Дисциплина «Экологическая безопасность на морском транспорте» и дидактические материалы к ней для инженеров по организации перевозок на водном транспорте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)

Дата публикации: 26.08.2013

Статья просмотрена: 3274 раза

Библиографическое описание:

Кузнецов, Е. Г. Дисциплина «Экологическая безопасность на морском транспорте» и дидактические материалы к ней для инженеров по организации перевозок на водном транспорте / Е. Г. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4159/ (дата обращения: 17.12.2024).

Экологическая составляющая является обязательным элементом профессиональной подготовки студентов — будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте. В качестве цели экологической подготовки мы рассматриваем готовность к решению профессиональных экологических задач студентов — будущих инженеров по организации перевозок и управлению на водном транспорте. Готовность к решению профессиональных экологических задач есть интегральное качество будущего специалиста, включающее в себя аксиологические, информационные и операционные характеристики, обеспечивающее готовность субъекта труда к решению профессиональных задач с учетом экологических требований. При этом «профессиональная экологическая задача» определяется как вид профессиональной деятельности, возникающей на предъявленные требования профессии и экологии, направленной на обеспечение экологической безопасности. В связи с этим, курс «Экологическая безопасность на морском транспорте» рассчитанный на 30 часов (лекции, практические и семинарские занятия) и изучаемый на завершающей стадии обучения способствует углублению, расширению и обобщению профессионально-экологических знаний, совершенствованию умений и навыков профессионально-экологической деятельности, полученных при изучении таких обязательных дисциплин, как «Экология», «Общий курс транспорта», «Экономическая география транспорта», «Экономика отрасли», «Грузоведение», «Управление работой порта», «Управление работой флота», «Транспортное право» и других. По нашему мнению, программа лекционного курса должна включать восемь лекций (16 часов), три семинарских занятия (6 часов), четыре практических занятия (8 часов). Лекция 1. Введение. Основные экологические понятия: экология, окружающая среда, экологические факторы, экосистема, биосфера, природопользование, рациональное природопользование, экологический кризис, экологическое бедствие, чрезвычайная экологическая ситуация, экологическая безопасность, экологический риск, параметры состояния окружающей среды, устойчивость экосистемы. Лекция 2. Специфика влияния морского транспорта на окружающую среду. Влияние морских перевозок: загрязнение атмосферы; загрязнение моря нефтью; другие виды воздействий. Стационарные источники загрязнения: загрязнение окружающей среды в ходе производственных процессов порта. Лекция 3. Виды загрязнений окружающей среды с судов. Определение понятия «загрязнение морской среды». Классификация загрязнений, поступающих в морскую среду с судов. Характеристика основных загрязнителей и их источников (нефть, ядовитые вещества, сточные воды, мусор). Загрязнение атмосферы с судов. Лекция 4. Предотвращение загрязнения моря с судов: международное сотрудничество и правовые основы. Международное сотрудничество по предотвращению загрязнения моря: значение международных конвенций и соглашений для охраны морской среды; основные способы регулирования защиты моря. Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (1973 г.), измененная Протоколом (1978 г.) к ней (МАРПОЛ 73/78). Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Правила предотвращения загрязнения с судов. Технические средства по предотвращению загрязнения морской среды. Виды ответственности за загрязнение моря. Лекция 5. Охрана окружающей среды в портах: обеспечение экологической безопасности при перегрузке навалочно-насыпных грузов. Основные негативные воздействия на акваторию портов. Способы борьбы с пылением. Меры борьбы с загрязнением портовых и грунтовых вод. Борьба с шумом. Лекция 6. Экологические проблемы при перегрузке наливных грузов. Меры по предотвращению загрязнения портовых акваторий сточными водами. Причины разливов нефти в портах. Борьба с нефтяным загрязнением в порту. Расчёт радиуса растекания нефтяного поля. Расчёт времени дрейфа нефтепродуктов с учетом растекания. Основные негативные воздействия сточных вод на акваторию портов. Меры по предотвращению или уменьшению негативных воздействий загрязнённых сточных вод на акватории портов. Лекция 7. Экологический менеджмент: управление экологической деятельностью на морском транспорте. Определение понятия «экологический менеджмент». Принципы и методы управления экологической деятельностью на транспорте. Функции экологического менеджмента. Организация экологической деятельности на морском транспорте. Экологический учёт. Экологический мониторинг. Экологическая экспертиза. Экологическое страхование. Экологическое лицензирование. Экологическая сертификация. Плата за загрязнение окружающей среды, показатели эффективности природоохранных мероприятий. Лекция 8. Экологическая документация предприятия морского транспорта. Экологический паспорт предприятия. Методика определения состава флота для охраны окружающей среды в портах. Семинар 1. Концепции и глобальные модели будущего мира. Семинар 2. Конвенции по предотвращению загрязнения моря. Нормативные требования по предотвращению загрязнения с судов. Семинар 3. Аварийные ситуации на морском транспорте: меры по снижению отрицательных экологических воздействий. Практическое занятие 1. Регламентация выбросов загрязнений в окружающую среду. Практическое занятие 2. Расчёт радиуса растекания нефтяного поля. Расчёт времени дрейфа нефтепродуктов с учетом растекания. Практическое занятие 3. Оценка эффективности природоохранных мероприятий. Экологическая документация порта. Практическое занятие 4. Организация экологической деятельности в порту (деловая игра).

Для качественного усвоения и закрепления материала предлагаются задания для самостоятельной работы студентов. К теме 1 «Специфика влияния морского транспорта на окружающую среду»: 1. Составить номенклатуру экологически опасных ситуаций на морском транспорте. Разработать методику действий в одной из них. 2. Опираясь на литературные источники, выполнить исследование на тему «Экологические последствия аварий на морском транспорте». 3. Опираясь на литературные источники, выполнить исследование на тему: «Экологические последствия добычи рыбы и других морских организмов». 4. Рассчитать по заданным параметрам нормативные показатели загрязнения окружающей среды (ПДК, ПДВ, ПДС, ПДН, ЭДК, ЭДВ, ЭДС, ЭДН). 5. Используя нормативные показатели загрязнения окружающей среды, оценить допустимость заданного уровня загрязнения. К теме 2 «Охрана морской среды от загрязнения с судов»: 1. Составить перечень международных документов, регламентирующих защиту моря от загрязнения с судов. Коротко охарактеризовать их основные положения. 2. Составить подробный перечень нормативных требований по предотвращению загрязнения с судов. 3. Опираясь на литературные источники, выполнить исследование на тему «Экологические последствия загрязнения океана нефтью». 4. Опираясь на литературные источники, выполнить исследование на тему: «Экологические последствия загрязнения океана ядовитыми веществами». К теме 3 «Охрана окружающей среды в портах»: 1. Разработать технические требования к заказу какого-либо портового оборудования с учетом условий по обеспечению экологической безопасности. 2. Провести по статистическим материалам комплексную оценку опасности грузов обрабатываемых в каком-либо порту. 3. Рассчитать по заданным параметрам радиус растекания нефтяного поля. 4. Рассчитать по заданным параметрам время дрейфа нефтепродуктов с учетом растекания. К теме 4 «Экологический менеджмент: управление экологической деятельностью на морском транспорте»: 1. Составить перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих экологические аспекты деятельности порта. Коротко охарактеризовать их основные положения. 2. Составить экологический паспорт порта по заданным параметрам. 3. Составить экологический паспорт судна по заданным параметрам. 4. Провести комплексную оценку экологической безопасности какого-либо участка порта (по статистическим данным, отчётам, результатам собственных наблюдений). Составить план первоочередных экологических мероприятий для данного участка. 5. Определить эффективность природоохранных мероприятий на морском транспорте по заданным параметрам.

Примерными заданиями к зачету могут послужить следующие вопросы: 1. Характеристика понятий «экологическая безопасность», «экологический риск». 2. Современные экологические концепции: взаимоотношения природы и общества. Характеристика одной из моделей (по выбору студента). 3. Влияние морских перевозок на окружающую среду. 4. Загрязнение окружающей среды в ходе производственных процессов порта. 5. Виды загрязнения окружающей среды с судов. 6. Международное сотрудничество по предотвращению загрязнения моря. 7. Правила предотвращения загрязнения с судов. 8. Технические средства по предотвращению загрязнения морской среды. 9. Виды ответственности за загрязнение моря. 10. Обеспечение экологической безопасности при перегрузке навалочно-насыпных грузов: Способы борьбы с пылением. 11. Обеспечение экологической безопасности при перегрузке навалочно-насыпных грузов: Борьба с шумом. 12. Причины разливов нефти в портах. Борьба с нефтяным загрязнением в порту. 13. Меры по предотвращению или уменьшению негативных воздействий загрязнённых сточных вод на акватории портов. 14. Экологический менеджмент. Принципы и методы управления экологической деятельностью на транспорте. Организация экологической деятельности на морском транспорте. 15. Экологический учёт. Экологический мониторинг. Экологическая экспертиза. 16. Экологическое страхование. Экологическое лицензирование. Экологическая сертификация. 17. Плата за загрязнение окружающей среды. Показатели эффективности природоохранных мероприятий. 18. Методика определения состава флота для охраны окружающей среды в портах. 19. Экологическая документация предприятия морского транспорта. 20. Аварийные ситуации на морском транспорте: меры по снижению отрицательных экологических воздействий.

В помощь студенту в процессе овладения дисциплиной и качественной подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнения самостоятельной работы предлагается широкий набор учебной, учебно-методической, нормативной литературы [1–18].

В такой постановке вопроса обобщающая учебная дисциплина «Экологическая безопасность на морском транспорте» будет формировать те профессионально-экологические знания, умения, навыки, владения, компетенции и так далее, которые выпускник ВУЗа сможет реально применить на практике в процессе работы в портах, судоходных, экспедиторских, сюрвейерских, крюинговых, стивидорных и тому подобных компаниях, а также на других предприятиях транспорта.

Литература:

1.         Гирусов Э. В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1998. — 455 с.

2.         Горелов А. А. Экология: Учебное пособие. — М.: Центр, 1998. — 240 с.

3.         Ефентьев В. П., Гурьев В. Г. Судовые загрязнители и меры по предотвращению загрязнения окружающей среды: учеб. пособие. — Калининград, 2010. — 473 с.

4.         Звездунов С. И. Проблемы защиты окружающей среды при эксплуатации морских портов. — СПб: Северо-Западный НИИ Наследия, 2002. — 102 с.

5.         Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php≤id=1096 (дата обращения: 19.08.2013)

6.         Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года. (ХЕЛКОМ 92). — СПб: ЗАО ЦНИИМФ, 1996. — 75 с.

7.         Кузнецов Е. Г. Экологическая безопасность на морском транспорте. Методические рекомендации и изучения курса. — Калининград: БГА РФ, 2007. — 28 с.

8.         Кузнецов Е. Г. Экологическая безопасность на морском транспорте./ Методические указания, контрольные задания и программа курса для студентов судоводительского факультета кафедры организации перевозок, специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)» заочной и дневной форм обучения. — Калининград: Изд-во БГАРФ, 2013. — 48 с.

9.         Кузнецов Е. Г. Экологическая безопасность на морском транспорте. / Сборник задач: Учебное пособие. — Калининград, 2008. — 63 с.

10.     Кузнецов Е. Г. Экологическая безопасность на морском транспорте: Учебное пособие. — Калининград, 2004. — 64 с.

11.     Луканин В. Н. Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология: Учеб. для вузов. / Под ред. В. Н. Луканина. — М.: Высшая школа, 2001. — 273 с.

12.     Международная Конвенция МАРПОЛ 73 / 78 о предотвращении загрязнения с судов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php≤id=173 (дата обращения: 19.08.2013)

13.     Нунупаров С. М. Предотвращение загрязнения мира с судов: учебное пособие для вузов. — М.: Транспорт, 1985. — 288 с.

14.     Павлова Е. И. Экология транспорта. — М.: Транспорт, 2000. — 248 с.

15.     Пимошенко А. П., Гурьев В. Г., Ефентьев В. П. и др. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов. — М.: Мир, 2004. — 320 с.

16.     Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990. — 637 с.

17.     Справочник капитана промыслового судна / под ред. Е. Д. Ширяева. — М.: Агропромиздат, 1990. — 638 с.

18.     Экология: Учебник для технических вузов / Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев и др.; Под ред. Л. И. Цветковой. — СПб, 2001. — 552 с.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, морской транспорт, Экологическая безопасность, экологическая деятельность, морская среда, предотвращение загрязнения, экологический менеджмент, акватория портов, практическое занятие, предотвращение загрязнения моря.

Похожие статьи

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности по робототехнике в Оренбургском президентском кадетском училище

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Особенности перевода современной экономической терминологии в научно-публицистических текстах по теме «гостеприимство»

К вопросу об актуальности роли информационных технологий в процессе обучения дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

О разработке информационной базы поддержки математических и специальных дисциплин (на примере специальности «Информатика и ИТ»)

Опыт организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере специальности «Медицинский массаж»

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста»

Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин

В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Типы данных, определяемые программистом. Массивы» для студентов бакалавриата

Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия»

Похожие статьи

Принципы и особенности организации внеурочной деятельности по робототехнике в Оренбургском президентском кадетском училище

Требования к компетентностно-ориентированным заданиям в идеологии индивидуального образовательного маршрута на примере дисциплины «Геология нефти и газа» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Особенности перевода современной экономической терминологии в научно-публицистических текстах по теме «гостеприимство»

К вопросу об актуальности роли информационных технологий в процессе обучения дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

О разработке информационной базы поддержки математических и специальных дисциплин (на примере специальности «Информатика и ИТ»)

Опыт организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере специальности «Медицинский массаж»

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста»

Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин

В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Типы данных, определяемые программистом. Массивы» для студентов бакалавриата

Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия»