В статье дается определение государственного контроля осуществления предпринимательской деятельности, исследуется его роль в обществе, рассматривается соотношение государственного контроля и надзора в современной правовой науке, анализируется правовое регулирование этого института и дается классификация государственного контроля
Ключевые слова: государство, контроль, надзор, предпринимательская деятельность, правовое регулирование.
The article defines the state control over entrepreneurial activity, examines its role in society, considers the relationship between state control and supervision in modern legal science, analyzes the legal regulation of this institution and classifies state control.
В процессе функционирования современных субъектов предпринимательской деятельности существенную роль играет государственный контроль, направленный на регулирование различных ее аспектов с учетом необходимости защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Поэтому представляется достаточно актуальным исследование сущности и видов государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности, что и стало целью данной статьи.
Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности отражает функцию административного контроля, которая характеризуется выполнением в отношении законной деятельности различных субъектов проверки процессов реализации ими обусловленной законодательством деятельности, а также направлен на регулирование экономической, финансовой, административной и управленческой работы субъектов предпринимательской деятельности, что содействует комплексному и устойчивому развитию государства, удовлетворению основных потребностей его жителей, рациональному использованию природных ресурсов, соблюдению социально-экологических требований и параметров качества,
Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности направлен на предотвращение и коррекцию поведения ее субъектов, искажающего условия предоставления товаров и услуг, содействуя единообразной, эффективной, доступной, регулярной, качественной, безопасной и ответственной предпринимательской деятельности [4, c.36].
В современном российском законодательстве понятие государственного контроля отождествляется с надзором. При этом в правовой науке существуют дискуссии по этому вопросу, в которых прослеживаются три различных подхода к соотношению государственного контроля и надзора:
– во-первых, подход, аналогичный законодательному;
– во-вторых, рассмотрение надзора как составляющей государственного контроля;
– в-третьих, идентификация надзора и контроля как отдельных видов деятельности государственных органов, имеющих определенные признаки и особенности.
Третий подход больше отражает правовую природу надзора и контроля и представляется достаточно перспективным в плане совершенствования законодательства с целью оптимизации правового регулирования в данной сфере.
Правовое регулирование государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности реализуется на двух уровнях:
– общем (федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ № 294));
– специальном, включающем ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих некоторые виды государственного контроля либо различные особенности отдельных его видов.
Законодательная дефиниция государственного контроля дается в ст. 2 ФЗ № 294: «деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства РФ посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями» [2].
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим государственный контроль за предпринимательской деятельностью, является ФЗ № 294.
Однако, этим федеральным законом, как было сказано выше, определяется лишь общий режим осуществления государственного контроля, а его регламентация по отдельным видам (двадцати трем) осуществляется согласно ч.3.1 ст.1 ФЗ № 294 другим законодательством, например, по налоговому, таможенному, валютному, банковскому, страховому, портовому контролю и т. д.
Помимо этого, некоторые особенности государственного контроля (надзора) согласно ч.4 ст.1 ФЗ № 294 по 44 видам такого контроля определяются соответствующим отраслевым законодательством, например, антимонопольным, лицензирующим, миграционным, экологическим, рекламным, регулирующим пожарный, земельный, строительный надзор и т. д.
В соответствии с законодательством государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным критериям следующим образом:
– по уровню государственного органа — федеральный либо региональный (при этом муниципальный вид контроля не относится к государственному);
– по виду предпринимательской деятельности — виды контроля, предусмотренные ч.4 ст.1 ФЗ № 294;
– по типу проверяемых обязательных требований — виды контроля, предусмотренные ч.3.1 ст.1 ФЗ № 294;
– по периоду проведения контроля — текущий, последующий и предварительный;
– по критерию наличия государственной собственности — контроль государственных предприятий (или предприятий со смешанной собственностью) и контроль остальных хозяйствующих субъектов. В первом случае отношения в этой сфере осложняются выполнением государственным органом роли и собственника предприятия и его проверяющего [3, c.175].
На практике наблюдается комбинация различных видов государственного контроля.
Таким образом, государственный контроль представляет собой тождественную надзору деятельность государственных органов федерального и регионального уровня по профилактике и пресечению нарушений индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами требования закона с помощью проверок и других мероприятий. Правовое регулирование государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности реализуется на двух уровнях: общем (ФЗ № 294); специальном, включающем ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих некоторые виды государственного контроля либо различные особенности отдельных его видов. В соответствии с законодательством государственный контроль осуществления предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным критериям следующим образом: по уровню государственного органа; по виду предпринимательской деятельности; по типу проверяемых обязательных требований; по периоду проведения контроля; по критерию наличия государственной собственности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант-плюс».
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС «Консультант-плюс».
- Ершова, И. В. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности: законодательные и доктринальные подходы [Текст]/ И. В. Ершова// Проблемы экономики и юридической практики.- 2018.- № 3.- С.171–177.
- Хомякова, А. Н. Государственное регулирование предпринимательства [Текст]/ А. Н. Хомяков.- М.: Норма, 2017.- 216 с.