Автор: Ахъядов Эльман Саид-Мохмадович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 07.05.2016

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Ахъядов Э. С. Место парламента в структуре государственного аппарата // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 953-955.



Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна претворять в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности третьей ветви власти — судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент («parlare» — «говорить»). Он представляет суверенитет народа и только он один правомочен выражать и закреплять волю народа в форме конституционного или федерального закона.

В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган именуется непосредственно парламентом. В других странах этот государственный орган называется иначе, например, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Стортинг — в Швеции, Конгресс — в Соединенных Штатах Америки, Кнессет — в Израиле, Генеральные Кортесы — в Испании.

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.

В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями, например, в США — это Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет, в Индии — Народная палата и Совет штатов, в Российской Федерации Государственная Дума и Совет Федерации. В ФРГ законодательные полномочия осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, которая формируется на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря, по крайней мере, двум своим преимуществам:

  1. возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль;
  2. возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и сотрудников его аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы и, соответственно, замедлением процесса принятия решений.

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Люксембург, Бельгия, Финляндия).

Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии и комитеты (постоянные, временные и смешанные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат, в тех случаях, когда обе палаты не могут прийти к единому мнению.

Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Как мы знаем, и референдум, и выборы — это высшее непосредственное выражение воли жителей города. Имеются и общие черты, и различия. И в референдуме, и в выборах имеют право принимать участие избиратели -жители города, достигшие восемнадцати лет, и являющиеся гражданами государства. И в том, и в другом случаях не имеют права избирать или быть избранными в органы городского самоуправления лица, которые признаны судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. И в том, и в другом случае одинаковая процедура голосования. Это что касается сходства. Отличие референдума от выборов в том, что референдум решает вопросы, а на выборах избирают тех ил иных лиц. И, вдобавок, при проведении выборов используются различные избирательные системы, хотя каждый субъект, штат, земля, департамент самостоятельно устанавливает, по какой системе проводить выборы.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Решение финансовых вопросов — это, прежде всего, установление налогов и рассмотрение или утверждение проекта государственного бюджета. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль над органами исполнительной власти. Парламент участвует в назначении и освобождении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть.

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в странах парламентских республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально.

В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. И в референдуме, и в выборах имеют право принимать участие избиратели -жители города, достигшие восемнадцати лет, и являющиеся гражданами государства. И в том, и в другом случаях не имеют права избирать или быть избранными в органы городского самоуправления лица, которые признаны судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законодательные органы в Российской Федерации избираются населением, решают наиболее важные вопросы государственной жизни в пределах соответствующей территории путём принятия и издания нормативно-правовых актов.

Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это — первый после Октябрьской революции парламент России, ибо бывший Верховный Совет СССР (РСФСР) лишь формально назывался парламентом, но никогда по существу им не был.

Литература:

  1. Автономов А. С. Конституционное право зарубежных стран. — М.: ИНФРА-М, 2015 г.
  2. Алибастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2010 г.
  3. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран. М., 2010 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Конституционное право зарубежных, право зарубежных стран, структуре государственного аппарата, Российской Федерации, участие избиратели -жители, избиратели -жители города, органы городского самоуправления, местах лишения свободы, городского самоуправления лица, вопросы государственной жизни, исполнительной власти, гражданами государства, исполнительной властью, главы государства, судом недееспособными, парламентом главы государства, приговору суда, государственного правления парламент, непосредственным законотворчеством парламент, стран законодательный орган.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос