Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Шило Татьяна Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 14.11.2018
Статья просмотрена: 589 раз
Библиографическое описание:
Шило, Т. В. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Использование квест-технологий в формировании основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста» / Т. В. Шило. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14651/ (дата обращения: 16.12.2024).
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сегодня одной из ключевых задач дошкольного учреждения.
Особое внимание педагогического коллектива было направлено на поэтапное введение Стандарта в практику работы дошкольного учреждения. На начальном этапе наиболее актуальной для нас проблемой стал поиск эффективных технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса и приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО.
Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-технологии, а именно, квест — игры. Они обладают огромным развивающим потенциалом, так как нацелены на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт. Приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.
Давайте разберемся, что такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?
Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия.
Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но, несмотря на это, оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.
Образовательный квест — это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.
Идей для квестов может быть много, но самое главное — грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
В представленном педагогическом опыте мы предлагаем нетрадиционный вариант организации развлечения — квест-игра. Основной тематикой для реализации квеста является безопасность жизнедеятельности детей на улицах города.
Чтобы свести к минимуму последствия опасностей, нужно научить детей правилам безопасного поведения на дороге. Решить эти вопросы помогает интересная и разнообразная организация деятельности детей. В нашем детском саду мы использовали квест-игру.
В течение 4 дней — с понедельника по четверг, мы комплексно планировали и вели воспитательно-образовательную работу с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности, а в пятницу провели развлечение. Мы создаем условия для закрепления полученных знаний, умений и навыков безопасного поведения ребёнка на улице. Для этого на территории детского сада мы организовали тематическую станцию, на которых детям предлагаются задания.
Вашему вниманию мы хотим представить квест — проект «Ребенок на улицах города». Исходным принципом реализации данной игры является системный подход к проблеме личной безопасности ребенка на улицах города.
Общие рекомендации по организации квест — игры.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
- Доступность — задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
- Системность — задания должны быть логически связаны друг с другом.
- Эмоциональная окрашенность заданий.
- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:
- Игры должны быть безопасными.
- Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
- Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Форма проведения: Путешествие по станциям.
Материалы иоборудование: маршрутные листы для каждой группы, листы оценивания, вывески — названия станций, оборудование, игрушки, материалы для работы каждой станции, костюмированные атрибуты для ведущих и детей, музыкальное сопровождение.
Время проведения: 50 мин.
Правила:
– Каждая группа должна иметь своё название, девиз, эмблему.
– Каждой группе выдается маршрутные листы, на которых обозначена последовательность посещения станций.
– На каждой станции ведущий предлагает детям выполнить ряд заданий, оценивает результат в баллах (монетах, фишках и т. п.)
– Задания готовят с учётом возраста и уровня развития детей.
– Время нахождения на станции — не более 10 минут.
– На каждую станцию участник может прийти не более 1 раза.
В итоге подсчитывается количество баллов, заработанных каждой группой. Группа, набравшая больше всего баллов, становится победителем.
Ведущие на станциях:
– Воспитатели групп.
– Музыкальный руководитель.
– Инструктор по физической культуре.
– Воспитатель по изодеятельности.
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на улицах города: развивать умение адекватно реагировать на сложные ситуации, которые могут возникнуть у ребёнка на улице, дороге.
Задачи:
– Закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
– Развивать навыки поведения на дороге, в транспорте, на остановках; способность осознанно следовать правилам движения.
– Упражнять в умении ориентироваться по карте-схеме.
Деятельность осуществлялась по следующим разделам:
– «Дорожные знаки»,
– «Правила дорожного движения для пешеходов»,
– «Правила дорожного движения для водителей»,
– «Город, улица, дорога»,
– «Транспортные средства»
Ход развлечения:
На территории детского сада располагаются станции.
1) Станция спортивная «Автомобильный городок».
2) Станция «Дорожные приключения».
3) Поисковая станция «В поисках клада».
4) Художественная станция «Волшебная карта».
Театрализованная заставка.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех собравшихся здесь.
Сегодня нам предстоит очень увлекательное путешествие.
Ведущий: Ребята, слышите кто-то плачет. Кто же это может быть
Ведущий: Здравствуй девочка? Как тебя зовут? Почему ты плачешь?
Катя: Здравствуйте, меня зову Катя. Я возвращалась домой с Волшебного Парка, и вдруг началась сильная буря. Она раздула все дома, перепутала все улицы и теперь я не могу попасть домой.
Ведущий: Катя, тебе нечего бояться, ведь мы с ребятами можем тебе помочь. Наши детки умные, смелые, к тому же они многое знают о городе, его улицах, ПДД.
Ведущий: Ребята, поможем девочке найти дорогу домой? (дети: да!) Тогда оправляемся в интересное путешествие. В добрый путь!
Станция спортивная «Автомобильный городок»
Игра «Стоп — Идите»
Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках — по другую.
Правила игры: Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите»
продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.
Игра «Где мое место?»
Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге
предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т. п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.
Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на
нужные знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.
- Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
- Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.
Игра «Угадай знак»
Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.
Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку.
Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон.
Станция «Дорожные приключения»
Цель: закрепить знания об улице, дороге, дорожных знаках; закрепить знания правил поведения пешеходов, водителей.
Загадки оправилах дорожного движения: (по выбору педагога)
Дидактическая игра «Отгадай дорожный знак»
Ведущий описывает функцию знака, дети выбирают нужный знак из предложенного набора.
Поисковая станция «В поисках клада»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться по схеме группового участка, «читать» символы и условные обозначения.
Ход:
По карте схеме дети ищут «клад», в котором находятся материалы для художественно-продуктивной деятельности, а также бумажные модели автомобилей, дорожных знаков, домов, административных зданий, схема карты города.
Художественная станция «Волшебная карта»
Цель: закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги, моделировать карту города: улицы, дома, дороги, деревья и т. д.: поощрять детей к изготовлению карты города; развивать умение планировать деятельность; развивать умение работать коллективно.
Ход:
Из материала, найденного в «Кладе» предложить детям сделать карту города для Кати.
Станция конечная.
Подведение итогов: составляется общая карта города. Дети показывают по карте девочке Кате дорогу к её дому.
Ожидаемые результаты: данная квест-игра предполагает воспитание у детей знаний и навыков безопасного поведения на улицах города и позволит в дальнейшем ребенку предвидеть опасность, избегать её и при необходимости правильно действовать. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога.
Литература:
- Осяк, С. А. Образовательный квест — современная интерактивная технология / С. А. Осяк // Современные проблемы науки и образования. — 2015г.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров. — М.: Академия, 2001г.
- Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2014 г.
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. «Безопасность»: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс». 2011 г.
- Образцова Т.Н, Подвижные игры для детей. — М.: ООО «Этрол», ООО ИКТЦ «Лада», 2012 г.