Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии — одно из условий достижения качества образования
Автор: Калиновская Марина Александровна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (2) июль 2015 г.
Дата публикации: 29.06.2015
Статья просмотрена: 2798 раз
Библиографическое описание:
Калиновская, М. А. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии — одно из условий достижения качества образования / М. А. Калиновская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/214/ (дата обращения: 17.12.2024).
ЭОР — это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.
Использование ЭОР на уроках дает возможность:
- повышать у учащихся интерес к предмету;
- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, а также закрепить изученный;
- выявлять и развивать способности;
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуально развивать учащихся.
Рассмотрим возможности ЭОР [1]:
ЭОР в преподавании: |
ЭОР в учении |
Цели и задачи обучения |
|
— возможность учителю изучать социальный заказ общества, который помогает осмыслять им цели и задачи географического обучения |
— возможность ученику самостоятельно определять (в рамках отведенных часов на самостоятельную работу) личностно-значимые задачи географического образования в зависимости от физиологических, индивидуальных и психологических особенностей |
Принципы обучения |
|
— возможность учителю наиболее полно реализовывать на практике: —принцип индивидуализации обучения —принцип наглядности —принцип связи обучения с жизнью |
— возможность выбирать собственный темп освоения предмета, получать интересующий наглядный материал, находясь в классе за компьютером. |
Формы обучения |
|
— Тесты и задания существенно расширяют возможности классно-урочной системы обучения. — учебное исследование можно осуществлять прямо не выходя из класса, благодаря ЭОР — индивидуальное обучение благодаря ЭОР получает новое содержание и возможности |
— возможность через игры, учебные исследования принимать решения, касающихся реальных ситуаций, проигрывать разнообразные модели поведения; — через виртуальные встречи, семинары, олимпиады, решения тестовых задач — расширять собственный кругозор; через индивидуальную работу выстраивать собственный темп освоения предмета. |
Содержание обучения |
|
— возможность учителю совершенствовать содержание обучения: — коррекция содержания обучения, — выбор способов подачи географического материала. |
— возможность получать текущую информацию, узнавать новости, получать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в учебниках: — биографии исследователей, ученых, — разнообразие наглядного представления учебного материала, — краткая характеристика основных тем, — экскурсы в историю |
Методы обучения |
|
— метод иллюстрации через таблицы, диаграммы, карты, находящиеся на сайтах Интернет, — метод демонстрации позволяет показать явления и процессы в динамике, благодаря возможностям анимации и цифровым видеосюжетам метод демонстрации в обучении «получает новую жизнь». — метод изучения конкретного случая в ЭОР имеются готовые разработки — метод проектов |
- возможность благодаря разнообразным офисным программам, Интернет-сайтам, самостоятельно искать, и преобразовывать информацию, а также систематизировать и хранить на разнообразных электронных носителях. |
Средства обучения |
|
— возможность учителю совершенствовать средства обучения, за счет использования: — цифровых образовательных инструментов; — цифровых фотографий, цифровых видеосюжетов, анимированных слайд-шоу, интерактивных моделей, игр и цифровых виртуальных карт |
— возможность выбирать наиболее подходящее для себя средства обучения. — разнообразие информационных образовательных ресурсов позволяет максимально учитывать индивидуальные интересы и возможности. |
Контроль результатов обучения |
|
— возможность учителю географии совершенствовать систему контроля знаний, умений и навыков учащихся. |
— возможность ученику выбирать уровень сложности теста, получить подсказки, с случае необходимости, оценить самостоятельно уровень освоения курса по географии, вести учет индивидуальной успеваемости. |
Приведу несколько примеров направлений использования ЭОР:
1. Демонстрация учебных материалов.
Как правило, главным наглядным пособием всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы, учебные фильмы. С помощью же мультимедийных средств можно легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах. Так при изучении нового материала можно использовать продукт компании «1С: Образовательная коллекция», который в доступной и наглядной форме представляет ученикам теоретический материал. Библиотека наглядных пособий по географии содержит наглядные материалы (далее, медиаобъекты) нескольких категорий:
- слайды с фотографиями конкретных географических объектов с текстовыми комментариями (например, фото образца руды, айсберга, вулкана и пр.);
- слайды с фотографиями результатов действия того или иного географического процесса, явления с текстовыми комментариями (например, фото разрушенных после землетрясения домов);
- слайды со схемами, диаграммами, таблицами, отображающие строение географических объектов, сущность географических явлений и процессов, их качественные и количественные характеристики (например, схема строения стратовулкана, таблица, характеризующая динамику населения России и пр.);
- видеоролики, отображающие географические процессы или явления с текстовыми комментариями (например, приливы и отливы);
- анимации (мультипликации), при демонстрации которых моделируются географические процессы и явления (например, возникновение складчатых гор), с текстовыми комментариями;
- интерактивные карты и карты-схемы с текстовыми комментариями.
2. Проверка знаний: использование компьютерных программ (тесты, ОМС, MAMI
TESTING), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений.
3. При организации самостоятельной работы учащихся:
- для выбора необходимой информации;
- для изучения нового учебного материала;
- для выполнения практических работ;
- для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты, рефераты, проекты и т. п.;
- для отработки умений и навыков;
- для подготовки к конкурсам, олимпиадам;
- для выполнения учебно-исследовательских работ.
Используемые мной на уроках ЭОР:
1. Специально разработанные и находящиеся в открытом доступе ЭОР:
- http://school-collection.edu.ru/
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии с 6 по10 класс»
3. Электронные уроки и тесты География в школе:
- Австралия, Океания, Арктика, Антарктида;
- Северная и Южная Америка;
- Африка;
- Азия;
- Европа.
4. Образовательная коллекция — 1С:
- Начальный курс географии 6 кл
- «Наш дом — Земля. Материки, Океаны, Народы, Страны», 7 кл.
- География России. Природа, 8 кл
- География России. Хозяйство и регионы, 9 кл.
- География мира, 10 кл.
Данные ЭОР можно использовать на различных этапах урока, что позволяет изучить новый материал, повторить и закрепить изученный, а также проверить ЗУН.
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений).
Замечу, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории [2].
Литература:
1. Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
2. answers.htm (ЭОР: вопросы и ответы)