Статья посвящена проблемам развития системы государственного контроля и надзора. В результате проведенного анализа правовой нормы, регулирующей вопросы контроля и надзора в государственном управлении, автор выделяет несколько направлений по усовершенствованию и корректировке контрольно-надзорной деятельности.
Ключевые слова: мониторинг, наблюдение, управление государством, деятельность по контролю и надзору, стратегии улучшения.
The focus of the article is on the challenges surrounding the enhancement of the state control and supervision system. Through an in-depth examination of the legal regulations governing control and supervision in public administration, the author pinpoints various areas for enhancing and refining control and supervision practices.
Keywords: management, oversight, government oversight, monitoring and supervisory tasks, methods of enhancement.
Вопросы государственного контроля и надзора в нашей стране исследуются широко, однако отсутствует общепризнанный научный подход к их определению и отсутствует единая концепция, отражающая реальное положение контроля и надзора в государственном управлении. Это затрудняет обеспечение законности в государственном управлении.
В области государственного управления все органы власти осуществляют контроль, однако способы, объемы и формы контрольной деятельности различаются. Для некоторых органов контроль является основным аспектом их работы, в то время как для других он является лишь вспомогательным элементом осуществления основных функций.
Несовершенное нормативно-правовое поле, недостаточная эффективность контроля, ориентация на осуществление государственного контроля в форме проверок — все это препятствует обеспечению должного уровня контроля и устранению выявленных правонарушений. Кроме того, субъекты государственного контроля должны сконцентрировать свое внимание на предотвращении правонарушений, а также на улучшении координации и обмена информацией.
Необходимо также улучшить порядок координации и организации контрольных органов, что предполагает закрепление в законе полномочий каждого из них по проведению государственного контроля. В законе должен быть четкий перечень органов, имеющих право на проведение контроля, а также определены должности, права и обязанности каждого из них. В противном случае государственный контроль будет проводиться без ясной организационной структуры и законной основы, учитывая наличие множества контрольных органов и их сотрудников. В современных условиях требуется улучшение методологии и переход на общие принципы надзорной деятельности, а также создание соответствующей организационной и информационной поддержки.
В России существует множество органов контроля, но, к сожалению, их работа некоординирована. Фактически, государственный контроль действует не как единая система, а как отдельные структуры, которые выполняют свои функции в соответствии с различными нормативными актами. Такой подход не позволяет использовать все необходимые меры для управления и развития социально-экономических отношений. Несогласованность, дублирование и противоречия являются следствием этой несовершенной системы контроля, которая не соответствует принципам демократии. Необходимо немедленное и качественное реформирование этой системы.
Одной из основных задач реформы контрольно-надзорной деятельности является освобождение предпринимателей от избыточной административной нагрузки. Это означает не только уменьшение внимания со стороны контрольно-надзорных органов к бизнесу, но и уменьшение количества требований, оптимизацию работы контролеров и повышение их ответственности.
Возникновение многочисленных проблем связано с проведением плановых (рейдовых) осмотров и обследований. А. В. Кнутов и А. В. Чаплинский приходят к выводу, что это является необходимым и обоснованным действием [1, с. 67]. Сделанный вывод указывает на возможность нарушения прав контролируемых лиц в результате широких полномочий уполномоченных органов исполнительной власти при регулировании рейдовых осмотров и назначении должностных лиц для их проведения.
С. А. Агамагомедова придерживается мнения, что при работе над законодательной базой для государственного контроля и надзора необходимо учитывать определенный уровень гибкости, который обеспечит применимость законов в различных ситуациях и их долговечность, то есть способность к регулированию разнообразных общественных отношений в сфере государственного управления [2, с. 21].
С одной стороны, правильно отмечено, что невозможно полностью охватить все ситуации, касающиеся государственного и муниципального контроля, нормативными актами. Однако на практике часто возникают ситуации, когда действия контролера не соответствуют теоретическим представлениям. Предоставляя контролеру определенную свободу действий, рискуем тем, что он может злоупотреблять своими полномочиями, навязывая бизнесу необоснованные требования и манипулируя результатами проверок. Грани между законными и незаконными действиями в этой сфере очень тонкие.
Некоторые ученые считают, что недостаточная эффективность управления и риск нежелательного расширения полномочий контролирующих органов, а также увеличение бюрократической нагрузки на участников экономики происходят из-за нечёткого разграничения функций государственного контроля и надзора. Они предлагают в первую очередь решить теоретические аспекты данной проблемы [3, с. 41].
С ноября 2020 года вступил в действие Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», а с июля 2021 года Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В рамках проекта «регуляторная гильотина» отменено более 12 тысяч нормативно-правовых актов, содержащих требования для бизнеса, часть которых действовала еще со времен СССР, актуализированы существующие требования.
Необходимо продолжить работу над улучшением законодательства в соответствии с современными требованиями. Важно создать эффективный механизм контроля, который обеспечит защиту прав предпринимательства. Вместе с тем далеко не всегда желаемое будет соответствовать действительному. Введение новых правил для бизнеса будет означать переход к риск-ориентированному подходу, где государство акцентирует внимание на профилактику и проведение выборочных проверок.
Закон № 248-ФЗ сохранил понятие плановой проверки, без них полноценный контроль в настоящее время существовать не может. С учетом законодательных изменений, регулярно вводимых и продляемых мораториев на проведение проверок для малого бизнеса, ежегодный план содержит как правило проверочные мероприятия в отношении крупных производителей, государственных и муниципальных учреждений и организаций. Это подчеркивает важность серьезного подхода к формированию плана.
Плановые контрольные мероприятия проводятся на на основании плана, который разрабатывается компетентным органом и согласовывается с прокуратурой. Процедура формирования данного плана определяется Правительством Российской Федерации, утвердившим соответствующие правила [4].
Однако некоторые положения Правил требуют замены или уточнения. Например, в пункте 7 Правил утверждается, что в план необходимо включать мероприятия, для которых истекает установленный законом период времени с момента проведения последнего контрольного мероприятия. То есть, согласно данной логике законодателя, если последняя запланированная проверка состоялась 20.12.2024 года, и она проводится ежегодно, то следующая проверка может быть проведена уже 20.01.2025 года. По закону, реализация плана должна быть завершена в установленный срок каждого года. Буквальное толкование Правил позволяет это сделать, но это будет не верно по своей сути.
Поэтому предлагается уточнить пункт 7 Правил, добавив следующую формулировку: «... При этом необходимо учитывать, что дата начала проверки не может быть назначена ранее истечения указанного периода времени»....
Необходимо дополнить подпункты «е, ж» пункта 8 Правил, уточнив, что адрес регистрации индивидуального предпринимателя должен указываться только при его согласии, если он совпадает с местом его деятельности.
Таким образом, анализ государственного контроля и надзора в государственном управлении показал, что для совершенствования государственного контроля и надзора в государственном управлении с целью обеспечения законности важно решить вопросы реформирования организационного построения системы действенного контроля и надзора в системе государственного управления, создания правового механизма, который бы обеспечивал их эффективное осуществление на четкой нормативно-правовой базе. Необходимость такого реформирования обусловлена правовой и организационной неопределенностью многих аспектов организации контроля в государственном управлении, в частности устаревшими организационными механизмами его осуществления, которые не отвечают современным реалиям.
Литература:
- Кнутов А. В., Чаплинский А. В. Осуществление контроля (надзора) государственными и муниципальными учреждениями: проблемы и пути их решения // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2022. — № 11.
- Агамагомедова С. А. Административное усмотрение при реализации контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти. М.: Юрист, 2020.
- Алексеев В. В., Вдовенко З. В. Государственный контроль и надзор в современной России // Юридическая наука. — 2020. — № 4.
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (ред. от 23.05.2024) «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года» (вместе с «Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2021. № 3. Ст. 565.