«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Вопрос дорожно-транспортных несчастных случаев в Российской Федерации по своим размерам и серьезности травм обладает свойствами национальной катастрофы. Особое беспокойство вызывает обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Сами дети довольно часто, становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Приводит к данной ситуации незнание правил дорожного движения, игнорирование их, недостаточный опыт поведения на дороге, а также равнодушное отношение взрослых к поведению малышей на дороге.
Формирование безопасного поведения у детей — один из основных вопросов учреждения дошкольного образования. Дети становятся участниками дорожных отношений значительно раньше, чем они по собственному пониманию и развитию становятся подготовленными к этому.
В современном мире педагогическая наука, уделяет большое внимание развитию культуры безопасности. Фундаментальные основы культуры безопасности заметно расширяют социализацию ребёнка, создают его социальную позицию, повышают качество умений и навыков, подготавливают его к самостоятельности в жизни, а также повышают возможность сберечь здоровье и жизнь.
С самого начала посещения ребёнком детского сада, необходимо организовать воспитание и обучение таким образом, чтобы к периоду перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу, ребёнок свободно ориентировался в социальном окружении, умел видеть и грамотно оценивать дорожные ситуации, обладал навыками безопасного поведения в данных ситуациях.
Значительную часть дня ребёнок дошкольного возраста проводит в детском саду, по этой причине все ребята, имеют возможность приобрести систематизированные сведения о безопасном поведении на улице и получить необходимые навыки подобного поведения.
Дошкольный возраст – период первоначального формирования личности, возникновения основ, понимания и индивидуальности малыша. Создание специальной среды и образования, направлено, на взаимодействие взрослого и ребенка, что в свою очередь содействует развитию самостоятельной творческой личности.
Главным видом деятельности детей в дошкольном возрасте является игра. Игра представляет самовыражение ребенка, средство его совершенствования, что в свою очередь имеет большое значение для воспитания и формирования личности у детей дошкольного возраста.
С целью создания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста следует организовать воспитательно-образовательную деятельность, которая должна осуществляться в комплексе (применять как занятие по правилам дорожного движения, так и сюжетно- ролевую игру, а кроме того в разных формах работы с целью их нравственного, физического, интеллектуального, духовного развития и формирование навыка безопасного поведения на дороге).
Чтобы приступить к обучению детей подготовительной группы правилам безопасного поведения на дороге, нами были предложены анкеты для детей и их родителей (законных представителей) по ПДД с помощью, которых мы смогли оценить уровень сформированности навыков грамотного поведения на дороге у детей.
Предотвратить ряд дорожно-транспортных происшествий, возможно посредством оценки степени формирования и коррекции у дошкольников психофизических возможностей восприятия дорожной ситуации.
Обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и профилактическая работа по предотвращению детского травматизма на дорогах – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Условия, указанные в образовательной программе по воспитанию и обучению детей дорожной грамоте, необходимо усложнять в зависимости от возраста воспитанников.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно организуются и осуществляются мероприятия, которые нацелены на профилактику и предотвращение дорожно-транспортных происшествий.
В каждой группе детского сада в соответствии возрастной категории и требованиям образовательной программы создаются и наполняются уголки по правилам дорожного движения. В данных уголках присутствуют следующие компоненты: иллюстративный материал, макеты светофора, жезлы, макеты проезжей части, дорожные знаки, дидактические игры, а также информационный материал по правилам дорожного движения для родителей.
Организуя педагогическую деятельность по ознакомлению дошкольников ПДД, нами была сформирована картотека игр по ознакомлению детей с ПДД. Особое внимание было направлено играм, которые способствуют развитию речи, например: «Подбери нужный признак», «Придумай рассказ», «Выбери действие», «Придумай загадку», «Дорожные знаки» и др.
В своей работе мы применяем следующие сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Водители», «Пассажиры», «МЧС», «Автозаправочная станция», «Моя улица», «Мы – маленькие пешехода» и др.
Воспитатели подбирают дидактические материалы, изготавливают разного рода развивающие игры, организуют коллективную деятельность (игры, в которых принимают участие дети с родителями, тематические беседы, экскурсии).
В построении сюжетно-ролевых игр большой значимостью обладает предметно-развивающая среда. В уголках по правилам дорожного движения ребята играют, а заодно приобретают необходимые знания о том, что на улицах есть здания, разного размера (маленькие, большие), тротуары, проспект. В ходе игры с автомобилями они обращают внимание на то, что автомобили бывают грузовые и легковые, усваивают основные правила поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе проезжей части, а также знакомятся с сигналами светофора.
В организованной игровой зоне ребята могут не только лишь играть, но и проработать и закрепить приобретенные знания грамотного поведения водителя и пешехода на дороге, значение дорожных знаков, а также вместе с воспитателем рассматривают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.
Также в данных уголках правил дорожного движения ребята рассматривают перекресток, знакомятся с разметкой «разделительная линия», «зебра», познают такие понятия, как одностороннее и двустороннее движение.
В своей деятельности мы применяем различные виды деятельности: игры, сюжетно-ролевые игры, досуги, беседы, целевые прогулки, конкурсы, наблюдение. Прежде всего, особое внимание мы уделяем организации сюжетно-ролевых игр. Практически все сюжетно-ролевые игры характеризуются коллективным, совместным способом проведения. Разделение дошкольников по подгруппам постоянно и устойчиво. Они складываются на основе интереса детей к одинаковым играм, или на основе индивидуальных расположений и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры, имеющие одинаковое значение не только продолжительно повторяются, но и формируются, дополняются, существуют длительное время. В игровой деятельности дети подготовительного возраста точно могут выделять предварительный этап, который заключается в распределении ролей, подборе игрового материала, в изготовлении самодельных игрушек вместе с воспитателем.
Наиболее результативным методом доведения простых правил поведения на дороге до детей дошкольного возраста считается игра, в которой они являются участниками. В ходе игры дети приобретают основные правила и условия, понимают, кто является пешеходом, шофером и регулировщиком.
В процессе игры дети обучаются грамотно переходить проезжую часть автодороги, узнают, что на дорогах существуют специальные знаки, которые предупреждают шоферов и пешеходов о том, что их ждет впереди.
Значительная часть деятельности педагогов по обучению детей правилам дорожного движения, организуется в старшей и подготовительной группах детского сада. Ребята в этом возрасте уже имеют определенными познаниями и понятия о дороге, пешеходах, водителях и пассажирах.
Ребята подготовительной группы детского сада предъявляют наиболее высокие условия к качеству выполнения отдельных ролей в сюжетно-ролевой игре. Участвуя в подготовке ребят в последующей игре, педагогу необходимо обратить их внимание на отбор основного игрового оснащения, оказывать помощь в создании недостающего инвентаря, приучать к простому планированию хода игры, организации игровой ситуации самостоятельно. В процессе игры воспитатель может давать ребятам рекомендации, задавать наводящие вопросы, вызывать интерес играющих, к той или иной стороне игры.
Представляем вашему вниманию конспект сюжетно-ролевой игры «Мы – маленькие пешеходы», который мы используем в своей работе.
Программное содержание:
- Познакомить ребят с правилами транспортировки детей в личном автомобиле;
- Продолжать создавать у дошкольников навыки грамотного поведения на дорогах.
- Зафиксировать с ребятами понимание правил дорожного движения, а также их знания о дорожных знаках, понимать значение сигналов светофора.
- Сформировать у детей дошкольного возраста с помощью игровых задач умение быстро реагировать и принимать верные решения дорожных ситуаций.
- Увеличивать лексический запас ребят путём введения новых, незнакомых ранее слов: ремень безопасности, автомобильное кресло.
- Воспитывать ответственность за свои действия на проезжей части дороги.
- Развивать внимание, память, мелкую моторику, воображение и сообразительность.
Используемый материал:
Разметка пешеходного перехода, макет светофора, иллюстрации по ПДД, дорожные знаки, игровой инвентарь: мячик, шаблоны дорожных знаков, книга, цветные карандаши.
Предварительная работа.
1. Наблюдения за проезжей частью дороги, знакомство с правилами дорожного движения на территории дошкольного учреждения.
2. Ознакомление с разными вариантами дорожных знаков.
3. Игры на формирование наблюдательности и памяти.
4. Сюжетно-ролевая игра «Водители», дидактическая игра «Светофор».
5. Рассматривание картинок с разными ситуациями на проезжей части.
Воспитатель: – Ребята, сегодня я приглашаю вас поиграть в маленьких пешеходов. Но в первую очередь мы разучим девиз: «Делаем ребятам предостережение! Выучить срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей водители».
Воспитатель акцентирует внимание ребят на выложенную дорогу.
Воспитатель: – Посмотрите вот улица, по которой мы с вами пойдём в школу. На какой сигнал светофора можно переходить улицу!
Воспитатель: – Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет.
- Жёлтый свет на пути – приготовьтесь идти.
– Свет зелёный впереди – вот теперь переходи!
(Ребята идут по пешеходному переходу среди них две девочки, на ходу рассматривают книгу и беседуют между собой)
Воспитатель: – Подождите- ка, девчушки,
Где же ваши глаза и ушки?
дело кончится печально,
может быть немало бед.
Ведь дорога – не читальня.
И не место для бесед.
(Воспитатель забирает у девочек книгу, закрывает её и пропускает их по пешеходному переходу. На светофоре в это время горит красный свет)
Воспитатель: – Светофор даёт приказ – Зажигает красный глаз. И когда зажжётся он, Все стоят – таков закон.
Затем на светофоре зажигается жёлтый свет, после него зелёный.
Воспитатель: – Теперь горит зелёный свет – Свободен путь, препятствий нет!
(Дошкольники переходят улицу. Последний ребенок, нёсет мячик, и начинает с ним играть на проезжей части)
– Мой весёлый, звонкий мяч, ты, куда умчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой…
(Воспитатель отбирает мяч у ребёнка)
Воспитатель: – На проезжей части, дети.
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки.
На дворе и на площадке.
- Хорошо ребята! Практически все вы придерживались правил дорожного движения и успешно добрались до Школы маленьких пешеходов.
- А сейчас присаживайтесь и мы с вами поиграем, посмотрим, все ли вы знаете правила грамотного поведения на дороге. Вы готовы?
- Сегодня, мы с вами добирались в школу пешком. А как возможно ещё добраться до нашей школы?
Ребёнок: – На автомобиле.
Воспитатель: – Ребята, кто из вас знает, как правильно перевозить ребёнка в легковой машине?
Ребёнок: – На заднем сидении.
Воспитатель: – Верно. Детей нужно перевозить на заднем сидении в специально оборудованном детском автомобильном кресле и пристегнув ремнём безопасности.
Воспитатель: – С какой целью необходимо так делать?
Ребёнок: – Чтобы сохранить здоровья и жизнь.
Воспитатель: – Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) и быть всегда с пристёгнутыми ремнями. Это кресло служит для безопасности здоровья ребенка при экстренном торможении машины или при случившейся аварии. Также помогает удержать малыша на месте, что в свою очередь предотвращает повреждения (травмы).
- На дорогах водителям и пешеходам соблюдать порядок помогают светофоры. Ребята, а как вы думаете, что еще может помочь водителям и пешеходам?
Ребёнок: – Дорожные знаки и указатели.
Воспитатель: – Совершенно верно, это дорожные знаки. Ребята давайте вспомним, на какие три группы условно можно разделить все дорожные знаки?
Ребёнок: – Предупреждающие, разрешающие, запрещающие.
Воспитатель: – А сейчас новое задание. Посмотрите, у меня лежат дорожные знаки, сейчас каждый из вас, по очереди, попытается придумать рассказ про них.
Дети: – Знак «Внимание дети!». Относится к предупреждающим знакам. Он устанавливается рядом со школой, чтобы водители были более аккуратными и осторожными.
- Знак «Проезд закрыт». Относится к запрещающим знакам. Он устанавливается в тех местах, где люди могут спокойно перейти дорогу под землёй.
- Знак «Внимание, опасность!». Относится к предупреждающим знакам.
- Знак «Место стоянки». Относится к разрешающим знакам.
- Знак «Проход закрыт». Относится к запрещающим знакам.
Воспитатель: – «Ребята, каким цветом мы можем раскрасить данные знаки?»
(Дети раскрашивают и называют свои знаки)
Физ. минутка.
Воспитатель: – Молодцы, ребята! А сейчас послушайте стихотворения. Там, где необходимо вы будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: – Кто из вас пойдёт вперёд
Только там, где переход?
Дети: – «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: – Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
(ребята молчат).
- Кто, из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
(ребята молчат)
- Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет.
Дети: – «Это я, это я, это все мои друзья»
Воспитатель: – Я смотрю, вы хорошо понимаете правила дорожного движения. И теперь я вам предлагаю поиграть еще в одну игру «Рассуждалки».
- Ты переходишь дорогу в положенном месте на зелёный сигнал светофора, но когда ты прошел половину дороги, загорелся жёлтый сигнал светофора. Как ты поступишь? Изобрази и расскажи.
- Во время перехода проезжей части у тебя из рук вылетел воздушный шарик. Что ты сделаешь в данной ситуации?
- Ты вышел во двор покататься на санках, а твой товарищ предлагает тебе пойти покататься на горке, которая находится вблизи с проезжей частью. Что ты сделаешь в этой ситуации?
- Молодцы ребята, вы проявили себя как очень способные воспитанники в нашей игре, знаете много важных правил дорожного движения, которых вы будете придерживаться в своей жизни.
Город, в котором мы с вами живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Как правильно улицу нам перейти.
В машине родителей в кресле сиди.
Ремень пристегни и весело в путь.
Правила эти ты не забудь!
Литература:
- Бродицкий Ю. А. Упражнения по правилам дорожного движения / Бродицкий Ю. А. — Ташкент : Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1990. — 160 с.
- Безопасная улица / сост. Шалаева Г. П. — М. : Эксмо : Слово, 2007. — 31 с. : ил. — (Веселые уроки).
- Вакса О. И снова о правилах дорожного движения / О. Вакса // О. Вакса. Все, что должны знать мальчишки/ Вакса О. — М., 2004. — С. 95-102.
- Детская энциклопедия: за безопасность на дорогах: [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт.-сост. В. Янелис]. — М. : Аргументы и факты, 2006 — N 8. — 56 с.
- Желтоножко Е. А. Господин дорожный знак: игровая программа / Е. А. Желтоножко // Читаем, учимся, играем. — 2008. — N 3. — С. 71-72.
- Орлова З. Ты — пешеход / Зинаида Орлова // Орлова З. Детская энциклопедия : азбука на дорогах / Детская энциклопедия. — М., 2009. — N 11. — С. 1-4.
- Усачев А. А. Правила дорожного движения: для будущих водителей и их родителей: для мл. и сред. шк. возраста / А. А. Усачев ; худ. В. Уборевич-Боровский. — М.: Самовар, 2010. — 62 с.
- Форштат М. Безопасность пешехода / Марк Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2007. — N 12. — С. 24-28.
- Шалаева Г. П. Мои друзья — дорожные знаки / Г. П. Шалаева. — М.: Слово: АСТ, 2009. — 80 с.
- Шалаева Г. П. Правила дорожного движения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева. — М. : АСТ : Слово, 2009. — 176 с.