Организация обучения и воспитания учащихся в рамках этнокультурного образования включает в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем представления о связях языка с национальными традициями. Изучение родного языка на этнокультурном материале служит одной из важнейших целей образования — формированию личности, активизации познавательной деятельности, направленной как на усвоение теории языка, так и на речевое, умственное, этическое и эстетическое развитие.
В рамках формирования национального самосознания учащихся наиболее значимыми задачами являются следующие:
– обеспечение преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие культуры края;
– воспитание патриотов, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
– формирование у учащихся целостного мировоззрения и образовательной культуры.
В качестве примера приведём фрагмент урока в 4 классе на тему «Повторение второстепенных членов предложения». (В качестве краеведческого материала могут быть использованы тексты на тему «Белгородская ярмарка».)
В начале урока проводим актуализацию знаний учащихся и даем толкование слова ярмарка, используя этимологический и толковый словари.
Далее следует работа с текстом стихотворения, записанного на доске.
Ярмарка, ярмарка,
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево –
Лавки с товаром.
Глянешь направо –
Веселье даром.
Вопросы к учащимся:
— Какой представил ярмарку нам автор?
—Найдите в этом стихотворении определения.
—Что такое определение?
— Какие второстепенные члены предложения мы не назвали?
Исходя из выполненных заданий, учащиеся формулируют программную тему и определяют этнокультурное содержание текста.
Далее следует организованная в группах работа над текстами этнокультурной тематики, предполагающая ответы на вопросы по содержанию текста и выполнение заданий по теме урока.
Работа 1 группы. (У учеников тексты , чтение текста учеником. Текст также представлен на слайде.)
Недалеко от Белгорода расположен посёлок Борисовка. Борисовские гончары изготавливают различные виды керамических изделий: посуду, горшки, миски, кувшины, игрушки, сувениры. Особенностью глиняной посуды является её способность сохранять долго вкусовые качества пищи, в ней не скисает молоко, не черствеет мучная выпечка. Развитию гончарного промысла способствуют большие запасы красной глины. Борисовская продукция с успехом продаётся на ярмарках.
— Дайте толкование лексического значения слова гончар .
—Что вы узнали из прочитанного?
—Разберите последнее предложение по членам предложения.
—Какую роль выполняют в предложении определения?
Работа 2 группы. Учащиеся 2 группы знакомятся с текстом о промыслах Белгородской области.
В Шебекино обрабатывали овчины, из которых шили шубы и полушубки. Обработкой кожи и изготовлением сапог прославились умельцы из Томаровки. Из Старого Оскола деревянные ложки, кадки, лоханки, глиняные игрушки разлетелись по всему свету. Плетением из лозы, лыка, соломы славятся многие из населённых пунктов Белгородской области. В Майском занимались вышивкой, ткачеством, кружевоплетением.
— Перечислите населённые пункты, в которых живут умельцы Белгородского края.
— На какие вопросы отвечают эти слова, и каким членом предложения являются?
— Какие товары поступали из других районов на Белгородские ярмарки?
— В первом предложении найдите дополнение.
— Дайте определение дополнению.
— Найдите второстепенные члены в последнем предложении.
Работа 3 группы . Учащиеся 3 группы собирали материал о матрешке.
— Мастера Белогорья с успехом освоили промысел изготовления и росписи традиционной русской игрушки — матрёшки. Просим ребят представить домашнее задание.
Представьте ваш товар.
Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Милая матрёшка, как живая,
Покоряет весь наш белый свет.
Белгородская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
— Что узнали из текста?
— Объясните смысл последнего предложения.
— Разберите второе предложение по членам предложения.
— По значению обстоятельства делятся на основные виды. Назовите их.
Подведение итогов урока показывает, что изучение родного языка на этнокультурном материале служит одной из важнейших целей образования — формированию языковой личности, активизации познавательной деятельности, направленной как на усвоение теории языка, так и на развитие речи учащихся.
Итак, применение в учебном процессе местного материала способствует формированию познавательной активности, повышает культуру речи, вырабатывает эмоционально-ценностное отношение к языку, истории и традициям, активизирует мыслительную деятельность, обогащает нравственно, формирует потребность в самосовершенствовании и саморазвитии.
Литература:
1. Греханкина, Л. Ф. От регионального компонента к регионализации образования / Л. Ф. Греханкина. — М., 2011. — 186 с.
2. Дейкина, А. Д. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку / А. Д. Дейкина. — М., 2005.
3. Кадоло, Т. А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка / Т. А. Кадоло //Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — № 2. — С. 32–40

