Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Государственный контроль и надзор в России: актуальное состояние и проблемы развития

Научный руководитель
Юриспруденция
Препринт статьи
18.12.2025
18
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается сущность государственного контроля и надзора в Российской Федерации, их правовая база, современные тенденции реформы контрольно-надзорной деятельности, а также основные проблемы, возникающие при реализации полномочий органов контроля. Государственный контроль и надзор выступают важнейшими элементами механизма государственного управления, обеспечивая законность и правопорядок в различных сферах общественной жизни. В условиях социально-экономических преобразований возрастает значение эффективности контрольных процедур, их прозрачности и направленности на предупреждение правонарушений.
Библиографическое описание
Оганнисян, Л. М. Государственный контроль и надзор в России: актуальное состояние и проблемы развития / Л. М. Оганнисян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131647.


The article examines the essence of state control and supervision in the Russian Federation, its legal framework, modern trends in the reform of control and supervisory activities, as well as the key issues arising in the implementation of oversight powers.

Государственный контроль и надзор: общая характеристика

Государственный контроль и надзор — это форма публично-правовой деятельности, направленная на обеспечение соблюдения обязательных требований в различных сферах общественной жизни. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» государственный контроль представляет собой комплекс профилактических, контрольных и надзорных мероприятий, обеспечивающих соблюдение законодательства в определённых сферах.

Данная деятельность осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти и направлена на защиту жизни и здоровья граждан, окружающей среды, государственной и общественной безопасности. Государственный контроль позволяет своевременно выявлять нарушения, предотвращать причинение вреда и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

До вступления в силу закона № 248-ФЗ ключевое значение имел Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, который регулировал порядок защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. После реформы контрольно-надзорной деятельности его положения стали вторичными, но закон продолжает действовать в части общих гарантий субъектов предпринимательства.

Таким образом, современная система контроля и надзора представляет собой результат эволюции правового регулирования, направленного на достижение баланса между публичными интересами и свободой экономической деятельности.

Нормативно-правовое регулирование.

Основу правового регулирования составляет Конституция Российской Федерации, закрепляющая обязанности государства по обеспечению безопасности, защите прав граждан и охране интересов общества.

Конституционные положения служат фундаментом для формирования отраслевого законодательства и определяют пределы вмешательства государства в деятельность граждан и организаций. Принципы законности, равенства и ответственности органов власти имеют ключевое значение при осуществлении контрольных функций.

Система государственного контроля регулируется следующими нормативными актами:

– Федеральный закон № 248-ФЗ — основной закон, определяющий современную модель государственного и муниципального контроля, включая профилактические меры, формы проверок и правила риск-ориентированного подхода.

– Федеральный закон № 294-ФЗ — исторически значимый закон, обеспечивающий защиту прав проверяемых субъектов и применяемый в отдельных случаях, когда отраслевое регулирование не включено в сферу нового закона.

– Кодекс РФ об административных правонарушениях — содержит нормы ответственности за нарушение обязательных требований.

– Отраслевые законы (например, закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о пожарной безопасности), регулирующие конкретные виды надзора.

Совокупность данных нормативных актов образует целостную систему правового регулирования, обеспечивающую реализацию контрольных полномочий государства.

Современные тенденции развития контроля и надзора

1. Цифровизация контрольных процедур.

Создание Единого реестра контрольных мероприятий и переход к электронному документообороту обеспечили прозрачность работы надзорных органов и повысили эффективность контроля.

Использование цифровых технологий позволяет сократить сроки проведения контрольных мероприятий, повысить их объективность, а также обеспечить доступность информации для граждан и предпринимателей.

2. Приоритет профилактики.

Закон № 248-ФЗ вводит обязательные профилактические меры: консультирование, предупреждение, информирование. Это направлено на предотвращение нарушений.

Профилактическая направленность способствует формированию добросовестного поведения контролируемых лиц и снижает количество правонарушений без применения мер принуждения.

3. Снижение административной нагрузки.

Количество плановых проверок существенно сокращено, а значительная часть надзора переведена в дистанционный формат.

Применение риск-ориентированного подхода позволяет сосредоточить контрольные ресурсы на наиболее опасных сферах деятельности.

4. Повышение квалификации инспекторского состава.

Развитие единых стандартов и профессиональная подготовка должностных лиц увеличивают качество контрольных мероприятий и снижают коррупционные риски.

Основные проблемы реализации контрольных полномочий.

Несмотря на позитивные изменения, система КНД сталкивается с рядом трудностей:

– ограниченность кадровых ресурсов и высокая нагрузка на инспекторов;

– неоднородность технического обеспечения органов контроля в регионах;

– сложность и объём обязательных требований;

– сохраняющиеся коррупционные риски;

– недостаточная информированность граждан и предпринимателей о профилактических механизмах.

Указанные проблемы требуют комплексного подхода и дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения.

Заключение

Система государственного контроля и надзора в России активно реформируется, стремясь повысить эффективность государственного управления и снизить административное давление на бизнес. Для дальнейшего развития требуется:

– усиление цифровизации;

– повышение прозрачности контрольных процедур;

– совершенствование нормативной базы;

– развитие кадрового потенциала надзорных органов.

Решение обозначенных проблем позволит укрепить доверие граждан к государственным институтам и создать безопасные условия для ведения предпринимательской деятельности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (действующая редакция).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция).
  5. Козлов Ю. М., Попов Л. Л. Административное право Российской Федерации: учебник для студентов СПО. — М.: Норма, 2022.
  6. Агапов А. Б. Административное право: учебное пособие. — М.: Юрайт, 2023.
  7. Гребенщикова Е. Г. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2022. — № 4.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный