Дисциплина «Экология» в системе высшего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 2159 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, А. С. Дисциплина «Экология» в системе высшего профессионального образования / А. С. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13211/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (гл. XIII, ст. 71) [3] указывает на две важнейшие особенности экологического образования – всеобщность и комплексность. Одним из способов реализации целей и задач экологического образования является введение в учебные планы вузов дисциплины «Экология».

Учебная дисциплина «Экология» в системе высшего профессионального образования является на сегодняшний день важнейшим предметом для многих направлений и специальностей.

Разнообразие учебных планов, включение дисциплины «Экология» в учебный процесс на разных его этапах, различия в объеме учебных часов, специфика профилей и направлений ставит перед преподавателем задачу гибко варьировать в отборе содержания, форм, методов обучения экологии в вузе.

Как справедливо отмечено [2, с. 9], в содержании экологического образования различают два вида компонентов: связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ и конкретные экологические знания и умения, лежащие в основе экологической культуры. Предмет «Экология» позволяет успешно решать задачи по этим двум направлениям.

Экология  является мировоззренческой  учебной   дисциплиной, предусмотренной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для включения в  учебные  планы подготовки специалистов и бакалавров различных специальностей и направлений. Эта  дисциплина  играет ведущую роль в формировании и развитии экологического мировоззрения и экологической культуры студентов и выпускников вузов. Особенно важным элементом представляется логика построения программы данной дисциплины, позволяющая четко определить инвариантное ядро содержания курса и вариативные части, формируемые в зависимости от условий образовательного процесса (количество часов, направления и специальности обучения и т. д.).

Программа дисциплины строится в соответствии с комплексом познавательно-ориентационных задач, акцентируя внимания на ключевых вопросах современной экологии в рамках ее основных разделов.

Учебная программа предлагает сосредоточиться на основных вопросах экологии: представлениях о взаимоотношения организмов с окружающей средой, популяциях, природных сообществах, экосистемах, процессах протекающих в них и закономерностях с ними связанных, биосфере и глобальных процессах, происходящих в ней,  основным проблемам охраны окружающей среды и рационального природопользования, современных глобальных экологических проблемах. Процесс отбора содержания, безусловно,  может базироваться на различных подходах, среди которых особенно стоит выделить   интегративный, научно-исторический и системный.

Структура учебного курса  строится  как последовательность рассмотрения тем, начиная с вопросов аутэкологии, затем, основываясь на них, изучаются вопросы экологии популяций, после этого следует обращение к представлениям о природных сообществах, биогеоценозах, экосистемах,  затем – о биосфере и процессах в ней происходящих; заканчивается курс изучением основных вопросов, связанных с современными экологическими проблемами, охраной окружающей среды, рациональным природопользованием, рядом важных аспектов социальной экологии.

Изучение материала курса строится в лекционной и практической (семинары и лабораторные занятия) формах; практические занятия конкретизируют и дополняют  лекционный материал, студенты знакомятся с научной  литературой, приобретают навыки ее конспектирования и реферирования. Ряд практических (лабораторных) занятий может проводиться в интерактивной форме.

Ниже приведем примерное содержание дисциплины «Экология».

Введение

Особенности экологии как науки, ее связь с другими областями знания. Структура общей экологии. Разделы экологии. Методы экологических исследований. Экология и охрана природы.

Тема 1. Организм и среда

Экологический факторы. Термины и определения. Классификация экологических факторов. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Среды жизни. Закономерности действия экологических факторов. Правило минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Законы Рюбеля, Вильямса,  Митчерлиха-Бауле. Толерантность. Эври- и стенобионты. Синергетические эффекты. Адаптации организмов к меняющимся условиям среды. Виды и уровни адаптации. Адаптивные биологические ритмы организмов. Экологические классификации организмов. Жизненные формы и экологические группы. Экологическая ниша.

Тема 2. Популяции

Определение популяции. Важнейшие признаки и характеристики популяции. Пространственная, возрастная, половая и этологическая структура популяций. Динамика популяций и факторы, влияющие на нее.

Современные представления о структуре вида. Разнообразие и классификация популяций.

Стратегии популяции.

Тема 3. Природные сообщества

Представления о биоценозе. Взаимоотношения между популяциями в сообществе. Учения об экосистеме. Классификация экосистем. Биогеоценоз, его компонентный состав. Отличие понятий экосистемы и биогеоценоза. Видовая, пространственная, трофическая структура сообщества. Видовое, структурное, генетическое разнообразие в сообществах. Эффект экотона.

Энергетика и продукция экосистем. Первичная и вторичная продукция. Трофические цепи, трофические сети и трофические уровни. Правило Линдемана. Экологические пирамиды.

Динамика экологических систем, ее виды. Сукцессии, их виды и причины. Климаксные сообщества.

Взаимоотношения между популяциями и организмами в природных сообществах, их разнообразие и классификации.

Особенности водных экосистем. Биогидроценозы.

Тема 4. Биосфера

Понятие биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Состав, структура и границы биосферы. Свойства и особенности живого вещества, его биогеохимические функции и планетарная роль. «Пленки» жизни. Важнейшие биомы Земли.

Биогеохимические принципы В.И.Вернадского. Структура и основные типы биогеохимических циклов. Количественное изучение биохимических циклов. Глобальные круговороты углерода и воды. Осадочные циклы. Вмешательство человека в биогеохимические циклы. Пути возвращения веществ в круговорот.

Тема 5. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование

Антропогенное воздействие на окружающую среду, его виды. Экологический кризис и экологическая катастрофа. Основные виды воздействий на окружающую среду.

Антропогенные воздействия на атмосферный воздух. Виды и источники атмосферных загрязнений. Перенос загрязнений в атмосфере. Химические превращения веществ в атмосфере. Физические и экологические последствия загрязнения атмосферы и меры борьбы с ними.

Антропогенные воздействия на гидросферу. Запасы воды. Потребление воды. Источники загрязнения водных экосистем. Загрязнение воды пестицидами и тяжелыми металлами. Эвтрофизация водоемов. 

Антропогенные воздействия на литосферу. Источники и уровни негативных факторов производственной, городской и жилой среды. Рекультивация нарушенных земель. Проблема твердых бытовых отходов. Охрана и рациональное использование почв. Почвозащитные мероприятия.

Нормирование загрязнений. ПДК, ПДУ, ПДВ. Эффект суммации действия загрязнений. Экозащитная техника и технология. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Нетрадиционные источники энергии.

Биологическое разнообразие - основа существования биосферы. Красные книги. Система охраняемых природных территорий. Экологический мониторинг. Биоиндикация и биотестирование загрязнений.

Экологическая ситуация на территории РФ. Регионы с очень острой экологической ситуацией. Экологические проблемы крупных городов. Рекреационные районы. Районы нового освоения.

Виды, системы, ступени мониторинга. Основы экологического права, профессиональная ответственность. Наблюдение изменений в экосистемах. Региональный и глобальный природный мониторинг. Планирование индустриального природопользования на основе экологических оценок его последствий.

Тема 6.  Человечество и биосфера

История взаимоотношений человеческого общества и биосферы и попытки прогнозирования будущего развития. Глобальные проблемы окружающей среды. Экономический рост и его экологические последствия. Глобальное прогнозирование. Деятельность Римского клуба. Концепция устойчивого развития. Основы экологического права, профессиональная ответственность. Экологическая оценка. Международные природоохранные организации. Общественные экологические движения в России. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Самостоятельная работа студентов в течение семестра состоит в выполнении заданий к семинарским и лабораторно-практическим занятиям, самостоятельном изучении учебной и научной литературы по темам программы, подготовке докладов, работе над рефератами, подготовке к промежуточным формам аттестации и к зачету. Согласимся с мнением [1, с. 50], что студентам в процессе изучения вопросов, связанных с изучением экологических проблем, необходимо предлагать использовать собственные наблюдения и впечатления, на основе которых в дальнейшем выстраивается картина экологической ситуации в конкретном регионе и населенном пункте.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится как в устной, так и в письменной форме. Написание небольших по объему  тестовых работ позволяет оценить степень усвоения основных понятий курса. Тестирование дает возможность предварительной оценки знания отдельных тем и разделов, а также выявления недостатков в освоении программы дисциплины и определения соответствующих методов работы над ними. Качество усвоения курса позволяют выявить также устные выступления студентов на практических занятиях, умение строить дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

Итоговая аттестация осуществляется  на основании обобщения и анализа данных по различным видам деятельности  студентов на занятиях и зачете (экзамене), который может быть проведен как в устной, так и в письменной форме,  что позволяет определить сформированность компетенций и степень усвоения знаний студентами по данному курсу наиболее полно.

В ходе аттестации (как промежуточной, так и итоговой) осуществляется оценка компетенций, сформированных по курсу.

 

Литература:

1.                  Вилейто Т. В., Седюк Н. Н. Повышение уровня экологической культуры учащихся в школах Красносельского района Санкт-Петербурга // Молодой ученый № 5.1 [64.1]: Спецвыпуск: Студенческая научно-практическая конференция «Проблемы безопасности в современном мире». – СПб, 2014. - С. 9 – 11.

2.                  Налимова О. О. Аспекты изучения вопросов экологической безопасности // Молодой ученый № 5.1 [64.1]: Спецвыпуск: Студенческая научно-практическая конференция «Проблемы безопасности в современном мире». – СПб, 2014. – С. 48 – 50.

3.                  Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.

4.                   

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, рациональное природопользование, экологическое образование, биосфера, высшее профессиональное образование, охрана природы, письменная форма, профессиональная ответственность, течение семестра, экологическая ситуация.


Похожие статьи

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Педагог профессионального обучения в системе образования

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Похожие статьи

Профессионально-ориентированный уровень обучения иностранному языку в неязыковом вузе

Педагог профессионального обучения в системе образования

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования

Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт»

Профессионально-ориентированное обучение английскому языку в неязыковых вузах

Контроль знаний в системе дистанционного обучения

Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Задать вопрос