Предпринимательская сфера является одним из динамично развивающихся секторов российской экономики, а изменения общественных отношений требует еще раз взглянуть на проблему государственного регулирования предпринимательской деятельности на современном этапе развития.
В условиях демократического правового российского государства с рыночной экономикой предпринимательская деятельность выступает объектом правового регулирования. Ст. 34 Конституции Российской Федерации задает важный вектор развития предпринимательства — это свобода предпринимательской и иной экономической деятельности. Данная норма гарантирует каждому самостоятельно принимать решения о ведении предпринимательской деятельности, об использовании своих способностей и имущества в целях получения прибыли. Вместе с тем, данную свободу нельзя считать абсолютной или безграничной. Так или иначе, именно государству отводится ключевая роль в определении сочетания частных и публичных начал при регулировании предпринимательской деятельности.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что основу регулирования предпринимательских правоотношений в Российской Федерации составляет именно принцип баланса интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества [2, с. 30]. Предпринимательская деятельность осуществляется в государстве, которым и задаются основы ее функционирования, предпринимательство существует неразрывно от государства и общества, и как следствие, содержание регулирования предпринимательской деятельности не может подчиняться только интересам предпринимателей, что является очевидным. Вместе с тем, гарантии свободы предпринимательской деятельности и экономического развития требуют акцентировать внимание на вопросах государственного регулирования предпринимательской деятельности, насколько гармонично сочетаются частные и публичные интересы в рассматриваемой сфере.
При регулировании предпринимательской деятельности государством используются правовые, административные, экономические методы.
Правовые нормы, регулирующие общественные отношения, исходят от государства, государство выступает главным субъектом, обеспечивающим функционирование системы права путем установления, изменения или прекращения правовых норм. Использование государством правовых методов регулирования позволяет государству стимулировать предпринимательство, обеспечивая «высокие темпы экономического роста и повышение уровня социально-экономического развития страны. Регулирование подразумевает влияние государства на действия экономических субъектов и состояние рынка, направленное на создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночных механизмов, а также на решение экологических и социальных вопросов» [3, c.249].
Не заостряя внимание на регулятивной функции государства в предпринимательских отношениях, считаем необходимым подчеркнуть особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые могут проявляться как в демократизации отдельных элементов регулирования, так и ужесточении административного воздействия.
Так, например, на современном этапе инструментом стимулирования предпринимательской деятельности и снятия с отдельных субъектов излишнего административного давления следует назвать Федеральный закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [4], который, во-первых, направлен на обеспечение унификации практики проведения публичного контроля в Российской Федерации, во-вторых, предписывает избирать риск-ориентированный подход, в соответствии с которым предметом контроля (надзора) должна выступать деятельность не каждого субъекта предпринимательства, а по категориям риска, к которым относится объект.
Важно отметить и налоговое регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется в двух направлениях: первое — определение налогообложения предпринимателей и организаций и второе направление — контроль за правильностью исчисления и уплатой налогов.
В. В. Веревкиным и Л. Н. Дегтяревой обращается внимание на то, что на сегодняшний день является важным использование цифровых технологий, и цифровизацию сферы предпринимательства следует рассматривать в качестве одного из перспективных направлений развития государством. В частности, государство постепенно внедряет использование достижений цифровой революции в предпринимательской сфере, начиная с момента регистрации лиц в качестве субъектов предпринимательской деятельности и до момента прекращения такой деятельности [5, с. 191]. Свидетельством тому является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [6], который позволяет при регистрации субъекта предпринимательской деятельности направлять сведения для регистрации в форме электронного документа. В данном случае имеет место разрешительный метод регулирования, когда государство дозволяет субъектам использовать наиболее удобный и оптимальный для них порядок регистрации в качестве экономического субъекта.
Если государству необходимо усилить внимание за ведением предпринимательской деятельности в целях охраны наиболее значимых публичных интересов, оно прибегает к использованию административных методов регулирования, устанавливая ограничения или запреты. В контексте характеристики данного метода уместно привести Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [7], выступающий важной правовой основной лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Лицензирование подразумевает под собой определение соответствия той или иной предпринимательской деятельности особым требованиям, предусмотренным законом. В противном случае лицо не может быть допущено к осуществлению соответствующего вида лицензируемой деятельности. Лицензирование в сфере предпринимательства служит своеобразным фильтром в тех случаях, когда осуществление определенной деятельности может быть сопряжено с причинением ущерба особо охраняемым интересам, что и является в данном случае проявлением превальвирования публичных интересов над частными.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности — это важный механизм, обеспечивающий сочетание частных и публичных интересов, их баланс. Гарантируя экономическую свободу, с одной стороны, предоставляя возможности для свободного развития предпринимательству, государство, с другой стороны, применяет меры, направленные на защиту интересов общества и самого государства. Посредством использования методов регулирования предпринимательской деятельности государство способно оперативно реагировать в конкретно меняющихся условиях, послабляя режимы в отношении субъектов предпринимательской деятельности и ужесточая их в целях защиты публично-значимых интересов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 04.10.2022 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
- Морозова, С. Ю. Предпринимательское право: учебник для вузов / С. Ю. Морозова. — 3-е изд. — Москва: Юрайт, 2025. — 592 c.
- Кучеренко О. И., Бережной Д. Ю. Функции и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности // В сборнике: Трансформация учетно-контрольной и аналитической системы в условиях цифровизации экономики. Материалы национальной научно-практической конференции. Воронеж, 2025. С. 248–252.
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред. 24.06.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
- Веревкин В. В., Дегтярева Л. Н. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России: поиск баланса между контролем и свободой экономической инициативы // В сборнике: V научно-педагогические чтения молодых ученых имени профессора С. В. Познышева. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции курсантов и студентов. Воронеж, 2025. С. 189–192.
- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 31.07.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716

