Правильный подход в оценке детского творчества — самый действенный способ мотивации учащихся к развитию музыкальных способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Шнайдер, С. А. Правильный подход в оценке детского творчества — самый действенный способ мотивации учащихся к развитию музыкальных способностей / С. А. Шнайдер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23563/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

«Ребенок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени, становится другим,

чем ребенок, подражающий актам других…»

Б.Асафьев

Процессы модернизации, затрагивающие сегодня все сферы профессиональной деятельности учителя с точки зрения оказания качественных образовательных услуг в сфере образования, предъявляют качественно иные требования к подготовке учителя для работы в учебных заведениях и качественно иные требования к самой деятельности учителя.

В настоящее время формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, толерантного, понимающего своё место в мире, а также отчётливо наблюдается социальный заказ на творческую личность, способную к саморазвитию и самообразованию. Значительный потенциал для реализации данной концепции заключён в системе художественно-эстетического образования в школе.

В связи с этим возрастает ответственная роль педагога-музыканта, который должен быть адекватно подготовлен к творческой профессионально-педагогической деятельности. Известно, что музыкальное искусство всегда было неразрывно связано с окружающим миром, являлось отражением жизни людей, их мыслей, чувств и деяний.

Задача учителя музыки плавно и ненавязчиво ввести детей в мир музыки, найти вместе с ними связи с жизнью, научить понимать и любить музыку. Необходимо дать ребёнку возможность самому исследовать свои вкусы и предпочтения, научиться делать выбор в огромном мире музыкальных примеров. Процесс творчества должен стать основной частью урока! Необходимо стараться создать ситуации, наталкивающие ребёнка на размышление, анализ и действие — вот то, что даст ему возможность развиваться. На таких уроках формируется инициативность, развивается способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. А ведь это и есть основные цели воспитания современного образования.

Залогом успеха хорошего урока всегда будет служить внедрение разнообразных методов обучения, использование различных видов деятельности, дифференцированный подход в процессе обучения и оценивания.

Так, для раскрытия воспитывающего и развивающего потенциала урока музыки, необходимо помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности — научить их учиться. Учитель должен формировать у учащихся навыки критического мышления, направленные на развитие качеств, необходимых для формирования творческой личности. Ученик должен быть способен не только воспринимать, но и оценивать музыкальную культуру разных стран, а также развиваться путём активного участия в музыкально-творческой деятельности.

Для реализации поставленной цели, на уроке музыки необходимо создать определённые условия:

                     обеспечение информационно-технологической поддержки и ресурсной базы, необходимой для учебного процесса;

                     наличие возможности выхода в сеть интернет для знакомства с мировой музыкальной культурой и проведения исследовательской деятельности;

                     использование разнообразных видов деятельности для развития интереса к урокам музыки и формирования музыкальных способностей учащихся;

                     расширение диапазона музыкальной отзывчивости и развитие эмоциональной сферы учащихся на основе изучения шедевров музыкальной культуры;

                     совершенствование технических приемов исполнительской деятельности;

                     использование дифференцированного подхода в обучении;

                     создание планов урока с учётом межпредметных связей;

                     развитие навыков критического мышления;

                     овладение навыками распределения внимания на несколько исполнительских действий (пение/пластическое интонирование; слушание/аккомпанирование; пение/игра на музыкальных инструментах; композиция);

                     создание в процессе обучения условий, идентичным условиям последующей практической деятельности, предполагающей реализацию умений;

                     использование критериального оценивания;

Из опыта работы.

Подробно остановимся на критериальном подходе в оценивании ЗУНов на уроке музыки. Использование разнообразных видов деятельности на уроке и применение критериального подхода в оценивании знаний, умений и навыков учащихся, будет способствовать повышению интереса к уроку музыки и развитию музыкальных способностей учащихся.

Известно, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, оно эффективно направляет учащихся на получение информации об уровне приобретения знаний и освоение навыков в учебном процессе. Учащиеся и учителя должны быть активно вовлечены в оценивание прогресса учащегося, как часть развития их широкого критического мышления и навыков самооценивания.

Учителя должны быть внимательны к определённым учебным результатам, о которых они намереваются оповестить ученика. В современной системе образования для оценки знаний, умений и навыков, все более актуальным становится использование критериального оценивания.

Критериальное оценивание — это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Ниже приведены примеры критериального оценивания могут быть применены на уроке музыки в разных видах музыкальной деятельности.

Так, например, одним важных видов деятельности на уроке музыки, является слушание музыки. Именно во время слушания музыки у ребёнка формируется вкус, он учится воспринимать, оценивать и рассуждать о музыке.

Приложение № 1. Раздаточный материал — «Лист по слушанию музыки»

Данный документ служит для записи и анализа музыкального материала, с которым ученик знакомится на уроке музыки.

Слушание и восприятие музыки

Имя, класс______________________

Цель: формировать и развивать интерес у школьников к музыке

Задачи: вызвать яркий эмоциональный отклик на услышанное произведение; формировать навык эмоционально и осознанно воспринимать музыку.

Задание: внимательно слушай музыку, будь думающим и анализирующим;

заполни таблицу, запиши название произведения, имя композитора; укажи музыкальные элементы, которые использовал композитор для передачи образа; отметь, какое настроение вызвала у тебя эта музыка (грусть, радость, мечтательность, героические чувства, трагические чувства (горе, страдание), раздумья о жизни, шутливое настроение, ощущение сказочности, волнение, тревога);

прояви творчество и определи музыкальный образ.

Дата

Композитор,

название сочинения

Настроение

Музыкально-выразительные средства

(темп, динамика, штрихи, музыкальные инструменты)

Рефлексия: образ, который я представил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2. Варианты критериев оценивания навыков слушания музыки.

                   Внимательно слушает музыку

                   Получает удовольствие от прослушивания музыки

                   Проявляет интерес, задаёт вопросы

                   Рассуждает, анализирует, делится впечатлениями

                   Имеет своё мнение о различных жанрах и направлениях в музыке

                   Использует широкий словарный запас терминов для анализа музыкальных примеров

                   Демонстрирует знание и понимание музыкально-выразительных средств (мелодия/ ритм/штрихи/динамика/темп/тембр/текстура)

Приложение № 3. Варианты критерии оценивания уровня развития вокальных навыков учащихся.

Альтернативные варианты: берёт дыхание правильно; поёт выразительно; контролирует голос; интонирует чисто; владеет разными приёмами исполнения; применяет музыкально-пластические движения и т. д.

 

Класс:____ Дата:_____________

Название песни:______________________________________

Цель: Определить уровень развития вокальных навыков на уроке музыки

Уровни: «5» — высокий; «4» — средний; «3»– требует дальнейшего развития.

Имя ученика

Критерии оценивания

Соблюдает вокально- певческую постановку

Знает текст песни

Чётко артикулирует слова

Поёт выразительно

Чувствует ритм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4.Пример оценивания уровня усвоения навыков игры на музыкальных инструментах детского шумового оркестра.

Отметка

Уровни умений и навыков

«5»

Ученик быстро и последовательно освоил новые навыки игры на шумовых/ударных инструментах и успешно применяет их на практике.

«4»

Ученик приобрёл новые навыки игры на шумовых/ударных инструментах и старается применять их в знакомом музыкальном произведении

«3»

Ученик приобрёл несколько новых навыков, но испытывает трудности при их применении

N

Ученик испытывает большие трудности в приобретении необходимых навыков для достижения успеха по данному виду деятельности

 

Приложение № 5.Лист наблюдения и оценивания использования элементарных навыков композиции

Критерии

Саша

Маша

Ваня

использует инструменты детского оркестра

*

*

*

использует голос

 

*

 

создаёт ритм

*

 

*

создаёт мелодию

 

*

 

пользуется практическими навыками игры на шумовых инструментах

*

 

*

использует простейшую нотацию или графические обозначения для записи своей композиции

 

 

*

 

За годы работы учитель музыки даёт тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда.

Если удачно реализовать поставленные цели, то мы сможем воспитать не хорошего, но пассивного слушателя, а дать возможность каждому ребенку выбрать для себя ту форму музыкальной деятельности, которая подтолкнёт его к проявлению творческой индивидуальности и развитию музыкальных способностей. Тем самым мы создадим благоприятные условия для развития у детей интереса, который является прекрасной мотивацией к учению вообще и приобщению к музыке, в частности.

Давно известно, что одно из главных условий успешного обучения — заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, во внеурочное время и в повседневной жизни. Развить музыкальные способности школьников и интерес к музыкальному искусству можно только в том случае, если мы будем систематически и целенаправленно развивать их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки, а также применяя правильный подход в оценивании достижений учащихся.

Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно совершенствовать не только методику преподавания, но и находить возможность по достоинству оценить каждого ребёнка. Так мы сможем заложить в ребёнке уверенность в своих силах, а это очень важно для адаптации в современном мире и достижения жизненных целей.

 

Основные термины (генерируются автоматически): урок музыки, критериальное оценивание, музыка, ученик, критериальный подход, критическое мышление, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальное искусство, творческая личность.


Похожие статьи

Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Коммуникативность — один из важных путей повышения эффективности обучения иностранным языкам

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Активизация познавательных интересов на уроке математики через использование информационно-коммуникационных технологий

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Исследовательская деятельность — одна из форм работы с одарёнными детьми

Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Система для голосования на уроках русского языка — одно из средств реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения

Коммуникативность — один из важных путей повышения эффективности обучения иностранным языкам

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Активизация познавательных интересов на уроке математики через использование информационно-коммуникационных технологий

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Исследовательская деятельность — одна из форм работы с одарёнными детьми

Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Задать вопрос