

1.                 Мотивация учащихся в достижении лучших результатов (самооценка, желание повысить качество знаний по сравнению с предыдущим тестированием);

2.                 Самоконтроль учащихся; самоанализ допущенных неточностей при ответе на вопросы теста;

3.                 Умение контролировать, планировать, прогнозировать индивидуальные учебные достижения;

4.                 Мгновенная оценка знаний (уровень усвоения темы на уровне класса и отдельных учащихся: учителя, прежде всего, интересует успеваемость всего класса и задания, с которыми учащиеся не справились, то есть, уровень усвоения темы, каждого ученика в отдельности интересует его индивидуальный результат по тесту)

5.                 Возможность определять границы своего знания и незнания.

6.                 Корректировка знаний осуществляется только самими учащимися (взаимопомощь, выбор учащимися роли советчика, помощника по отношению к своему однокласснику).

7.                 Стопроцентное участие детей в тестировании.

Критерии оценивания оговариваются с детьми заранее. Система не предназначена для выставления отметок в привычном для нас виде. Программа выдаёт результаты в виде процентной соотнесённости с правильно выбранными ответами. Если даётся тест по тем предметным результатам, которые ещё не усвоены, то соответственно и критерии оценивания будут менее жёсткими (при получении учащимися результата в 90 % будет выставлена отметка «5»). Если планируемые предметные результаты по определённой теме уже достигнуты, то критерии оценивания следующие: только при 100 % выдаче правильных ответов выставляется отметка «отлично». Стоит отметить, что неудовлетворительная отметка, т.е при результате тестирования ниже 50 %, не выставляется. Критерий оценивания такой — «тебе надо повторить данную тему». Ученик может выбрать в качестве консультанта-помощника своего одноклассника, старшего брата или сестру, а также учителя-тьютора. Таким образом, осуществляется индивидуализация и дифференцированный подход в обучении.

Ученик не боится получить плохую отметку, он воспринимает только результат своей деятельности.

Довольно частое применение именно такого тестирования с помощью системы для голосования делает для учащихся привычным «бескорыстное» получение помощи со стороны одноклассников. Те же ребята, которые предлагают помощь, повышают свою самооценку и понимают, что свои знания они могут использовать не только для получения собственного положительного результата, но и для оказания действенной помощи нуждающемуся в ней. Причём вопросы типа: чего не знает Саша — исключаются. Вместо них звучат такие: что Саша забыл; что Саше необходимо повторить; на что необходимо обратить Саше особое внимание.

Для учителя же неудовлетворительный результат — это объект педагогической оценки, это повод к принятию решений по организации корректировки образовательной траектории учащегося.

При тестировании главная задача учителя — не мешать ребёнку сосредоточиться на решении теста. Именно поэтому учитель уходит на задний план — его функция заключается в том, чтобы корректировать темп выполнения теста, создавая для каждого ученика комфортные условия для самостоятельной работы. Для этой цели используется беспроводной планшет, который позволяет учителю находиться в зоне, отдалённой от интерактивной доски, на которой проецируются задания теста.

Как правило, учащиеся очень быстро осваивают всю технологию работы в данном режиме и вовлечение их в деятельность такого рода не требует больших усилий.

Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения при использовании системы для голосования в образовательной практике не вызывает никаких сомнений. По моему глубокому убеждению, использование системы для голосования предоставляет замечательную возможность заботиться о создании комфортных условий для контроля, коррекции и оценивании знаний учащихся, которые обучаются по новым стандартам второго поколения основного общего образования. Система позволяет также исключить тревожность, беспокойство, боязнь получить «плохую» с его точки зрения отметку. Причём самоанализ, который осуществляется каждым учащимся при заполнении оценочного листа в конце тестирования (Приложение), даёт возможность ставить перед собой конкретные цели и рождает желание достигать их. Стоит отметить, что при получении результатов голосования при тестировании автоматически исключается влияние личных субъективных факторов на результат.

Среди положительных характеристик системы для голосования, которая указана в «Методических рекомендациях для учителей русского языка и литературы» Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, отмечено, что «интерактивность (т. е. быстрое получение результатов) способствует созданию атмосферы доверия, открытости на уроках». С этим трудно не согласиться. Кроме этого, систематическая работа по контролю, коррекции и оцениванию учебных достижений учащихся с помощью системы для голосования способствует ещё и созданию ситуации успеха учащегося на уроке. Система работы с данным оборудованием, прежде всего, обеспечивает благоприятные психологические условия образовательной среды, создаёт благоприятный эмоционально-психологический климат, содействует формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной мотивации.

Таким образом, преимущества системы для голосования очевидны. Являясь эффективным средством контроля и мониторинга учебных достижений учащихся, система для голосования позволяет реализовать на уроках здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие психологически комфортную атмосферу для обучения и воспитания здоровых детей.

Приложение

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕНИКА 5 ___ КЛАССА ДАТА _____________

ФИ_______________________________________________________________

Тема теста «Повторение изученного о глаголе».

ПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ВЫПОЛНЕНИЕ (+ или -)

1

Определение глагола как части речи

2

Глагол как член предложения

3

Инфинитив

4

Изменение глагола по временам

5

Изменение глагола по лицам и числам

6

Знание глаголов-исключений

7

Безударная гласная в личном окончании глагола

8

Правописание Ь после шипящих в окончаниях глагола

Процент выполнения __________________ Отметка _________________

Литература:

1.                 Васильева Е. В., Жаглина О. А., Корниенко Н. Г., Мерненко А. П. «Методические рекомендации учителям русского языка и литературы»

2.                 Макотрова Г. В. Слагаемые урока, сберегающего здоровье школьников. Журнал «Директор школы» сентябрь 2006, № 7

3.                 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «28» декабря 2010 г. № 2106)

Основные термины (генерируются автоматически): критерий оценивания, русский язык, голосование, учебное достижение учащихся, изменение глагола, использование системы, основное общее образование, помощь системы, преимущество системы, уровень усвоения.


Похожие статьи

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии — одно из условий достижения качества образования

Программное обеспечение для формирования частотных словарей в процессе обучения английскому языку в техническом вузе

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи

Использование вокалотерапии в образовательном процессе в рамках реализации здоровьесберегающих технологий

Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»

Здоровьесберегающие технологии при изучении английского языка

Статья посвящена современным здоровьесберегающим технологиям, используемых педагогами в образовательной деятельности, а также рассматриваются формы и приемы организации физкультурно-оздоровительной работы.

Правильный подход в оценке детского творчества — самый действенный способ мотивации учащихся к развитию музыкальных способностей

Похожие статьи

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии — одно из условий достижения качества образования

Программное обеспечение для формирования частотных словарей в процессе обучения английскому языку в техническом вузе

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи

Использование вокалотерапии в образовательном процессе в рамках реализации здоровьесберегающих технологий

Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»

Здоровьесберегающие технологии при изучении английского языка

Статья посвящена современным здоровьесберегающим технологиям, используемых педагогами в образовательной деятельности, а также рассматриваются формы и приемы организации физкультурно-оздоровительной работы.

Правильный подход в оценке детского творчества — самый действенный способ мотивации учащихся к развитию музыкальных способностей

Задать вопрос