Объектом разработки являетсятранспортная компания «ВЛ Лоджистик». Цель проекта — исследование дорожно-транспортной аварийности на предприятие ООО «ВЛ Лоджистик» и разработка мероприятий на снижение аварийности при автомобильных перевозках.
Ключевые слова:автодорога, аварийность, режим труда и отдыха водителя, скоростной режим, тахограф, повышение квалификации, медицинский осмотр.
Автомобильный транспорт является одной из отраслей экономики и обеспечивает производство и обращение продукции, промышленности, сельхоз, капитального строительства и удовлетворяет потребности населения в перевозках. Автомобильный транспорт России в силу ряда причин приобретает всё большее значение. Автомобили широко используются во всех областях народного хозяйства, выполняют значительный объём транспортных работ, а точнее служат для перевозки грузов и пассажиров.
Автомобильный транспорт имеет следующие преимущества по сравнению с другими видами транспорта:
Высокая маневренность
Большая провозная способность
Быстрота доставки грузов и пассажиров
Отсутствие дорогостоящих перевозок
Автомобили — это средство повышенной опасности. Поэтому, поэтому нужно уделять огромное внимание организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Безопасность ухудшается вследствие превышении скоростного режима движения, плохого технического состояния подвижного состава, погодных условий, усталости водителя, ненормированному рабочему дню, и нарушений труда и отдыха, что приводит к увеличению риска возникновения ДТП.
Знание всех факторов и закономерностей изменения психофизического состояния водителя позволяет правильно организовать труд и отдых.
Два ключевых показателя — это количество аварий и число погибших в них. За январь—декабрь 2014 года в России было зарегистрировано 199,7 тыс. аварий, которые привели более чем к 26 тыс. случаев с летальным исходом. При этом травмы различной степени тяжести получили более 251,8 тыс. человек.
Если стоит вопрос, по какой причине происходит наибольшее число аварий, то здесь всегда ответ один и тот же: нарушение ПДД. Из-за этого происходит почти 90 % всех автопроисшествий, и 12 месяцев текущего года в указанную статистику вписываются полностью. Водители виноваты безусловно чаще пешеходов: 76,1 % против 12,3 % в общей массе аварий по вине нарушения ПДД.
В стране не создаются долгосрочные условия, которые могли бы позитивно повлиять на ситуацию на дорогах, а сложности упорно нарастают. Например, в цифрах нельзя выразить конкретику ухудшения знания ПДД среднестатистическим водителем, но объективно это присутствует. Стоит ли винить в подобном процесс покупки прав без привязки к умению водить, в ГИБДД не уточнили.
За прошедший 2014 год в компании «Вл Лоджистик» было 8 ДТП, большая часть ДТП была по вине водителей из-за несоблюдения скоростного режима и режима труда и отдыха. Большая часть ДТП были совершены на междугородних трассах, что увеличивает тяжесть последствий ДТП из-за боле высокого скоростного режима, в следствие чего вызывающие гибель и ранения людей, потери материальных ценностей, принося значительный социально-экономический ущерб.
Величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ущерб) включает в себя несколько составляющих:
- ущерб в результате гибели и ранения людей;
- ущерб в результате повреждения транспортных средств;
- ущерб в результате порчи груза;
- ущерб в результате повреждения дороги.
Ущерб в результате гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от ДТП и включает в себя следующие социально-экономические параметры:
- экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства;
- социально-экономические потери государства при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности;
- социально-экономические потери из-за гибели детей.
Величина ущерба от ДТП оценивается на основе расчета прямых и косвенных народно-хозяйственных потерь.
К прямым (непосредственным) относятся потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, службы по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП и грузоотправителей, затраты ГИБДД и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами аварий (оплата бюллетеней, выдача пособий), затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии) и страховые выплаты.
К косвенным относятся потери народного хозяйства вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства, нарушения производственных связей и моральные потери.
Полная оценка ущерба от гибели и ранения людей включает элементы как прямых, так и косвенных потерь.
На предприятие ООО «Вл Лоджистик» предлагаю следующие мероприятия по повышению безопасности автомобильных перевозок. Это установка тахографов на подвижной состав, создание медицинского кабинета осмотра водителей, и класс переподготовки и повышения квалификации водителей.
С 1 апреля этого года у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с использованием транспортных средств на территории РФ, возникает обязанность оборудовать их специальными устройствами — тахографами. Данное правило предусмотрено поправкой в федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Все транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 (ранее относимые к категориям С, D и E), согласно законодательству РФ (Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»), должны быть оснащены тахографами в следующем порядке:
С 1.04.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются грузовые ТС, которые перевозят опасные грузы.
С 1.07.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются автобусы и все грузовые ТС массой белее 15 тонн, задействовованные в любых перевозках.
С 1.09.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой свыше 12 тонн.
С 1.04.15 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой 3,5–12 тонн.
С 1.01.18 должна быть проведена замена всех штатно установленных на автомобили тахографов, соответствующих нормам ЕСТР, а также тахографов, установленных до 11.03.14 и соответствующих всем техническим требованиям.
Тахографы обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Количество ДТП в Европе с участием автомобилей, оснащенных подобными устройствами, снизилось на 22 процента, вдвое меньше стало аварий со смертельным исходом. К тому же прибор служит своеобразным «черным ящиком», — рассказывает начальник отдела маркетинга и менеджмента качества СКБ «Камертон» Валерий Кирсанов. — Если машина попадет в аварию, автоинспектор, подключив к тахографу специальное устройство, сможет узнать, с какой скоростью двигалась машина. Прибор заблаговременно предупредит водителя и о том, когда нужно сделать остановку для отдыха. По сравнению с механическими аналогами цифровой тахограф намного надежнее в эксплуатации и защищен от несанкционированного взлома. Это значит, что водитель не сможет подкрутить, как раньше, счетчик. А вот снять показания инспектору ГАИ или директору компании по автоперевозкам не составит труда — с помощью обычного компьютера или ноутбука. У каждого водителя будет своя персональная чип-карта, которую еще до начала движения он обязан вставить в тахограф, после чего будет фиксироваться каждый пройденный машиной метр. Если же он «забудет» проделать эту процедуру, прибор ненавязчиво напомнит об этом.
В случае отсутствия тахографа на транспортном средстве, его неработоспособности, нарушения правил эксплуатации, действий, искажающих показания прибора, в том числе фальсификацию данных путем некорректного/неправильного монтажа или доработки тахографа, предусмотрены следующие штрафы:
1. Управление транспортным средством без технического средства контроля: для граждан — от 1 000 до 3 000 рублей;
для должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.
2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, установленного режима труда и отдыха — от 1 000 до 3 000 рублей.
Согласно законодательным нормам, руководители предприятий, работающих в сфере предоставления автотранспортных услуг, обязаны организовывать повышение квалификации работающих у них кадров не реже, чем 1 раз в 5 лет. При этом, дополнительно, специалисты таких предприятий, в том числе и водители, должны проходить с регулярностью не реже, чем раз в три года, курсы повышения квалификации по вопросам безопасности перевозок, пожарной безопасности и охраны труда. То есть, повышение квалификации водителей на любом предприятии является почти таким же важным функциональным элементом, как и поддержание компетенции работников государственных учреждений.
Кроме того, важным элементом программ повышения квалификации водителей являются 20-часовые курсы для перевозчиков и юрлиц-владельцев ТС. В рамках таких курсов осуществляется тестирование профессиональных качеств и профориентации водителей с использованием программного комплекса профотбора. На заключительном этапе, слушатели проходят итоговую аттестацию.
Для избегания дорожно-транспортных происшествий, где зачастую виноваты водители, причиной которых является нахождение последних в состояниях алкогольного или наркотического опьянениях или же по причине плохого физиологического состояния, необходимо проводить предрейсовые медицинские осмотры.
Предрейсовый осмотр сотрудника перед началом выполнения работы на выявление таких признаков: разных заболеваний, выявление употребления алкоголя, наркотических и запрещенных к употреблению лекарственных средств, препаратов. При осмотре во внимание принимаются жалобы водителя на общее плохое самочувствие, обращается внимание на походку, а также на наличия изменений кожных покровов (расчесы, покраснение, зуд, сыпь), отсутствие следов от инъекций, состояние зрачков, измеряется артериальное давление. Осмотр проводится согласно санитарно-эпидемических норм в специальном медицинском кабинете с наличием двух комнат: одна для проведения осмотра, вторая для отбора биологических образцов на анализ. Процедура осмотра водителей относится к медицинской услуге, должна проводиться специалистами здравоохранения при наличии соответствующей лицензии. Для этого организации открывают медкабинеты на своей территории или заключают договора с частными медицинскими учреждениями.
После осмотра разрешение на исполнение обязанностей отмечается в путевом листе — подписью медицинского специалиста, проводившего осмотр и печатью медучреждения. Результаты осмотра заносятся в специальный «Журнал передрейсового медицинского осмотра».
Литература:
1. ГОСТ Р 53831–2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке»
2. Р 03112199–0502–00 Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий
3. Кодекс об административных нарущениях (КоАП РФ), №; 195-ФЗ от 30.12.2001 Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха.
4. Федеральный закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» пункт 1 статья 20 и статья 23