Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Значение уроков лингвистического краеведения в современной школе

Теория образования и обучения, дидактика
01.01.2020
434
Поделиться
Библиографическое описание
Алиев, А. М. Значение уроков лингвистического краеведения в современной школе / А. М. Алиев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 1 (17). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/149/4774/.


В современной жизни мы часто сталкиваемся с речевой безграмотностью. В условиях современной школы важно популяризировать русский язык путем приобщения к региональному компоненту. Лингвистическое краеведение изучает языковую ситуацию в регионе и все ее аспекты. Лингвистическое краеведение помогает сформировать определенные компетенции у обучающихся и расширить их знания и кругозор.

Ключевые слова: русский язык, литература, региональная история, дисциплины, образование, нравственность, воспитание, учащиеся, урок, знания.

Образование — одна из сложнейших сфер человеческой деятельности. Одним из основных требований к образованию является постоянное совершенствование и прогресс. Особое место в структуре современного образования, причём как отечественного, так и западного, занимает школа. Именно в процессе школьного обучения происходит активный процесс роста личности и её социализации [4].

Лингвистическое краеведение объединяет в себя различных аспектов изучения языка определенной территории. Данная наука соединяет изыскание прошлого и настоящего о языке региона. Лингвистическое краеведение важная дисциплина в школьной образовательной программе в контексте изучения русского языка и литературы.

Доктор филологических наук Н. Г. Благова предлагает следующее определения лингвистического краеведения — это ознакомление учащихся с традициями, историей и культурой какой-то отдельной части страны в процессе изучения родного языка, точнее, через факты языка с целью повышения коммуникативных умений [1, с. 17].

По мнению К. Д. Ушинского первоначальная цель лингвокраеведения — изучение истории и культуры края через факты языка, ибо «в языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни» [3, с. 374.].

Написание и произношения слов, их значение всё это имеет важно значение. Учащийся должен вынести определенный багаж знаний из школы. В связи с этим задача совершенствования подходов и методик преподавания русского языка в школе является крайне важной и актуальной. В конечном итоге, нужно сформировать у учеников ключевые компетенции в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей.

Часто мы сталкиваемся с неправильными речевыми оборотами, искажениями русского языка. Русский язык богат и многообразен в зависимости от региона. В каждой местности есть определенные правила и традиции произношения и названия слов. Например, парадная в Санкт-Петербурге и подъезд в Москве. Деревня в центральных регионах России и станица на юге страны. Кущари в волжских областях и кусты в Сибири. Язык — это богатство народа. С помощью языковых особенностей можно изучить культуру и историю региона.

Лингвистическое краеведение в школе охватывает большой спектр вопросов. В частности, это географические особенности, история, литература, филология, фольклор. Данный предмет предполагает интеграцию различных школьных дисциплин: русский язык, литература, история, география, музыка.

Формы по лингвистическому краеведению состоит из следующих компонентов:

− Словарная работа учащихся. Перевести на занятиях диалектные слова на современный русский язык, узнать слово по его описанию, подобрать синонимы и антонимы к данному слову, составить «тематические словари», написание рассказа и сочинений;

− Работа с «малыми текстами»;

− Лингвистический анализ различных тестовых групп;

− Написание собственных текстов, используя различную краеведческую тематику;

− Этимология слова.

Важно особо отметить формирование регионального компонента в лингвистическом образовании предполагает обязательное обращение к местным языковым особенностям и к краеведению. Описание и анализ региональных языковых особенностей позволяет выявить черты регионального языкового менталитета.

Лингвистическое краеведение направлено на закрепление и расширения знаний по русскому языку. Часто учащиеся испытывают трудности при написании итоговых сочинений, изложений и диктантов. Занятия по лингвистическому краеведению повышают грамотность учащихся. Обучающиеся разбирают слова и их значения [2].

Важнейшим фактором развития способностей учащихся является формирование устойчивых специальных интересов. Это интересы к определенной сфере человеческой деятельности, которые затем перерастают в устремления профессионально заниматься этим видом деятельности. Аналогично возникновение интереса, мотивации к той или иной учебной деятельности тесно связано с пробуждением определенных способностей к ней и инициирует их развитие.

Главным условием эффективности гражданского воспитания школьников на уроках лингвистического краеведения является системность. Система включает в себя: цель, задачи, содержание, методы, формы и критерии диагностики уровней развития гражданственности и патриотизма. Конечная же цель воспитать гражданина и патриота, путем изучения материалов своего региона, чтобы в дальнейшем школьник ощущал себя гражданином и патриотом и страны и своей мало Родины.

Лингвистическое обучение в школе каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность школьника на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе. Лингвистическое краеведение является средством формирования регионального компонента учебного предмета «Русский язык». Данные так же следует применять дисциплину на уроках русского языка с целью регионализации содержания этих уроков.

Данная дисциплина в конечном итоге, нужно сформировать у учеников ключевые компетенции в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей, что важно в условиях Северного Кавказа.

Итак, резюмируя всё вышесказанное, важно особо подчеркнуть, что лингвистическое краеведение в школе помогает расширить кругозор учащихся. Как показать богатство родного языка, так и выделить лингвистическую самобытность своего региона. Лингвистическое краеведение помогает стимулированию дополнительного изучения истории, русского языка литературы и географии своего региона и страны в целом. Предмет важен в развитии орфографии и пунктуации.

Литература:

1. Благова Н. Г., Коренева Л. А., Родченко О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) // РЯШ. — 1993. — № 4 — С. 16–19.

2. Использование регионального компонента и лингвистического краеведения на уроках русского языка // Открытый урок. Первое сентября. — [Электронный ресурс]: [Режим доступа]:http://festival.1september.ru/articles/616396/ (20.11.2019)

3. Ушинский К. Д. Родное слово. — Новосибирск: Детская литература, 1994.

4. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
русский язык
литература
региональная история
дисциплины
образование
нравственность
воспитание
учащиеся
урок
знания

Молодой учёный