В данной статье рассмотрены наиболее значимые особенности института государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности. Раскрыто понятие «предпринимательская деятельность». Рассмотрены принципы и формы осуществления, нормативно-правовое регулирование процессов государственного контроля (надзора) на территории Российской Федерации. Итогом работы является формирование объективного понимания сущности государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности.
Ключевые слова : государственный контроль, государственный надзор, предпринимательская деятельность
In this article the most essential features Institute of the state control (supervision) over implementation of business activity are considered. The concept of «entrepreneurial activity» is disclosed. Principles considered and Forms of Implementation, regulatory and legal regulation of these processes on the territory of the Russian Federation. The result of the work is the formation of an objective understanding of the essence of state control (supervision) over the implementation of business activities.
Keywords: state control , state supervision , business activity.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [2]. Предпринимательская деятельность (business activity) является важным компонентом экономической системы Российской Федерации, и представляет собой разновидность хозяйственной деятельности, в свою очередь хозяйственная деятельность является составной частью более широкого понятия — экономическая деятельность. Так, предпринимательская деятельность неразрывно связана с рыночной экономикой и является многогранной, как и сама экономика [11]. В законодательстве Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [3].
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо, именуемое индивидуальным предпринимателем [3]. Урегулирование отношений, возникающих в процессе ведения предпринимательской деятельности осуществляется при помощи закона. Полное развитие предпринимательской деятельности, возможны лишь при эффективной системе контроля за деятельностью предпринимателей со стороны государственных органов. Так № 209-ФЗ [6] регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работающими над развитием среднего и малого бизнеса. Предпринимательская деятельность подлежит обязательной регистрации и государственному надзору (контролю).
В настоящее время в России институт государственного контроля и надзора над предпринимательской деятельностью являются сложной и постоянно меняющейся системой правовых норм, регламентов, порядка и правил.
Институт государственного контроля (надзора) (institute of state control (supervision) определяется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 248-ФЗ как деятельность контрольных (надзорных) органов, ориентированная на предупреждение, выявление, а также пресечение нарушений обязательный требования, реализовываемая в границах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки исполнения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений [4].
Разновидностью контроля является надзор (supervision) за соблюдением конституционных прав и исполнением нормативно-правовых актов, функционирующих на территории России, в том числе хозяйственной деятельности, и административный надзор. Порядок осуществления контроля государственного контроля, включая проведение проверок, закреплены в № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [7].
Федеральным законом № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» регулируются вопросы:
— порядок проведения и организации проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц органами, специально уполномоченными на реализацию государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
— права и обязанности органов, специально уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
— взаимодействие органов, специально уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации проверок;
— определяет права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Также, проблемы государственного контроля и надзора регулируются отдельными нормативно-правовыми актами, среди которых N 294-ФЗ Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором прописаны правила и порядок осуществления контроля (надзора), а также иные функции по заданной теме.
Контроль производится посредствам организации и проведения проверок субъекта предпринимательской деятельности, принятия предусмотренных законодательством России мер по пресечению и (или) устранению результатов выявленных нарушений. Задачей указанных специально уполномоченных органов государственной власти является регулярное наблюдение за исполнением индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных установленных законодательством требований, анализ и прогнозирование исполнения таких требований. Государственный контроль (надзор) может проводиться на различных уровнях, в зависимости от чего он классифицируется как федеральный, региональный, муниципальный и так далее. Данная классификация определяет круг лиц, обязанных проводить контрольную (надзорную) деятельность [8].
Иными классификациями государственного контроля (надзора) могут выступать:
1. В зависимости от вида предпринимательской деятельности:
банковский; финансовый; в сфере рекламы и другое.
2. В зависимости от времени проведения: предварительный; текущий; последующий.
3. В зависимости от вида проверяемого требования:
валютный; лицензионный; налоговый и другое [9].
Принципы государственного контроля (надзора) формируют фундамент правового регулирования и практики, обеспечивая постоянство и последовательность развития регулируемых правоотношений.
Главой 2 Федерального закона № 248-ФЗ определены принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля [4]:
1. Принцип законности и обоснованности (principle of legality and validity) — действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законны и обоснованы.
2. Принцип стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований (the principle of promoting good faith compliance with mandatory requirements) — контроль (надзор) должен обеспечивать стимулы к добросовестному следованию обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от их нарушений.
3. Принцип соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц (the proportionality of interference in the activities of controlled persons) — выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению или устранению нарушений обязательных требований должны быть соразмерны характеру нарушений, вреда (ущерба), который нанесен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. При осуществлении контроля (надзора) должны быть задействованы исключительно действия и мероприятия, необходимые для обеспечения соблюдения обязательных требований.
4. Принцип охраны прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц (the principle of protection of rights and legitimate interests, respect for the dignity of the person, business reputation of controlled persons) — органы осуществляющие организацию и контроль (надзор) обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы контролируемых и иных лиц.
5. Принцип недопустимости злоупотребления правом (principle of non-abuse of law) — категорически запрещается злоупотребление правом как со стороны контролирующих (надзорных) органов, так и со стороны контролируемых лиц, граждан и организаций.
6. Принцип соблюдения охраняемой законом тайны (principle of respect for legally protected secrecy) — информация, составляющая коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну и получения должностными лицами контрольного (надзорного органа) при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля, не подлежат разглашению, установленных федеральными законами.
7. Принцип открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (principle of openness and accessibility of information on the organization and implementation of state control (supervision), municipal control — деятельность по контролю и надзору является открытой, с учетом исключения некоторых случаев.
8. Принцип оперативности (principle of speed) — проведение мероприятий по надзору и контролю оперативно.
Исходя из вышеизложенного формируется следующий вывод.
Предпринимательская деятельность представляет собой определенный способ хозяйствования, ставящий перед собой целью извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг или выполнение работ, является основополагающим институтом осуществления общественных отношений, которое служит основой экономического функционирования [10].
Государство закрепляет за собой право регулирования предпринимательской деятельности, закрепляя в законодательных актах право государственной власти и местного самоуправления на осуществление контроля и надзора за ее ведением. Контроль является одним из средств государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Государственный контроль (надзор) в области предпринимательской деятельности — это система проверки и наблюдения за следованием коммерческими и некоммерческими организациями, и также индивидуальными предпринимателями (ИП) требований нормативно-правовых актов при реализации предпринимательской деятельности.
Объективная необходимость проведения государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью обуславливается потребностью обеспечения защиты физических и юридических лиц, обеспечения надлежащего уровня реализации всех процессов, проходящих в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и также необходимостью обеспечения рационального функционирования развития рыночной экономики.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/10135532/
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, c изм. от 08.07.2021)
- Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ
- Больчак Ю. А. Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности. — Текст: непосредственный // молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — C. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://moluch.ru/360/80531 (дата обращения: 21.09.2021).
- Воропаева М. А., Лиликова О. С. Государственный контроль (надзор) за осуществлением предпринимательской деятельности. — Текст: непосредственный //Рецензируемый научный журнал «Тенденции развития науки и образования». Октябрь 2019 г. № 55, Часть 5 Изд. НИЦ «ЛЖурнал», 2019. — 96 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа — http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2019/11/lj10.2019_p5.pdf (дата обращения: 22.09.2021).
- Морозов Г. Б. Предпринимательская деятельность: учебник и практикум для среднего профессионального образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 457 с. — (Профессиональное образование).
- Морозова С. Ю. Предпринимательское право. Учебник для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 569 с. — (Профессиональное образование). Образовательная платформа Юрайт [сайт]. [Электронный ресурс] — Режим доступа –:https://urait.ru/bcode/481857 (дата обращения: 23.09.2021).