Особенности системы государственного управления Республики Македония | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 498 раз

Библиографическое описание:

Миннибаев, Б. И. Особенности системы государственного управления Республики Македония / Б. И. Миннибаев, И. Ф. Гусманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1.1 (60.1). — С. 8-9. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8792/ (дата обращения: 28.04.2024).

Ключевые слова: Республика Македония, парламентско-президентская республика, Правительство, унитарное государство, Президент, Премьер-министр, Конституция.

Государство на юго-востоке Европы, в южной части Балканского полуострова.

Македония — унитарное государство. Основная административно-территориальная единица — община [2, с. 400].

Действующая Конституция принята парламентом 17 ноября 1991 г. По форме правления Македония — парламентско-президентская республика. Политический режим — демократия. В ноябре 1990 г. в ней впервые состоялись выборы на многопартийной основе [2, с. 400].

Высший законодательный орган — однопалатное Собрание Республики Македония (120 депутатов), избираемое прямыми выборами на 4 года [2, с. 400].

Законы принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Собрания, а в случаях, прямо предусмотренных Конституцией, — большинством в 2/3. Обычные законы могут быть возвращены Президентом на повторное рассмотрение, в этом случае для их принятия необходимо большинство всех членов Собрания [2, с. 400].

В соответствии с Конституцией ст. 68, к полномочиям Собрание Республики Македония относятся:

-          принимает Конституцию и вносит в нее поправки;

-          принимает законы и дает подлинное толкование законов;

-          устанавливает общественные налоги;

-          принимает бюджет Республики Македония и участвует в его окончательном формировании;

-          принимает территориальный план развития Республики Македония;

-          ратифицирует международные договоры;

-          принимает решения об объявлении войны и заключении мира;

-          принимает решение об изменении границы Республики Македония;

-          принимает решение о вступлении и выходе из союза или об объединении с другими государствами;

-          объявляет о проведении референдума;

-          распоряжается резервами Республики Македония;

-          основывает советы;

-          выбирает Правительство Республики Македония;

-          выбирает судей в Конституционный суд Республики Македония;

-          назначает и освобождает от должности судей;

-          проводит выборы, назначает и освобождает от должности других исполнителей публичных и других функций, предусмотренных Конституцией и законом;

-          осуществляет политический контроль и надзор за Правительством и другими исполнителями публичных функций, ответственными перед Собранием;

-          объявляет амнистию;

-          осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией;

-          собрание для осуществления своих полномочий принимает постановления, декларации, резолюции, дает рекомендации и заключения [1].

Глава государства — Президент Республики, избираемый тайным голосованием на всеобщих и прямых выборах сроком на 5 лет, но не более двух раз. Президент представляет Республику за рубежом и является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны [2, с. 400].

Согласно Конституции (ст.84) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          назначает мандатария для определения состава Правительства Республики Македония;

-          назначает и отзывает указом послов и посланников Республики Македония за границей;

-          принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей;

-          предлагает кандидатуры двух судей Конституционного суда Республики Македония;

-          предлагает кандидатуры двух членов Республиканского судебного совета;

-          назначает трех членов Совета безопасности Республики Македония;

-          предлагает кандидатуры членов Совета по межнациональным отношениям;

-          назначает и увольняет других носителей государственных и публичных функций в соответствии с Конституцией и законом;

-          представляет награды и отличия в соответствии с законом;

-          осуществляет помилование в соответствии с законом и осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией [1].

Исполнительная власть принадлежит Правительству, которое состоит из Премьер-министра и министров. Посты в Правительстве не совместимы с депутатским мандатом. Президент Республики обязан в течение 10 дней после учредительного заседания вновь избранного Собрания предоставить мандат на формирование Правительства кандидату от партии или партий, которые имеют большинство в Собрании. В течение следующих 20 дней «мандатор» представляет Собранию программу и предлагает состав Правительства. Правительство избирается Собранием по предложению мандатора и на основе изложенной программы деятельности большинством голосов от общего числа депутатов [2, с. 400].

Правительство в соответствии с Конституцией ст. 91 реализует следующие полномочия:

-          утверждает порядок исполнения законов и других распоряжений Собрания и отвечает за их выполнение;

-          предлагает законы, республиканский бюджет и другие общие акты, принимаемые Собранием;

-          предлагает территориальный план развития Республики Македония;

-          предлагает решения по использованию резервов Республики Македония и контролирует их исполнение;

-          принимает постановления и другие акты о соблюдении законов;

-          утверждает основы внутренней организации и деятельности министерств и других органов управления, направляет и контролирует их работу;

-          высказывает мнения о предложенных законах и других общих актах, которые предлагаются Собранию другими имеющими полномочия субъектами;

-          принимает решения о признании государств и правительств;

-          устанавливает дипломатические и консульские отношения с другими государствами;

-          принимает решение об открытии дипломатическо-консульских представительств за рубежом;

-          предлагает кандидатуры послов и представителей Республики Македония за рубежом и назначает глав консульских представительств;

-          предлагает кандидатуру публичного прокурора;

-          назначает и освобождает от занимаемой должности других должностных лиц в соответствии с Конституцией и законом и занимается другими вопросами, предусмотренными Конституцией и законом [1].

Правительство и каждый из его членов ответственны перед Собранием. Последнее может выразить Правительству вотум недоверия по инициативе, как минимум, 20 депутатов. Если Правительству большинством голосов всех членов парламента выражен вотум недоверия, оно обязано подать в отставку. Правительство само имеет право поставить вопрос о доверии перед Собранием и подать в отставку [2, с. 400].

Премьер-министр может предлагать Собранию смещение того или иного члена Правительства. Если Премьер-министр увольняет (с согласия Собрания) больше чем 1/3 начального состава Правительства, Собрание формирует новое Правительство [2, с. 400].

Конституционный контроль осуществляет Конституционный суд (КС). Он состоит из 9 судей, избираемых Собранием большинством голосов от общего числа депутатов. Срок полномочий судей — 9 лет без права на переизбрание. КС выбирает председателя из числа своих членов на 3 года без права на переизбрание [2, с. 403].

Согласно Конституции (ст.110) Конституционный суд Республики осуществляет следующие полномочия:

-          принимает решения о соответствии законов Конституции;

-          принимает решения о соответствии коллективных договоров и других актов Конституции и законам;

-          защищает свободы и права человека и гражданина, касающиеся свободы убеждений, совести, мнений и публичного выражения мысли, создания и деятельности политических организаций и дискриминации граждан на основании пола, расовой, религиозной, национальной, социальной и политической принадлежности;

-          принимает решения о разделении полномочий представителей законодательной, исполнительной и судебной власти;

-          принимает решения о разделении полномочий между органами Республики Македония и единицами местного самоуправления;

-          принимает решение об ответственности Президента Республики Македония;

-          принимает решения о конституционности программ и уставов политических партий и союзов граждан и принимает решения и по другим вопросам, предусмотренным Конституцией [1].

Основными источниками права в Македонии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Международные соглашения, ратифицированные в соответствии с Конституцией, являются основой внутреннего правового порядка и не могут быть изменены законом (ст.118) [2, с. 402].

Литература:

1.      Конституция Македонии. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/113 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.400–404.

Основные термины (генерируются автоматически): Македония, Конституция, Правительство, решение, Собрание, Конституционный суд Республики, президент Республики, соответствие, парламентско-президентская республика, унитарное государство.


Ключевые слова

унитарное государство, Конституция, Президент, Премьер-министр, Конституция., Правительство, Республика Македония, парламентско-президентская республика

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Коста-Рика, унитарное государство, Президент, Правительство, президентская республика, Парламент, Конституция. Государство в Центральной Америке. Коста-Рика — унитарное государство.

Особенности системы государственного управления Республики...

Хорватия — унитарное государство. Основная административно-территориальная единица — жупания [2, с. 731]. Форма правления в соответствии с Конституцией 1990 г. — смешанная (парламентско-президентская) республика [2, с. 731].

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Молдова, унитарное государство, Президент, Правительство, парламентская республика, Парламент, Конституция. Государство на юго-востоке Европы. Молдова — унитарное государство.

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Если Конституционный Суд признает Президента Республики виновным в совершении государственной измены, он снимает его с должности (§ 74 Закона Словацкой Республики об организации Конституционного Суда...

Место парламента в структуре государственного аппарата

Такой контроль в полном объеме осуществляется в странах парламентских республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Национальное собрание, Конституция, Президент, Правительство. Государство в Восточной Европе. Беларусь — унитарное государство.

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Боливия, Палаты депутатов, Президент, Сената, Премьер-министр, Конгресс, Конституция. Государство в Южной Америке. Боливия — унитарное государство.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления...

Согласно ст. 3 Конституции 1997 г. Республика Польша является унитарным государством. В ст. 15 Конституции говорится о том, что территориальное устройство Республики Польша гарантирует децентрализацию публичной власти.

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Коста-Рика, унитарное государство, Президент, Правительство, президентская республика, Парламент, Конституция. Государство в Центральной Америке. Коста-Рика — унитарное государство.

Особенности системы государственного управления Республики...

Хорватия — унитарное государство. Основная административно-территориальная единица — жупания [2, с. 731]. Форма правления в соответствии с Конституцией 1990 г. — смешанная (парламентско-президентская) республика [2, с. 731].

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Молдова, унитарное государство, Президент, Правительство, парламентская республика, Парламент, Конституция. Государство на юго-востоке Европы. Молдова — унитарное государство.

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Если Конституционный Суд признает Президента Республики виновным в совершении государственной измены, он снимает его с должности (§ 74 Закона Словацкой Республики об организации Конституционного Суда...

Место парламента в структуре государственного аппарата

Такой контроль в полном объеме осуществляется в странах парламентских республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков...

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Национальное собрание, Конституция, Президент, Правительство. Государство в Восточной Европе. Беларусь — унитарное государство.

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Боливия, Палаты депутатов, Президент, Сената, Премьер-министр, Конгресс, Конституция. Государство в Южной Америке. Боливия — унитарное государство.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления...

Согласно ст. 3 Конституции 1997 г. Республика Польша является унитарным государством. В ст. 15 Конституции говорится о том, что территориальное устройство Республики Польша гарантирует децентрализацию публичной власти.

Задать вопрос