Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борисова, Л. В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах / Л. В. Борисова, С. Н. Дударева, Ю. В. Крупкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48165/ (дата обращения: 16.12.2024).



Синквейн — приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Синквейн — это особое стихотворение (без рифмы), которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведённая в образ, как раз свидетельствует об уровне понимания. Это приём, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое обозначает пятистрочье. Таким образом, синквейн — это стихотворение из пяти строк, в котором:

– Первая строка-1 существительное (тема синквейна, понятие);

– Вторая строка-2 прилагательных (описание этого понятия);

– Третья строка-3 глагола (описание действия, характерного для этого понятия);

– Четвёртая строка- законченное высказывание, выражающее отношение автора синквейна к понятию);

– Пятая строка — 1 слово, синоним, повторяющий суть понятия.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Синквейн способствует повышению свободного, критического мышления ученика, увеличению словарного запаса, творческих навыков, помогает выбрать самые важные из слов, созданию сложных идей, синтезированию понятий, образному описанию и мышлению. Ученики анализируют корневое слово и дают свои пояснения.

Цели составления синквейна:

– обобщает сложную информацию;

– оценивается уровень знаний, понимания учеников;

– упорядочивает творческие способности, основы полученных знаний, информаций.

Составление синквейна имеет образовательные, развивающие, воспитательные свойства:

– образовательное: дает направление, как систематизировать знания, понятия, информацию, собрать все воедино и проанализировать. Предоставляет возможность анализировать слова-синонимы, слова с одинаковыми значениями с применением имен существительных, имен прилагательных, глаголов и других частей речи, и как результат выбрать самые значимые среди них;

– развивающее: дает возможность найти слова — синонимы, слова с одинаковыми значениями, проведения анализа по ним, улучшить владение языком, работать творчески, найти новые идеи, научиться выражать свои мысли, развивать мышление и при этом учащиеся получают положительный опыт при написании стихов;

– воспитательное: возможность научиться работать самостоятельно, в группе совместно, советоваться друг с другом и ценить мнения других, воспитывается толерантность [2, 25].

Таблица 1

Шаги деятельности учителя иучащихся

Действия учителя

Действия учащегося

– поясняет схему построения синквейна;

– закрепляет примерами;

– анализирует несколько примеров;

– дает направления для самостоятельной работы, для работы в парах, в группе

– создает самостоятельно синквейн;

– создает его советовавшись с напарником;

– работает в группе, создает совместный синквейн;

– каждая группа пытается выразительно читать свои синквейны, обращает внимание на интонацию;

– переписывают в тетради самые лучшие синквейны

Схема составления синквейна:

Пример:

1 строчка — слово имя существительное, 1 слово

1. ученик

2 строчка — имя прилагательное, 2 слова

2. умный, образованный

3 строчка — глагол, 3 слова

3. читает, пишет, думает

4 строчка — предложение или фраза по теме, 4 слова

4. хороший ученик спешит в школу.

5 строчка — слово синоним к слову от 1-й строчки, 1 слово

5. человек

Соблюдаются следующие правила:

1. Все мысли ценны.

2. Думать, исследовать на заданную тему.

3. Не вырывать слова из уст других.

4. Не перебивать.

5. Все вопросы ценны.

6. Запрещается критиковать и ограничивать друг друга.

7. Не навязывать свою идею.

8. Каждый ученик вправе рассказать свои взгляды, идеи.

9. Слушают, уважают, ценят мнения друг друга.

10. Работают в парах, в группе.

11. Соблюдают временное ограничение.

В качестве рекомендаций педагогу можно предложить следующее:

– Сначала предложите учащимся составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (Например «Семья», «Школа», «Дружба» и др.);

– На этапе знакомства с этим методом предусмотрите составление синквейна в парах, в малых группах и только затем индивидуально;

– Поощрять синквейны, в которых содержатся наиболее точная характеристика различных сторон темы.

Для уроков литературы синквейны — это настоящее открытие. В отличие от сочинения, синквейн требует меньших затрат времени. Тем не менее, при помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. При этом учитель не только экономит время, но и проверяет одновременно знание текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

На уроках литературы метод синквейна, по моему мнению, можно как нельзя лучше использовать при создании характеристики героя. Важная, но скучная работа-составление характеристики героя по плану, превращается в увлекательное и творческое занятие.

Использование метода синквейна помогает отойти от стереотипа проведения уроков, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».

Важно применять эти упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Тогда учение и мышление становится доступным и понятным для всех.

Литература:

  1. Ашим У. М. Синквейн как средство развития творческих способностей учащихся // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2015. № 5. С.237–241
  2. Кендиван О.Д-С., Куулар Л. Л. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3–4. — С. 827–829
  3. Куулар Л. Л., Куликова М. П. Синквейн метод — средство реализации метапредметных результатов реализации метапредметных результатов освоения основных образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 31.01.2018)
  4. Макаренко Ф. Д. Синквейн на уроках и во внеклассной работе // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 592–594
Основные термины (генерируются автоматически): слово, группа, друг друга, идея, строчок.


Похожие статьи

Работа с научно-популярными статьями как способ формирования и развития функциональной грамотности учащихся на уроках химии

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2 классах

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Похожие статьи

Работа с научно-популярными статьями как способ формирования и развития функциональной грамотности учащихся на уроках химии

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению текстовых задач в 1–2 классах

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Исследование в действии: повышение коммуникативных навыков у учащихся 11 класса на уроках информатики через новые подходы в обучении с целью увеличения качества знаний

Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка (на примере урока на тему «Предложения с разными видами связи» в 9 классе)

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Задать вопрос