Использование вокалотерапии в образовательном процессе в рамках реализации здоровьесберегающих технологий
Автор: Яппарова Дамира Мингалиевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 02.02.2014
Статья просмотрена: 261 раз
Библиографическое описание:
Яппарова, Д. М. Использование вокалотерапии в образовательном процессе в рамках реализации здоровьесберегающих технологий / Д. М. Яппарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5004/ (дата обращения: 16.12.2024).
В тембрах людских голосов в последнее время преобладают негативные эмоции печали, равнодушия, суровости и меньше — радости. Таков результат воздействия на современного человека политических, экономических и цивилизационных трансформаций в этнокультурном пространстве.
«Финансовые проблемы и безработица вызывают сильный стресс, — рассуждает немецкий ученый Клаус Циммерман из университета Бонна. — А то, что психологический дискомфорт рано или поздно приводит к болезням, вполне доказано» [5]. Пользуясь поисковой статистикой Google, Циммерман пересчитал пользователей обеспокоенных депрессией. Депрессия — это распространенное психическое расстройство, для которого характерны уныние, потеря интереса или радости, чувство вины и низкая самооценка, вялость и плохая концентрация внимания. По данным Всемирной организации здравоохранения бремя депрессии и других нарушений психического здоровья растет в глобальных масштабах.
Также каждый по собственному опыту знает, что ещё смена времени года неизменно отражается на настроении, самочувствии. Автор «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин считал, что климатические условия и обусловленный ими размах сезонных перепадов влияют даже на национальный характер. По данным Всемирной организации здравоохранения весной каждый 2-й страдает скрытой депрессией и бессонницей, каждый 3-й чересчур забывчив и рассеян, каждый 10-й подвержен резким перепадам настроения и плохо ориентируется в пространстве. Позитивный аспект психического здоровья подчеркнут в данном ВОЗ определении здоровья, которое содержится в ее уставе: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». А психическое здоровье определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Техническая революция принесла в нашу жизнь сотни новых вещей (телефоны, интернет, компьютеры и т. д.), которые не только приносят пользу, но и зачастую отнимают громадное количество времени. Каждый день каждый из нас испытывает информационную перегрузку. Пустые разговоры на форумах, бесконечные блуждания в социальных сетях (в контакте, одноклассники) мешают сконцентрироваться, отвлекают от живого общения.
И всё же, в сложном, быстро меняющемся мире нам необходимо вернуться к нашей природе и сущности жизни. Ведь всё, что нас окружает, подчиняется особым законам природной гармонии. Мы обязаны стремиться поддерживать её и вокруг, и внутри себя.
По утверждению учёных искусство вообще и творчество в частности синхронизирует биоритмы организма в соответствии с требованиями сезона, и облегчают адаптацию к переменам. Ещё древние врачи музыкой и пением лечили болезни души и тела. Пение помогает поднять настроение, радоваться жизни, получать новые ощущения, переживать разные эмоции, заряжает светлой энергией, укрепляет уверенность и дух. Пение, кроме всего прочего, это еще и хорошее дыхание, что в свою очередь означает отличную работу всех внутренних органов человека. Поэтому занятия пением, даже на любительском уровне, оздоравливают наш организм. Это лучшее средство профилактики для тех, кто вообще не хочет болеть. По сути, постановка голоса, пение — это активизация физиологических процессов человеческого организма, дающая эффект спортивной тренировки.
О целебных свойствах звуков известно с давних времен. Как известно, каждый звук имеет свою частоту. А наши внутренние органы и системы также функционируют в заданном природой диапазоне частот. Стрессы меняют характеристики этих частот. Поскольку частоты, на которых «работают» печень или сердце человека, совпадают со звуковыми вибрациями, то корректировать состояние этих и всех остальных органов можно произнесением и пропеванием соответствующих звуков.
Звуковые волны, родившись в гортани человека, проходят по тканям, окружающим гортань, вниз и вверх по воздухоносным путям. По данным Рауля Юссона только 1/10–1/50 часть звуковой энергии выходит наружу [1, с.42]. Основная часть поглощается внутри организма, вызывая вибрацию тканей головы, шеи, груди. Эти вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и голосовую функцию. Т. е. задавая органу природную вибрацию, можно возвратить его в нормальное состояние, используя способ регулирования на основе оценки результатов совершаемых действий («обратная связь», «обратная афферентация»). Изучив опыт звукотерапии, накопленный в нашей стране многими поколениями целителей, врач-вертеброневролог Виль Саттаров пришёл к выводу о благотворном воздействии фонетики русского языка на организм человека.
Целебную звуковую настройку освоить несложно. Для этого нужно петь гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Древними врачевателями, как средоточие жизненной силы человека, рассматривалась деятельность мочеполовой системы. Пропеванием длинного звука у-у-у гармонизируются почки и мочевой пузырь. Пропевание звука о-о-о оживляет деятельность поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин и гормоны наружной секреции. Пропевание звука а-а-а хорошо снимает спазмы мускулатуры желчевыводящихпутей.
Наш ротовой резонатор, подобно музыкальному инструменту, неоднороден по своему тональному настрою: передняя часть его настроена на низкие тоны, задняя — на высокие. Гласные у, о, а — звуки низкие, а и о обладают малым импедансом, заднерядные, позволяют сохранять стабильность гортани. Так называемый закон гармонии звуков помогает сконцентрироваться, успокоиться. Использование нёбной гармонии полезно для правильного формирования певческих гласных.
Заканчивается начальный этап настройки внутренних органов пропеванием звука у-у-у, как бы замыкая пройденный круг. Повторяются ещё раз все звуки — у, о, а, у, но с добавлением звука х: ух, ох, ах ух.Произнесение этого звука на выдохе стимулирует выброс негативной энергии.
Следующий этап начинается стимуляцией левой стороны толстого кишечника. Улучшению его кровоснабжения, а значит, и всех функций: всасывания, переработки, выделения — способствует протягивание звука с-с-с. Селезёнке «нравится» массаж диафрагмой — улучшаются функции селезенки как органа кроветворения и поддержания иммунитета. Чтобы провести такой массаж, несколько раз нужно произнести на выдохе: гху, гху, гху! Такие звуки на резком выдохе можно произносить всякий раз, когда в брюшной полости ощущается неясная боль или «колет» в боку. Это снимет спазм, и неприятные ощущения пройдут. Эти звуки в вокально-педагогической практике способствуют укреплению дыхания, выработке подвижности диафрагмы, освоению «сброса дыхания».Далее, положив руку на левую долю печени, произносится звук ш-ш-ш, одновременно передвигая руку вправо, чтобы последовательно охватить весь орган. После этого повторяется пропевание с-с-с для замыкания круга по правой стороне толстого кишечника.
В детских образовательных учреждениях при выполнении этого этапа можно использовать для создания определённого эмоционального настроя пластический этюд «Паровоз» с исполнением детской песни «Едет, едет паровоз» (сл. Т.Волгиной, муз. Г.Эрнесакса):
Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колёс,
Две трубы, сто колёс,
Машинистом рыжий пёс.
Едет, едет паровоз,
Чух, чух, чух, — пыхтит наш пёс.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.
Звуки с, ш содержат в своем составе много высоких частот (при излучении из ротового отверстия для области высокой певческой форманты имеется ясно выраженная направленность звука вперёд) [1, с.39].
Далее, положив руку на верхнюю часть живота, массажируя тонкий кишечник по часовой стрелке, пропевать звук и-и-и. Звук и-и-и используется и для стимулирования деятельности сердца. А поскольку сердце — это своего рода трёхтактный двигатель (два удара, пауза), полезно «петь» этот звук триолями. В вокальной педагогике гласный и считается наиболее высоким по позиции, хорошо собирающим, направляющим звук в верхний резонатор, наиболее близким, светлым, наиболее узким по ощущению. Согласно древневосточной медицине, сердце и тонкий кишечник являются энергетически взаимосвязанными органами, так же как толстый кишечник и легкие. Поэтому легкие настраиваются с помощью того же звука, что и толстый кишечник — с-с-с.
Теперь переходим к голове. Все органы, расположенные в этой области: глаза, уши, нос, горло — рассматриваются как единое целое. Все они гармонизируются протяжным звуком м-м-м. Положив руки на височные кости, можно почувствовать, как они вибрируют при пропевании этого звука. Голова и позвоночник также рассматриваются как одна система. Поэтому позвоночник можно гармонизировать пропеванием звука м-м-м. Благоприятное воздействие на голову и позвоночник оказывает и длинное н-н-н.
При произнесении звуков н, м важно получить лёгкое и свободное их звучание, вибрационный контроль помогает получить звучание голоса «в позиции резонатора», в ротовой позиции. Ротовая позиция помогает «поймать звук на губах», «собрать», «сконцентрировать» его, при этом снимается напряжение с мышц гортани, шеи. Изучая значение вибрационной чувствительности для голосообразования, В. П. Морозов нашёл, что «под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции». Он полагает, что вибрации лицевой части скелета в области носа приводят к значительному усилению высоких обертонов в границах 2000–4000 гц. Отсюда — увеличение звонкости, сочности, красоты, полётности звучания голоса.
Музыкальные руководители, учителя музыки могут применять звуковую настройку для улучшения физического состояния детей, для снятия усталости в осенне-весенний период, используя пластические этюды, инсценировку песен, сказок, сочинение несложных партий их действующих лиц. Диалогичность сказки предполагает разыгрывание её текста, драматизацию, тем более что главный герой — ребёнок. Слушатели-читатели дети как бы автоматически переводят себя на место героя, включаясь в игровую ситуацию. Живой диалог героев, часто повторяющийся, нередко разыгрываемый исполнителями при помощи голоса, жестов, мимики, активизирует восприятие сказки, вносит игровое начало. Эстетическое воздействие сказки на ребёнка, нравственное, моральное переживание («сопереживание») обогащают и духовно развивают личность.
Включение в урок детского импровизационного творчества в различных формах обеспечивает многогранный подход к воспитательно-образовательному музыкальному процессу. Принося огромную пользу здоровью, звуковая настройка развивает также певческий голос, делая его свободным, полнозвучным и звонким. Основное внимание должно уделяться специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе певческой деятельности для снятия внутренних зажимов, чувства страха, двигательного раскрепощения. Результат этой работы — открытость и готовность к восприятию нового, заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу.
В музыкальных и общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования и центрах эстетического образования, педагогических колледжах и институтах педагоги-вокалисты, руководители хоровых коллективов, учителя музыки, организаторы внеклассной вокально-хоровой работы решая педагогические задачи (вокально-технические и исполнительские), развивая певческий голос, могут приносить огромную пользу здоровью обучающихся, используя звуковую настройку.
Профессия педагога требует большой отдачи, самоотверженного труда, и, несомненно, является одной из самых значимых профессий, так как его деятельность направлена на развитие и формирование личности. Служение нелёгкой педагогической профессии требует выносливости, уравновешенности, работоспособности. В реальной действительности у учителей не остается времени для поддержания хорошей физической формы. Особенно большая нагрузка падает на голос. Многие педагоги после нескольких лет работы говорят сиплыми голосами и жалуются на то, что сорвали голос, так как вынуждены ежедневно громко говорить несколько часов подряд. Для улучшения своего физического и нервно-психического состояния, включения механизмов саморегуляции также можно использовать эту звуковую настройку.
Здоровье — то, что мы получаем даром при рождении, ценится нами меньше всего. Являемся только «потребителями» своего здоровья. Однако, как только мы это теряем, тут уж мы и осознаем всю ценность потерянного и среди жизненных целей должна быть строка, самая главная — поддержание собственного здоровья. Приоритет этой цели должен быть очень высоким.
Литература:
1. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев.- М.: Музыка, 2000.- 368 с.
2. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения / В. П. Морозов.- М.: Искусство и наука, МГК им. П. И. Чайковского, 2002.
3. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М. Н. Щетинин. — М.: Метафора, 2006.
4. Яппарова, Д. М. Целительная сила звука / Д. М. Яппарова // Учитель Башкортостана. — 2005. — № 10.
5. Экономический кризис сделал людей не только бедными, но и больными. / FOM.RU: ежедн. интернет-изд. 2011. 17 апр.URL:http://fom.ru/obshchestvo/15 (дата обращения: 27.01.2014).