Полимерные ленты для горизонтальной дорожной разметки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Смирнов, Ю. Н. Полимерные ленты для горизонтальной дорожной разметки / Ю. Н. Смирнов, А. В. Ёжкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 41-46. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112489/ (дата обращения: 16.12.2024).



Горизонтальная дорожная разметка — это один из основных элементов безопасности дорожного движения, который обеспечивает экономическую эффективность за счет снижения уровня аварийности. Она должна быть эффективной в любое время суток и в любую погоду.

Описана важность присутствия дорожной разметки на автомобильной дороге. Рассмотрены технологии нанесения полимерных лент. Представлены технические характеристики полимерных лент. Рассмотрены различные применяемые ленты для дорожной разметки. Выявлены их достоинства и недостатки.

Представлен сравнительный анализ единовременной и приведенной стоимости материалов для дорожной разметки.

Ключевые слова : горизонтальная дорожная разметка, световозвращающая способность, стеклянные шарики, безопасность дорожного движения, долговечность, функциональность, полимерные ленты.

Horizontal road markings are one of the main elements of road safety, which ensures economic efficiency by reducing the accident rate. It should be effective at any time of the day and in any weather.

The importance of the presence of road markings on the highway is described. The technologies of applying polymer tapes are considered. The technical characteristics of polymer tapes are presented. Various tapes used for road marking are considered. Their advantages and disadvantages are revealed.

A comparative analysis of the one-time and present cost of materials for road marking is presented.

Keywords: horizontal road markings, retroreflectivity, glass beads, road safety, durability, functionality, polymer tapes.

Дорожно-транспортные происшествия являются одной из ведущих причин смертности в мире [1]. Статистика показывает, что в РФ с 2007 по 2016 годы на дорогах погибло 271 тыс. человек [2]. Хотя безопасность дорожного движения улучшается в большинстве европейских стран, прогресс остается медленным и не соответствует установленным целям. Этот медленный прогресс частично обусловлен динамичным и сложным характером дорожного движения, а показатели безопасности зависят от ряда взаимосвязанных факторов, связанных с дорожной средой, транспортным средством и участниками дорожного движения. Учитывая склонность к ошибкам, водители уже давно считаются основной причиной дорожно-транспортных происшествий, хотя внешние факторы обычно способствуют ошибкам водителей. Состояние дорожного полотна и разметки, а также само транспортное средство могут спровоцировать ошибку водителя и, следовательно, стать основной причиной аварии. Соответственно, текущие стратегии безопасности дорожного движения четко различают факторы, которые действительно вызывают дорожно-транспортные происшествия, и сосредоточены на междисциплинарном и комплексном подходе к решению этой проблемы. Целью такого подхода являются действия, направленные на повышение безопасности дорожного движения.

Горизонтальная дорожная разметка могла бы стать таким решением из-за положительного эффекта влияния на безопасность дорожного движения, который может быть достигнут при низких затратах. Здесь мы приводим результаты полевых испытаний высококачественных материалов для дорожной разметки, обладающих высокой прочностью, что снижает долгосрочные финансовые затраты.

Горизонтальная разметка проезжей части является одним из важнейших технических средств организации дорожного движения, обеспечивающих его безопасность. Основными причинами разрушения разметки являются суровые погодные условия, применение агрессивных противогололедных средств, воздействие горюче-смазочных материалов, плохое состояние дорожного полотна, а также довольно частое нарушение технологии изготовления маркировочных материалов.

На федеральных трассах горизонтальная разметка наносится с использованием различных материалов: высоконаполненных красок и эмалей, термопластов, полимерных лент. В настоящее время чаще всего дорожную разметку наносят краской. Считается, что срок службы красок для дорожной разметки не превышает одного года, а термопластов — двух лет [3]. Поэтому рассмотрим специальные долговечные полимерные ленты для горизонтальной дорожной разметки.

Согласно ГОСТ Р 54306–2011 [4] полимерные ленты классифицируются по характеру поверхности на два типа: с гладкой поверхностью и со структурированной поверхностью.

По назначению полимерные ленты классифицируются на следующие типы:

— для устройства постоянной дорожной разметки;

— для устройства временной дорожной разметки.

Помимо этого, полимерные ленты разделяют на классы по следующим параметрам:

— коэффициенту яркости;

— коэффициенту светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении в сухом состоянии;

— коэффициенту световозвращения для условий темного времени суток при сухом покрытии;

— коэффициенту световозвращения для условий темного времени суток при дожде и мокром покрытии.

Полимерные ленты 3M™ Stamark™ предназначены для горизонтальной дорожной разметки автомобильных дорог и представляют собой изделия полной заводской готовности, не требующие дополнительных мероприятий по подготовке материала к использованию. Материал поставляется в виде готовых к нанесению рулонов шириной 100, 150 и 200 мм [5].

Область применения:

— для постоянной разметки — полимерные ленты белого и желтого цветов (рис. 1);

— для искусственных дорожных неровностей (ИДН) и других технических средств организации дорожного движения (ТСОДД) — полимерные ленты желтого цвета;

— для временной дорожной разметки — полимерные ленты оранжевого цвета.

Полимерные ленты для постоянной дорожной разметки

Рис. 1. Полимерные ленты для постоянной дорожной разметки

По своей структуре ленты состоят из трех слоев: нижнего, среднего и верхнего. Нижний слой — битумный клеевой, чувствительный к давлению, служит для надежного приклеивания ленты к поверхности покрытия вне зависимости от способа нанесения лент. Средний слой придает материалу прочность и эластичность. В верхний полимерный слой интегрированы микростеклошарики, которые обеспечивают хорошую видимость разметки в плохую погоду и специальные противоскользящие элементы, снижающие износ разметки и улучшающие сцепление колес автомобиля с лентой. Этот слой также служит для повышения износостойкости и долговечности материала в целом.

По своим свойствам и внешнему виду верхнего слоя, полимерные ленты 3М делятся на рельефные и гладкие (рис. 2, рис. 3).

Строение рельефных лент

Рис. 2. Строение рельефных лент

Строение гладких лент

Рис. 3. Строение гладких лент

Ленты с рельефной структурой применяются на автомобильных дорогах высоких технических категорий, а также на дорогах и улицах в населенных пунктах с числом полос 6 и более. Также наносятся в качестве разделительных линий, линий рядности, символов и указателей на дорогах II и III категорий.

Ленты с гладкой структурой предназначены для нанесения разметки в местах. Запрещающих стоянку транспортных средств, местах остановок маршрутных транспортных средств и стоянок такси по ГОСТ Р 51256–2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» [6].

Технические характеристики полимерной ленты для постоянной разметки 3М™ Stamark™ серии А380 с рельефной структурой верхнего слоя представлены в таблице 1.

Таблица 1

Технические характеристики лент серии А380 с рельефной структурой

Технические характеристики

А380 ESD

A380IES

Коэффициент световозвращения, мкд·лк -1 ·м -2

В сухом состоянии

700

550

Во влажном состоянии

150

140

Армирующая сетка

есть

нет

Обеспечение противоскольжения

Керамические элементы и рельефная структура

Рельефная структура

Места производства дорожных работ традиционно относятся к очагам концентрации дорожно-транспортных происшествий. Одним из эффективных способов снижения аварийности является применение временной дорожной разметки повышенной яркости.

В соответствии с требованиями стандартов для временной разметки дорог применяются разметочные материалы оранжевого цвета.

Для нанесения временной горизонтальной дорожной разметки в местах производства дорожных работ применяются полимерные ленты 3М™ Stamark™ серии А654Е оранжевого цвета (рис.4). Срок службы лент рассчитан на строительный период. Ленты армированы специальной полиэфирной сеткой, что позволяет легко удалять их с дорожного полотна по окончании работ, не оставляя видимых следов.

Полимерная лента серии А654Е

Рис. 4. Полимерная лента серии А654Е

Выделяют четыре способа нанесения полимерных лент [7]:

— «Втапливание в свежеуложенный асфальтобетон»;

— Нанесение на существующее дорожное покрытие с применением клея (грунтовки);

— Нанесение на существующее дорожное покрытие с применением горячего битумного клеевого состава;

— Нанесение на существующее дорожное покрытие без применения специальных клеевых составов (на собственный клеевой слой).

«Втапливание» в свежеуложенный асфальтобетон наиболее эффективный способ укладки ленты. Этот способ позволяет нанести дорожную разметку перед последним проходом асфальтового катка и тем самым обеспечить открытие дороги для движения с уже нанесенной разметкой. Данный способ повышает эксплуатационные свойства разметки при механизированной снегоуборке.

С технической точки зрения полимерные ленты 3М™ Stamark™ существенно превосходят традиционные материалы как по фотометрическим характеристикам (коэффициенту световозвращения, коэффициентам яркости и др.), так и по долговечности и износостойкости, благодаря их особой конструкции. Износостойкость полимерных лент 3М™ Stamark™ составляет до 8 млн наездов нешипованных шин, что примерно в 16 раз выше по сравнению с краской и в 4 раза — по сравнению с термопластиком [5].

Приведенная стоимость разметки полимерной лентой сопоставима с приведенной стоимостью разметки краской или термопластиком. Что показано на диаграмме (рис. 5).

Сравнение единовременной и приведенной стоимости материалов для дорожной разметки

Рис. 5. Сравнение единовременной и приведенной стоимости материалов для дорожной разметки

Таким образом, горизонтальная дорожная разметка является важным элементом автомобильной дороги.

Выбор материала для ее нанесения играет важную роль. Хоть полимерные ленты в РФ и не особо популярны из-за своей высокой стоимости, в конечном итоге стоимость материала будет сопоставима с приведенной стоимостью. Они более долговечны, превосходят другие материалы по фотометрическим характеристикам. Технология нанесения не требует специального разметочного оборудования. Поэтому в течение срока службы разметки, отсутствуют затраты на повторное нанесение.

Литература:

  1. World Health Organization. WHO global status report on road safety 2013: supporting a decade of action. Geneva: World Health Organization, 2013. http://www.un.org/en/roadsafety/pdf/roadsafety2013_eng.pdf;
  2. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р. https://rg.ru/2018/01/24/strategiya-site-dok.html;
  3. Tatyana Brusentseva1, Vladislav Shikalov1, and Vasiliy Fomin1 — Cold spray deposition of thermoplastic powder for road marking. EPJ Web of Conferences 221, 01006 (2019);
  4. ГОСТ Р 54306–2011 Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Полимерные ленты. Технические требования
  5. Материалы и изделия для горизонтальной дорожной разметки URL: https://www.3m.com/;
  6. 6 ГОСТ Р 51256–2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования».
  7. ОДМ 218.6.020–2016 Методические рекомендации по устройству дорожной разметки.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, дорожная разметка, лента, горизонтальная дорожная разметка, рельефная структура, временная дорожная разметка, дорожное полотно, оранжевый цвет, существующее дорожное покрытие, Техническое средство организации.


Ключевые слова

функциональность, долговечность, безопасность дорожного движения, горизонтальная дорожная разметка, световозвращающая способность, стеклянные шарики, полимерные ленты

Похожие статьи

Сравнительный анализ способов определение ровности аэродромных покрытий методами короткошагового нивелирования и профилометрическим оборудованием

Неровность аэродромного покрытия в аэропорту является одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются самолеты во время взлета и посадки и руления. Неровности могут быть вызваны многими факторами, таких как деформация асфальтобетонного покрыт...

Анализ видов виброполосы с позиции обеспечения дорожной безопасности

В статье рассмотрена виброполоса как техническое средство для обеспечения дорожной безопасности. Проведен анализ видов полос по месту расположения и типу изготовления. Выявлены преимущества и недостатки их использования.

Анализ методов расчета деформаций нежёстких дорожных одежд

Представлен краткий обзор теоретических и экспериментальных исследований методик расчета деформаций нежёстких дорожных одежд. Анализ источников показал основные критерии расчета: упругий прогиб; сдвигоустойчивость подстилающего грунта и конструктивны...

Механизм крепления композитной арматуры при изготовлении клееных деревянных балок

В данной работе исследуются инновационные методы крепления композитной арматуры при изготовлении клееных деревянных балок. Основное внимание уделено разработке механизмов крепления, которые гарантируют точное размещение арматуры в процессе производст...

Полимер-армированный фибробетон в строительстве

В статье анализируются основные конструктивные и эксплуатационные характеристики полимер-армированного фибробетона. Приводится краткая история применения фибробетона, с указанием на условия и необходимость его использования в отдельных видах строител...

Современные технологии устройства слоев износа и поверхностных обработок на дорожных асфальтобетонных покрытиях

В статье выполнен краткий обзор современных методов, развивающих традиционные расчеты дорожных покрытий. Установлено, что современные устройства слоев износа и поверхностных обработок дорожных покрытий облегчают работу покрытий и всей конструкции в ц...

Робот для анализа дорожного покрытия в строительно-дорожных работах

В настоящее время стоит вопрос об обеспечении качественного и долгослужащего дорожного покрытия, в частности, на автомобильных дорогах. Разработан робот, позволяющий с высокой точностью определить и полностью анализировать качество дорожного покрытия...

Анализ характеристик используемых видов искусственной неровности

В данной статье автор рассказывает и анализирует виды искусственной неровности, их технические характеристики, а также области приминения.

Влияние зеленых кровель на энергоэффективность зданий

В данной статье исследуются конструкции «зеленых» кровель в покрытиях зданий. Рассмотрены преимущества озелененных кровельных покрытий с точки зрения энергоэффективности. Описываются некоторые конструктивные особенности конструкций «зеленых» кровель....

Исследование влияния нетканых материалов на теплозащитные показатели спецодежды

В статье разработаны и исследованы различные сочетания слоев нетканых материалов с учетом массы и толщины, создающие защитный барьер от теплового потока.

Похожие статьи

Сравнительный анализ способов определение ровности аэродромных покрытий методами короткошагового нивелирования и профилометрическим оборудованием

Неровность аэродромного покрытия в аэропорту является одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются самолеты во время взлета и посадки и руления. Неровности могут быть вызваны многими факторами, таких как деформация асфальтобетонного покрыт...

Анализ видов виброполосы с позиции обеспечения дорожной безопасности

В статье рассмотрена виброполоса как техническое средство для обеспечения дорожной безопасности. Проведен анализ видов полос по месту расположения и типу изготовления. Выявлены преимущества и недостатки их использования.

Анализ методов расчета деформаций нежёстких дорожных одежд

Представлен краткий обзор теоретических и экспериментальных исследований методик расчета деформаций нежёстких дорожных одежд. Анализ источников показал основные критерии расчета: упругий прогиб; сдвигоустойчивость подстилающего грунта и конструктивны...

Механизм крепления композитной арматуры при изготовлении клееных деревянных балок

В данной работе исследуются инновационные методы крепления композитной арматуры при изготовлении клееных деревянных балок. Основное внимание уделено разработке механизмов крепления, которые гарантируют точное размещение арматуры в процессе производст...

Полимер-армированный фибробетон в строительстве

В статье анализируются основные конструктивные и эксплуатационные характеристики полимер-армированного фибробетона. Приводится краткая история применения фибробетона, с указанием на условия и необходимость его использования в отдельных видах строител...

Современные технологии устройства слоев износа и поверхностных обработок на дорожных асфальтобетонных покрытиях

В статье выполнен краткий обзор современных методов, развивающих традиционные расчеты дорожных покрытий. Установлено, что современные устройства слоев износа и поверхностных обработок дорожных покрытий облегчают работу покрытий и всей конструкции в ц...

Робот для анализа дорожного покрытия в строительно-дорожных работах

В настоящее время стоит вопрос об обеспечении качественного и долгослужащего дорожного покрытия, в частности, на автомобильных дорогах. Разработан робот, позволяющий с высокой точностью определить и полностью анализировать качество дорожного покрытия...

Анализ характеристик используемых видов искусственной неровности

В данной статье автор рассказывает и анализирует виды искусственной неровности, их технические характеристики, а также области приминения.

Влияние зеленых кровель на энергоэффективность зданий

В данной статье исследуются конструкции «зеленых» кровель в покрытиях зданий. Рассмотрены преимущества озелененных кровельных покрытий с точки зрения энергоэффективности. Описываются некоторые конструктивные особенности конструкций «зеленых» кровель....

Исследование влияния нетканых материалов на теплозащитные показатели спецодежды

В статье разработаны и исследованы различные сочетания слоев нетканых материалов с учетом массы и толщины, создающие защитный барьер от теплового потока.

Задать вопрос