Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии — одно из условий достижения качества образования | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 29.06.2015

Статья просмотрена: 2798 раз

Библиографическое описание:

Калиновская, М. А. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии — одно из условий достижения качества образования / М. А. Калиновская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/214/ (дата обращения: 17.12.2024).

ЭОР — это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

Использование ЭОР на уроках дает возможность:

-           повышать у учащихся интерес к предмету;

-           облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, а также закрепить изученный;

-           выявлять и развивать способности;

-           овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

-           интеллектуально развивать учащихся.

Рассмотрим возможности ЭОР [1]:

ЭОР в преподавании:

ЭОР в учении

Цели и задачи обучения

— возможность учителю изучать социальный заказ общества, который помогает осмыслять им цели и задачи географического обучения

— возможность ученику самостоятельно определять (в рамках отведенных часов на самостоятельную работу) личностно-значимые задачи географического образования в зависимости от физиологических, индивидуальных и психологических особенностей

Принципы обучения

— возможность учителю наиболее полно реализовывать на практике:

—принцип индивидуализации обучения

—принцип наглядности

—принцип связи обучения с жизнью

— возможность выбирать собственный темп освоения предмета, получать интересующий наглядный материал, находясь в классе за компьютером.

Формы обучения

— Тесты и задания существенно расширяют возможности классно-урочной системы обучения.

— учебное исследование можно осуществлять прямо не выходя из класса, благодаря ЭОР

— индивидуальное обучение благодаря ЭОР получает новое содержание и возможности

— возможность через игры, учебные исследования принимать решения, касающихся реальных ситуаций, проигрывать разнообразные модели поведения;

— через виртуальные встречи, семинары, олимпиады, решения тестовых задач — расширять собственный кругозор; через индивидуальную работу выстраивать собственный темп освоения предмета.

Содержание обучения

— возможность учителю совершенствовать содержание обучения:

— коррекция содержания обучения,

— выбор способов подачи географического материала.

— возможность получать текущую информацию, узнавать новости, получать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в учебниках:

— биографии исследователей, ученых,

— разнообразие наглядного представления учебного материала,

— краткая характеристика основных тем,

— экскурсы в историю

Методы обучения

— метод иллюстрации через таблицы, диаграммы, карты, находящиеся на сайтах Интернет,

— метод демонстрации позволяет показать явления и процессы в динамике, благодаря возможностям анимации и цифровым видеосюжетам метод демонстрации в обучении «получает новую жизнь».

— метод изучения конкретного случая в ЭОР имеются готовые разработки

— метод проектов

- возможность благодаря разнообразным офисным программам, Интернет-сайтам, самостоятельно искать, и преобразовывать информацию, а также систематизировать и хранить на разнообразных электронных носителях.

Средства обучения

— возможность учителю совершенствовать средства обучения, за счет использования:

— цифровых образовательных инструментов; — цифровых фотографий, цифровых видеосюжетов, анимированных слайд-шоу, интерактивных моделей, игр и цифровых виртуальных карт

— возможность выбирать наиболее подходящее для себя средства обучения.

— разнообразие информационных образовательных ресурсов позволяет максимально учитывать индивидуальные интересы и возможности.

Контроль результатов обучения

— возможность учителю географии совершенствовать систему контроля знаний, умений и навыков учащихся.

— возможность ученику выбирать уровень сложности теста, получить подсказки, с случае необходимости, оценить самостоятельно уровень освоения курса по географии, вести учет индивидуальной успеваемости.

 

Приведу несколько примеров направлений использования ЭОР:

1.                  Демонстрация учебных материалов.

Как правило, главным наглядным пособием всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, учебные фильмы. С помощью же мультимедийных средств можно легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах. Так при изучении нового материала можно использовать продукт компании «1С: Образовательная коллекция», который в доступной и наглядной форме представляет ученикам теоретический материал. Библиотека наглядных пособий по географии содержит наглядные материалы (далее, медиаобъекты) нескольких категорий:

-          слайды с фотографиями конкретных географических объектов с текстовыми комментариями (например, фото образца руды, айсберга, вулкана и пр.);

-          слайды с фотографиями результатов действия того или иного географического процесса, явления с текстовыми комментариями (например, фото разрушенных после землетрясения домов);

-          слайды со схемами, диаграммами, таблицами, отображающие строение географических объектов, сущность географических явлений и процессов, их качественные и количественные характеристики (например, схема строения стратовулкана, таблица, характеризующая динамику населения России и пр.);

-          видеоролики, отображающие географические процессы или явления с текстовыми комментариями (например, приливы и отливы);

-          анимации (мультипликации), при демонстрации которых моделируются географические процессы и явления (например, возникновение складчатых гор), с текстовыми комментариями;

-          интерактивные карты и карты-схемы с текстовыми комментариями.

2.                  Проверка знаний: использование компьютерных программ (тесты, ОМС, MAMI

TESTING), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений.

3.                  При организации самостоятельной работы учащихся:

-          для выбора необходимой информации;

-          для изучения нового учебного материала;

-          для выполнения практических работ;

-          для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты, рефераты, проекты и т. п.;

-          для отработки умений и навыков;

-          для подготовки к конкурсам, олимпиадам;

-          для выполнения учебно-исследовательских работ.

Используемые мной на уроках ЭОР:

1.                  Специально разработанные и находящиеся в открытом доступе ЭОР:

-          http://fcior.edu.ru/

-          http://school-collection.edu.ru/

2.                  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии с 6 по10 класс»

3. Электронные уроки и тесты География в школе:

-          Австралия, Океания, Арктика, Антарктида;

-          Северная и Южная Америка;

-          Африка;

-          Азия;

-          Европа.

4. Образовательная коллекция — 1С:

-          Начальный курс географии 6 кл

-          «Наш дом — Земля. Материки, Океаны, Народы, Страны», 7 кл.

-          География России. Природа, 8 кл

-          География России. Хозяйство и регионы, 9 кл.

-          География мира, 10 кл.

Данные ЭОР можно использовать на различных этапах урока, что позволяет изучить новый материал, повторить и закрепить изученный, а также проверить ЗУН.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1.      Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

-          получение информации;

-          практические занятия;

-          аттестация (контроль учебных достижений).

Замечу, что книга обеспечивает только получение информации.

2.      Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3.      Возможность более полноценного обучения вне аудитории [2].

 

Литература:

 

1.                  Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

2.                  answers.htm (ЭОР: вопросы и ответы)

Основные термины (генерируются автоматически): Возможность, средство обучения, MAMI, TESTING, География России, образовательная коллекция, получение информации, собственный темп освоения предмета, содержание обучения, учебный материал.

Похожие статьи

Использование ИКТ на уроках — важный фактор повышения качества знаний на уроках казахского языка и литературы

Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка

Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики

Коммуникативность — один из важных путей повышения эффективности обучения иностранным языкам

Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению английского языка студентами языковых вузов

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

Похожие статьи

Использование ИКТ на уроках — важный фактор повышения качества знаний на уроках казахского языка и литературы

Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка

Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики

Коммуникативность — один из важных путей повышения эффективности обучения иностранным языкам

Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению английского языка студентами языковых вузов

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Применение проектных методов на уроках технологии в педагогическом колледже как одно из условий формирования художественно-эстетической компетенции

Задать вопрос