Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи
Автор: Ван-Ган Лидия Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 632 раза
Библиографическое описание:
Ван-Ган, Л. Н. Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий овладения дошкольниками нормами речи / Л. Н. Ван-Ган. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3896/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последние годы отмечается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, и в связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути овладения дошкольниками нормами речи. В дошкольных учреждениях особое место занимает коррекционно-развивающая работа, направленная на общее оздоровление детей.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования при реализации образовательной области «Коммуникация» актуализируется проблема развития речи. Основной задачей данной области является формирование коммуникативных качеств, развитие которых осуществляется также в ходе освоения образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Познание, а одним из интегративных качеств выпускника ДОУ становится овладение нормами речи.
Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Могойтуйский детский «Бэлиг» посещают в основном дети русской и бурятской национальностей. Овладение детьми одновременно двумя языками сказывается на становлении речи у детей, т. к. у них возникают трудности в овладении нормами правильной речи. Наряду с этим довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья, т. е. нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Данный факт отмечают такие ученые, как Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский.
По данным обследования, проведенного в ДОУ, было выявлено, что из 75 детей у 15 — имеются речевые нарушения: из них у 12 детей — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), у 3 детей — общее недоразвитие речи (ОНР).
В результате анализа было принято решение использовать здоровьесберегающие технологии в логопедической работе для повышения эффективности процесса овладения дошкольниками нормами речи. Нами составлены коррекционно-развивающие программы для детей с ФФНР (1 год обучения), для детей с ОНР (2 года обучения). Занятия проводятся 3 раза в неделю: фронтальное — 1 раз, индивидуальные — 2 раза.
В логопедической деятельности для овладения дошкольниками нормами речи мы применяем следующие компоненты здоровьесберегающих технологий:
1. Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
На занятиях мы учим детей правильному физиологическому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания), развиваем такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность
Для развития дыхания используем игровые упражнения: «Забей мяч в ворота», «Сдуй пушинку, бабочку» и т. п. Эти игры способствуют развитию у ребенка глубокого дыхания, плавного длинного выдоха. При выполнении упражнений на дыхание учитываем возможности каждого ребенка.
2. Артикуляционная гимнастика — важная и неотъемлемая часть логопедических занятий. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики ориентировано на следующее:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Чтобы детям было интересно, мы сочиняем сказки, рассказы о язычке. Например, «Сказка о Веселом Язычке»: жил-был Веселый Язычок («улыбка») в красивом домике с трубой («трубочка»). Проснулся он однажды, открыл дверку (открыть рот), посмотрел вверх, нет ли туч на небе, посмотрел вниз, нет ли луж на земле. Погода была замечательной и он решил отправиться на прогулку в зоопарк. Встретил он в зоопарке лягушек веселых («лягушки») поздоровался с ними и дальше пошел. А навстречу ему ползла змея («змейка») она громко шипела. Испугался Язычок и дальше побежал. Вдруг он увидел лошадку («лошадка»), и решил покататься на ней. Устал язычок гулять и отправился обратно домой.
3. Зрительная гимнастика
Зрительная гимнастика имеет огромное значение: она снимает зрительное напряжение, является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век. При проведении зрительной гимнастики используем схемы, изготовленные совместно с детьми. Например, схема маршрута от дома до детского сада, от детского сада до школы и т. д.
4. Физкультминутки. Развитие общей моторики.
Основные задачи физкультминутки — это снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд. Комплексы физкультминуток подобраны согласно лексической теме недели, проводятся в игровой форме в середине занятия.
Кроме этого, учитывая принцип интеграции образовательных областей, в коррекционной работе мы используем спортивные тренажеры. Это совершенствует общую моторику, вырабатывают четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатываются темп и ритм речи.
5. Пальчиковая гимнастика
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. Упражнения для пальчиковой гимнастики, пальчиковые игры подобраны согласно лексической теме недели.
6. Релаксация.
В структуру логопедических занятий очень гармонично вписываются игровые релаксационные упражнения, позволяющие разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение — расслабление», что формирует у детей с речевыми нарушениями (которым свойственны повышенная возбудимость, эмоциональное и мышечное напряжение) навык регулирования мышечным тонусом и ритмичным дыханием. Нами используется комплекс игровых релаксационных упражнений «Волшебный коврик» (автор Д. Б. Юматова). Релаксационные игровые упражнения мы проводим в ходе занятия. Также комплекс релаксационных упражнений проводится в сенсорной комнате совместно с психологом и на музыкальных занятиях.
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях требует, в свою очередь, создания следующих психолого-педагогических условий: соблюдение СанПин, учет возрастных и физиологических возможностей организма каждого ребенка, активное взаимодействие логопеда с педагогами, психологом, музыкальным руководителем.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда способствует овладению дошкольниками нормами речи, формированию у них первоначальных навыков здорового образа жизни.
Литература:
1. Железнов Е., Железнова С., Развивалочки от 1 до 5 «10 мышек». Пальчиковые игры.–2006
2. Картушина М., Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников.– «Сфера», 2009
3. Сиротюк А. Л., Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. — 2005. № 1.
4. Сиротюк А. Л., Обучение детей с учетом психофизиологии. — М., 2000