Рассматривается ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. На основе статистики ДТП, произошедших в Ленинградской области и в целом по России, автор делает вывод о необходимости рассмотрения положительного опыта применения прогрессивных технологий, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, неудовлетворительные дорожные условия, дорожно-транспортное происшествие, дорожная проекционная разметка, светодиодная разметка дорог, сокращение смертности от ДТП.
По данным всемирной организации здравоохранения на нашей планете каждые 24 секунды в дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) погибает один человек [1].
Проблема смертности в ДТП имеет всемирный характер. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций период с 2011 по 2020 гг. провозглашен Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Общая цель Десятилетия в соответствии с Глобальным планом состоит в стабилизации и сокращении к 2020 г. уровня случаев смерти в результате ДТП.
В России в 2018 году, в среднем, ежедневно на дорогах страны погибали 50 человек. Подобные людские потери, не говоря о значительной численности пострадавших в ДТП, свидетельствуют о том, что проблема обеспечения безопасности жизни и сохранения здоровья каждого человека на дорогах является актуальной.
Рассматривая статистику аварийности по итогам 2018 года на территории Ленинградской области, стоит обратить внимание на несколько аспектов.
Проведенный анализ структуры и динамики аварийности по итогам 2018 года свидетельствует о наличии следующих проблемных составляющих показателей в сфере дорожной безопасности Ленинградской области.
Большая часть дорожных происшествий произошла на загородных автомобильных дорогах (вне городов). На региональных и федеральных дорогах Ленинградской области в ДТП погибло 366 человек (83 % от общего числа погибших). В ДТП, совершённых на федеральных автомобильных дорогах Ленинградской области, погиб каждый третий участник происшествия.
В 2018 году в целом по стране снизились основные показатели дорожно-транспортной аварийности с участием пешеходов. Количество таких ДТП сократилось на 5,7 %, число погибших и раненых — на 8,3 % и 5,5 % соответственно. К сожалению, за тот же период в Ленинградской области, количество наездов на пешеходов увеличилось и составило 721 (+3,7 %), в них погибло 113 (+1,8 %) пешеходов и получили ранения 643 (+3,9 %) человека. Более половины (65 % или 74 чел.) пешеходов погибло в ДТП в темное время суток, такие происшествия характеризуются самой высокой тяжестью последствий (21 погибший на 100 пострадавших) [2].
Вместе с тем, по статистике ГИБДД каждое третье ДТП связано с влиянием недостатков эксплуатационного состояния дорожной сети. Сотрудники полиции, оформляющие ДТП, фиксируют отсутствие или плохую различимость дорожной разметки (как фактор, сопутствующий возникновению дорожного происшествия) чаще других неудовлетворительных дорожных условий в местах свершения ДТП.
Интернет-издание газеты «Известия» со ссылкой на данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД России. сообщает, что плохие дороги стали причиной двух ДТП из пяти. Чаще всего автомобилисты попадали в аварии из-за отсутствия или плохой видимости разметки на проезжей части (55,8 %) [3].
Продольная разметка проезжей части, помогая водителю оценивать положение автомобиля, скорость движения, кривизну последующего участка дороги, является важной информационной составляющей для выбора безопасного режима движения. Особенно следует отметить, что данная информация предоставляется без отвлечения внимания водителя от прочих задач управления автомобилем.
Исследования, проводившиеся во многих странах мира, в частности в США, позволили сделать ряд выводов о влияния разметки проезжей части на безопасность дорожного движения [4]. После нанесения краевой и осевой разметки на двух-полосных дорогах общее количество аварий в среднем уменьшается на 20 %, а количество погибших в результате ДТП уменьшается от 37 до 59 %; количество аварий, связанных с выездом транспортного средства с полосы движения, в среднем уменьшается на 30 % в дневное время и на 50 % в ночное.
Основываясь на данных результатах, в настоящее время практически во всех развитых странах нормативные документы требуют нанесения осевой и краевой разметки на двухполосных дорогах с шириной проезжей части 7 м и более.
Хорошая видимость разметки на дороге в темное время суток однозначно положительно сказывается на сокращении транспортной аварийности. Важное значение для безопасности пешеходов в условиях недостаточной видимости (дождь, туман) и в темное время суток имеет видимость обозначенного дорожной разметкой пешеходного перехода.
В России утверждена «Стратегия безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы», в которой поставлена задача количество погибших в дорожных авариях сократить в 3,5 раза за шесть лет! Сама стратегия представляет собой лишь рамочный документ, в котором прописаны общие направления. Профильные ведомства должны представить конкретные шаги по ее реализации.
Таким образом, исходя из приведенных данных можно сделать вывод о том, что повлиять на снижение смертности от ДТП на загородных дорогах возможно, в том числе, путем улучшения восприятия дорожной разметки. Значительную роль в области обеспечения безопасности дорожного движения играют и современные инновационные разработки и изобретения.
В нашей стране недавно начались экспериментальные обозначения краевых и осевых линии продольной разметки проезжей части светодиодными маячками (рис 1, 2).
Рис. 1. Воронежская область, участок федеральной трассы Р-298 в районе Нижнедевицка
Так, например, 8 тысяч таких светодиодных маячков, дублирующих разметку, установили на 20 аварийно-опасных участках федеральных трасс в Тульской, Орловской, Курской, Воронежской областях. Светодиоды работают от солнечных батарей и автоматически включаются в темное время суток.
Рис. 2. Маячки обозначают направление движения — это актуально для сложных участков с изменениями продольного профиля дороги в темное время суток.
Обеспечению хорошей видимости пешеходов на организованных пешеходных переходах, а значит и сохранению их жизней, безусловно будет способствовать, ещё одна экспериментальная разработка — проекционная дорожная разметка. При помощи трех светодиодных проекторов с цветными фильтрами, размещенными на п-образной опоре над нерегулируемым пешеходным переходом, на дороге высвечивается изображение бело-желтой «зебры» (рис 3,4). Проецируемая оптическими приборами разметка создаёт яркий световой коридор, благодаря чему пешеходов лучше видно.
Рис. 3. Свердловская область. Региональная дорога Екатеринбург — Полевской
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Свердловской области применили инновационные технологии — 12 пешеходных переходов оборудованы проекционной дорожной разметкой [5].
В нашей стране огромные территории находятся в северных широтах. В 2017 году утвержден нормативный документ ОДМ 218.3.090–2017 «Методические рекомендации по оценке экономической эффективности, технологии и качества работ при содержании автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом с учетом условий эксплуатации» [6]. Этот отраслевой дорожный методический документ предназначен для использования органами управления дорожным хозяйством и подрядными организациями, осуществляющими мероприятия по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом, эксплуатируемых в регионах с продолжительным зимним периодом (не менее 100 суток при среднесуточной температуре воздуха ниже 0°С).
К примеру, участки автомобильных дорог, в том числе федеральных, в Ленинградской, Мурманской области, в Республике Карелия в зимнее время (в соответствии с ОДМ 218.3.090–2017) содержатся под слоем снега, который препятствует восприятию участниками дорожного движения нанесенной на покрытие проезжей части дорожной разметки.
Преимущество проекционной дорожной разметки в том, что она не сотрётся со временем, хорошо заметна в тёмное время суток и при любой погоде. Скорее всего она покажет свою эффективность и в зимних условиях, когда на пешеходных переходах нет возможности восстановить изношенную «зебру» или разметочный материал скрыт под слоем снега.
Рис. 4. Проекционная разметка хорошо заметна в тёмное время суток и при любой погоде
Конечно, потребуются проведение дальнейших исследований в этой области, мониторинг дорожно-транспортной ситуации на таких экспериментальных участках дорог. Важна при этом и обратная связь с участниками дорожного движения, изучение мнения водителей об опытных внедрениях инновационных технических средств организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Необходима разработка соответствующей нормативной документации (технические требования) для массового производства и правила применения таких новых материалов и изделий.
Целью данной статьи является привлечение внимания молодых исследователей и изобретателей к вопросам разработки и внедрения инновационных инструментов (оптических и лазерных проекторов дорожной разметки пешеходных переходов) и технологий (например, дополненной реальности), позволяющих комплексно подойти к решению проблем повышения безопасности дорожного движения, в том числе в темное время суток.
Положительный опыт применения прогрессивных технологий, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и сокращение смертности обязательно должен учитываться специалистами как при проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, так и на эксплуатируемых трассах.
Литература:
- Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения http://www.whogis.com/publications/ru/
- Официальный сайт ГИБДД России http://stat.gibdd.ru/
- Интернет-издание газеты «Известия» https://iz.ru/733294/daniil-kuzin-anzhelina-grigorian/kolichestvo-dtp-iz-za-plokhogo-sostoianiia-dorog-sokratilos-na-5
- Highway statistics 2008, Federal Highway Administration, Office of Highway Policy Information, 4 Thomas I. L., Taylor W. T. Effect of Edge Striping on Traffic Operations // Highway Re-search Board Bulletin 244, Washington D. C., 1960 P. 11–15.
- Официальный сайт правительства Свердловской области http://midural.ru/news/list/document155754/
- ОДМ 218.3.090–2017 Методические рекомендации по оценке экономической эффективности, технологии и качества работ при содержании автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотненным снежным покровом с учетом условий эксплуатации.